Файл: Занятие 1 Общие вопросы теории специальной психологии и педагогики Вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует больше предоставлять ребенку с расстройством аутистического спектра, познавать все самостоятельно, его можно посадить в большое количество игрушек и, то, к чему он проявляет интерес, комментировать пояснительными словами. И, как бы ни было парадоксом, но это факт через неделю или две он с точностью может назвать детали или названия этих игрушек. Таким ребенком легче запоминаются слова, связанные с теми предметами, которые он потрогал лично сам или проявил к ним свой собственный интерес. Если же такого ребенка посадить за стол и навязывает ему изучение определенных слов принудительно, то не будет, не просто никакого эффекта, но может последовать и отрицательная реакция, а навязываемые слова он может воспринять для себя, как ругательные.

Ребенку с расстройством аутистического спектра надо предоставить возможность лопотать все, что им «взбредет» в голову, не ограничивать их во времени и даже самую неправильную разговорную речь использовать в целях обучения. Видя, что ребенок сосредоточен на одном объекте и бурно что-то говорит, надо просто слегка вставлять слова, определяющие значение этого объекта. «Говорить же о тщательной, спланированной речевой методике с ребенком с РАС до 6-ти лет сложно, потому что, он сам является методикой, которая двигает деятельностью педагога». Ни один педагог не знает, как будет вести себя ребенок с расстройством аутистического спектра, не отвернется ли он от него через пять минут, когда педагог работает с ним, и сложно предвидеть, как проявит он себя завтра.



Семинарское занятие №12

Дисгармоническое развитие детей и подростков
1. Причины дисгармонического развития.

2. Типология патологических характеров.

3. Особенности личностных качеств детей и подростков с конституционной психопатией.

4. Особенности личностных качеств детей и подростков с органической психопатией.

5. Патохарактерологическое развитие личности в подростковом возрасте.

6. Диагностика дисгармонического развития.

7. Особенности коррекционной работы с детьми и подростками, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы.
Вопросы:


  1. Причины дисгармонического развития.


Психопатия — патологическое состояние, характеризующееся нарушением процессов формирования личности; стойкая деформация характера. Проявляется патологическими особенностями эмоционально-волевой сферы, характера («тяжелый характер»), приводящими к социальной дезадаптации. По словам Шнайдера, от дисгармоничного склада личности страдает и сам человек, и окружающие его люди. От психической нормы психопатии отделены нечеткими границами, поэтому менее выраженные формы, которых большинство, психопатии, прикрытые высоким интеллектом, диагностировать трудно.

Критерии психопатии (по П.Б. Ганнушкину):

Тотальность дисгармонии личности, т. е. деформация всех структурных компонентов личности. Проявляется во всех жизненных событиях. Относительная необратимость психопатии, когда личностные дисгармонии обнаруживаются с раннего детства и до глубокой старости, никогда не исчезая, но и не переходя в другую болезненную форму. Относительная стабильность характерна на протяжении жизни. Социальная дезадаптация проявляется в отсутствии полностью адекватного поведения в любой жизненной ситуации. Резко выраженная дезадаптация приводит к тяжелым конфликтам с окружающими людьми, к краху личных планов и целей, к госпитализации в психиатрическую больницу, несмотря на отсутствие психической болезни.

Предопределяющую роль в развитии психопатии играет неблагоприятная наследственность. Но психопатия редко вызывается одной причиной, чаще всего имеет место сочетание, совокупное действие наследственных, органических и социальных причин. В основе развития психопатии лежит биологическая неполноценность мозга в сочетании с неблагоприятными социально-психологическими факторами или условиями формирования личности. Психопатия возникает вследствие комбинации различных патогенетических факторов: а) наследственности; б) органических повреждений; в) социальных условий. Психопатические личности чаще встречаются в семьях, где имели место психические заболевания.


К социальным факторам психопатии можно отнести безнадзорность, депривированность ребенка; асоциальное, аморальное поведение его родителей; эмоциональное отвержение; конфликтность, жестокость в семье. Сюда же относится отклоняющееся от нормы воспитание — подавляющее, парализующее волю ребенка; попустительство любым его прихотям и капризам; непоследовательность и импульсивность в обращении; отрицательные образцы для подражания в окружении ребенка.



  1. Типология патологических характеров.


О.В. Кербиков (1971) различает 3 группы психопатий: 1) ядерные (конституциональные) Они обусловлены наследственностью и проявляются даже при самых благоприятных условиях непосредственного социального окружения .Обычно у родителей или других кровных родственников удаётся проследить подобные же проявления ., 2) органические Являются результатом пренатальных, нотальных и ранних постнатальных (первые 2-3 года жизни) вредных воздействий на формирующийся мозг . Этими вредными воздействиями могут быть тяжёлые токсикозы беременности, травмы плода во время беременности и родов, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, длительные истощающие соматические заболевания с первых месяцев жизни. Органические психопатии проявляются с детства, но при повзрослении могут сглаживаться . и 3) краевые. Они являются следствием неправильного воспитания или продолжительного дурного влияния окружающей среды, особенно если это приходится на подростковый возраст - период становления характера . Однако не у всех под влиянием одинаковых психогенных хронических факторов наступает психопатическое развитие . При этом необходимо не просто любое продолжительное неблагоприятное социально-психологическое воздействие, а такое, которое адресуется к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуации

. Критерии психопатии, предложенные П.Б. Ганнушкиным, а именно:

  1. выраженность патологических черт характера до степени социальной дезадаптации;

  2. тотальность психопатических особенностей, определяющих весь психический облик индивида;

  3. относительная стабильность психопатических особенностей, их малая обратимость, справедливы для пациентов зрелого возраста, в детско-подростковом возрасте имеют относительное значение.




  1. Особенности личностных качеств детей и подростков с конституционной психопатией.



Конституциональные психопатии - это психопатии решающий фактор в возникновении которых принадлежит наследственности. К ним чаще относятся такие типы психопатий: циклоидная, шизоидная, психастеническая, эпилептоидная.

Шизоид. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Но чаще же шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе. Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте ("не знаю о чем еще говорить") нередко побуждают к еще большему уходу в себя.

У циклоидных подростков имеются свои "места наименьшего сопротивления". Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость К коренной ломке жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные реакции на первом курсе высших учебных заведений (Строгонов, 1973). Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющееся необходимостью усвоить в короткий период зачетно-экзаменационной сессии гораздо больший, чем в школе, материал, – все это ломает привитый предшествующими десятилетиями учебный стереотип. Способность в период подъема на лету усваивать материал школьной программы здесь оказывается недостаточной. Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе и это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и к умственной работе вообще.

Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличают злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Аффективные разряды эпилептоида лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Их можно сравнить с разрывом парового котла, который прежде долго и постепенно закипает. Повод для взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны – эпилептоид долго не может остыть...


Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.


  1. Особенности личностных качеств детей и подростков с органической психопатией.


Основой изменения личности является органические повреждения подкорковых систем головного мозга в период внутриутробного развития или в перинатальный период.

Реабилитационные мероприятия носят больше медицинский, чем воспитательный характер.

Типы психопатии: 1) бестормозные личности; 2) возбудимые личности.

  • 1. Бестормозные (неустойчивыеличности. Интеллект в норме, но поскольку отсутствует способность к систематическому труду, то результативность обучения низкая: дети учатся плохо, сбегают с уроков. Характерно стремление к удовольствиям, жажда сенсорных впечатлений при отсутствии познавательного интереса. Импульсивны, некритичны, неспособны к устойчивым теплым отношениям, отсутствует понимание последствий своих поступков. Характерен эйфорический оттенок настроения. В подростковом возрасте склонны к девиантному типу поведения, например, делинквентным поступкам, беспорядочной половой жизни, алкоголизмации и (или) наркотизации.

  • 2. Возбудимые личности (с повышенными влечениями). С раннего дошкольного возраста настроение носит угрюмо-мрачный характер




  1. Патохарактерологическое развитие личности в подростковом возрасте.


 Патохарактерологическое развитие личности - результат длительного воздействия неблагоприятных социальных факторов, неправильного воспитания в семье, искажающего психическое развитие ребенка, или затяжных психотравмирующих ситуаций.

В зависимости от особенностей названных психогенных факторов, а также индивидуальных психических свойств (темперамента, психомоторики, элементов формирующегося характера и т. д.) происходит закрепление отклонений харак­тера, постепенно складывающихся в определенное сочетание, которое условно может быть названо «патохарактерологическим синдромом». Особенности последнего определяют вари­ант патохарактерологического формирования личности. Ос­новными вариантами его являются