ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семья и её основные функции

Основные функции современной семьи

Структура и типология семей

Структура семьи

Типология семей

Жизненный цикл семьи

Молодая семья

Психологические особенности добрачных отношений

Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни

Организация семейного быта, семейная экономика

Семейные роли, их распределение

Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями

Ребенок в молодой семье

Психология супружеской измены

Понятие и виды супружеских измен

Причины супружеских измен

Типы личностей, имеющих склонность к внебрачным связям

Социально-психологические особенности поведения партнеров во внебрачных связях

Реакции обманутого партнера на супружескую измену

Терапия супружеских измен

Разводы

Социально-психологические особенности развода

Причины и мотивы разводов

Последствия разводов

Повторные браки

Повторные браки, их особенности и виды

Психологические проблемы повторных браков

Проблемы брака и особенности кризиса современной семьи

Приложение 1

Семейные мудрости

Приложение 2

Несколько психологических советов тем, кто столкнулся с супружеской неверностью

Приложение 3

Типичные нормы традиционной и современной семьи

Приложение 4

Методика РОП (ролевые ожидания и притязания супругов)



Психическое заболевание родителя может вызвать у него такие поведенческие реакции, которые будут опасны для ребенка. Симптомами психического заболевания является безразличное отношение к ребенку, что увеличивает опасность несчастного случая. Дикие скандалы с супругом или с соседями отрицательно влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние ребенка.

Родитель, склонный к употреблению алкоголя или наркотиков, также может игнорировать потребности ребенка и угрожать его безопасности. Родитель может страдать от неврозов или психоза. Болезнь может быть настолько серьезной, что жестокое обращение с ребенком приобретает садистский, преступный характер.

Своеобразный психологический климат складывается в семьях с хронически больными детьми и детьми-инвалидами, что обусловливает отнесение таких семей к нетипичным семьям. Пребывание подобных детей в семье создает много сложностей, которые могут быть разделены на две группы: первая — как семья влияет на состояние больного ребенка; вторая — каким образом состояние хронически больного ребенка меняет психологический климат в семье.

Если ребенок имеет умственные или физические ограничения, то ему требуется специальный уход, а родители не всегда могут его обеспечить в домашних условиях. Если в семье есть еще другие дети, и она переживает трудности, то у родителей просто может не хватить ни душевных, ни физических сил, необходимых для удовлетворения специфических потребностей больного ребенка. Кроме того, у родителей больного ребенка могут проявляться различные формы эмоционального реагирования на сообщение о том, что их ребенок физически или умственно неполноценен, что оказывает огромное влияние на психологическую обстановку в семье.

Наиболее типичной первоначальной реакцией родителей на поставленный врачом диагноз об умственной или физической отсталости их ребенка является отрицание, неверие в существование болезни, отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен и консультация у другого специалиста в этой области позволит его снять. Спустя некоторое время приходит осознание истинного состояния ребенка и появляется реакция гнева. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования как в себе самом, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты напрасно обнадеживали их и не были с ними откровенны в вопросах, касающихся состояния ребенка. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка. Семейная атмосфера дестабилизируется настолько, что когда-то вполне благополучная семья становится эмоционально-враждебной по отношению друг к другу. Такая семья либо распадается, либо супруги продолжают жить под одной крышей из чувства «долга» перед больными детьми или из-за нежелания
обременять себя лишними хлопотами и неприятностями, связанными с разводом, и не имея сильной мотивации разрушить формальный статус. Неуместное чувство вины - это также часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача о тяжелой неизлечимой болезни их ребенка. Зачастую оно перерастает во всепоглощающие страдания и переживания родителей по поводу проступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка. Родители, которые видят причину болезни ребенка в себе, стараются держать под контролем даже то, что контролировать в принципе невозможно. Подобное состояние, сопровождаемое душевными муками и переживаниями, значительно усложняет и без того напряженную семейную атмосферу.

Часто родители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка. Их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, и они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному. Иногда у родителей может появляться такое реактивное состояние, как обвинение — попытки переложить ответственность за состояние своего ребенка на других с целью скрыть свои истинные чувства. Родители могут обвинять учителя и школу за негодное обучение, врача за неправильный уход в дородовый период, дурную наследственность мужа или жены.

Следующей реакцией родителей на болезнь ребенка может быть гиперопека, которая возникает в связи с тем, что они считают невозможным по причине заболевания общение своего ребенка с другими детьми. Они опасаются, что в играх со здоровыми детьми их ребенок станет объектом насмешек, что ему грозит опасность получить травму, так как «другие мальчики играют слишком грубо», и т.п. Отрицая право своего ребенка быть просто ребенком и общаться с другими детьми, родители лишь сильнее подчеркивают его умственные и физические недостатки.

Заключительным этапом своеобразного привыкания родителей к постигшему их горю является эмоциональная адаптация. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка; к этому моменту они уже успели выработать позитивные установки как по отношению к самим себе, так и по отношению к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить его будущее.

Однако родителям не всегда удается смириться с мыслью о том, что их ребенок имеет врожденную патологию или серьезное заболевание. Тем более, что такие дети очень беспокойны и часто «передают» свое беспокойство родителям. Родители становятся раздражительными и переносят свое раздражение на супружеские отношения. Это особенно затрагивает мужа, вследствие чего он старается меньше оставаться дома.


Подобная безысходная ситуация складывается в семье с детьми-инвалидами или безнадежно больными (например, с детьми, страдающими лейкозом). В таких случаях муж пытается реже бывать дома, избегает общения с ребенком, тогда как жена сильно привязывается к больному ребенку, часто в ущерб остальным детям и супругу. Подобная ситуация может не только отрицательно влиять на душевное спокойствие и уравновешенность родителей, но и на психологический климат семьи в целом. Как отмечают исследователи подобных семейных проблем, обычно отцы не выдерживают совместного пребывания с тяжело больным сыном или дочерью, начинают пить или вообще покидают семью. И без того обделенный судьбой ребенок оказывается еще и без отца. Понятно, что проблем у матери появляется больше, она становится раздражительной, чем еще больше травмирует ребенка.

Больной ребенок нуждается в особом отношении родителей, так как у него могут формироваться особенности характера, вызванные переживаниями своего дефекта, возникает своеобразный комплекс неполноценности. Нельзя забывать о том, что ребенок с определенной патологией находится в соответствующем социальном окружении, которое влияет на него. Поэтому если к такому ребенку плохо относятся, бьют, ругают, не понимают, если родители стыдятся больного ребенка, у него могут развиться различные невротические и характерологические нарушения, не имеющие прямого отношения к его болезни. С одной стороны, его физические возможности ограничены, и он предъявляет иногда завышенные требования к окружающим, а с другой стороны, у окружающих может исчерпываться терпение постоянно удовлетворять эти требования, чем еще больше увеличивается риск возникновения конфликтов.

С детства (или даже с рождения) страдающий серьезным заболеванием ребенок обычно много времени проводит в больницах. Подрастая, он начинает пристально наблюдать за отношением к нему близких людей, становится чрезмерно недоверчивым. Ему кажется, будто он никому не нужен, что его ожидают сплошные неудачи и он в тягость родителям. Боится, что родители к нему охладели, тщательно анализирует каждый их жест, каждое родительское слово. Поэтому с таким ребенком нужно быть очень внимательным.

Любой ребенок, а тем более больной, должен чувствовать, что его не бросят в беде, что ему всегда помогут, и тогда ему будет легче противостоять разным жизненным невзгодам. Тем более, что хронически больные дети или дети-инвалиды в силу особенности той социальной ситуации, в которой они вынуждены пребывать, становятся эмоционально чувствительными и ранимыми. Эти дети часто волнуются, обижаются и плачут. Для них характерны плохая переносимость любых огорчений, склонность к снижению настроения и печали. Они испытывают повышенную потребность в безопасности, любви и сочувствии, которая сопровождается переживаниями собственной беспомощности, никчемности, ненужности и одиночества в семье. Естественно, далеко не лучшим образом это сказывается на общей семейной атмосфере. Родители, особенно если в семье есть и другие дети, не могут неотлучно находиться рядом с больным ребенком, а он не может это понять и принять, требуя более пристального внимания к себе. Поэтому у матери, разрывающейся между жалостью к больному ребенку и
необходимостью одновременно заботиться о других членах семьи, может появиться вполне обоснованное эмоциональное напряжение, разрядка которого достигается путем «вымещения» его на муже или на старших детях. В результате все члены семьи, а не только больной ребенок, испытывают конфликтные, фрустрационные переживания.

Специфическим типом современной семьи, получившим в России в последнее время довольно широкое распространение, являются семьи беженцев. Межнациональные и локальные военные конфликты лишили родного очага сотни тысяч людей, которые вместе с детьми вынуждены поменять не только место жительства, но и образ жизни в целом. Описать психологические особенности такой семьи довольно сложно, потому что она одновременно может совмещать в себе характеристики, присущие многим видам как традиционных, так и нетипичных семейно-брачных союзов, с той лишь разницей, что эти характерологические особенности зависят не от личных установок супругов, а от сложных объективных (прежде всего социально-экономических и политических) условий. Именно они влияют в большей степени и на структуру, и на психологический климат семьи, на физическое и психическое здоровье ее членов. Особенно трагична в таких семьях судьба детей, так как им всегда бывает тяжелее, чем взрослым, уже закаленным своим жизненным опытом и умеющим активнее и целеустремленнее защищаться от ударов судьбы.

Любые природные (землетрясения, наводнения) или социальные (войны, межнациональные конфликты) катаклизмы надолго оставляют след в психике людей. Гибель близких людей, невозможность начать новую жизнь после катастрофы и т. д. — все это существенно отражается в первую очередь на чрезмерно чувствительных и впечатлительных детях и подростках. Характер любого человека, а тем более беспомощного ребенка, который отличается более высокой чувствительностью к неблагоприятным условиям жизни, постепенно начинает изменяться под воздействием внешних обстоятельств: нарастает раздражительность, появляется вспыльчивость, чрезмерная ранимость или, наоборот, замкнутость, нерешительность, стеснительность, робость; у некоторых — педантичность, завистливость, утрированная добросовестность и проч.

Дети реагируют на стихийные бедствия и социальные катаклизмы точно так же, как реагируют близкие взрослые. Если мамы и папы держатся мужественно, не плачут и не суетятся, с ребенком может ничего не случиться, иногда он даже не заметит, что произошло что-то из ряда вон выходящее. Ребенок копирует взрослых и осознает, что если взрослые спокойны, то и ему ничего не грозит. В таких случаях никаких психических потрясений у него не произойдет. Поэтому в психологической помощи в первую очередь нуждаются родители и другие взрослые члены семей беженцев. Обретение ими морального спокойствия важно не только в плане сохранения морального духа, чтобы продолжать жить дальше, но и влияния их на детей, чей внутренний мир очень хрупок. И только от взрослых зависит, смогут ли их дети обрести душевное равновесие или нет.


Приведенная типология современных семей не претендует на полноту и завершенность. В книге рассмотрена лишь некоторая часть из них, причем особое внимание обращено на разновидности неблагополучных и нетипичных семей, потому что именно они порождают основную массу социальных и психологических проблем в нашем обществе, зачастую оказывают десоциализирующее влияние на формирование личности воспитывающихся в таких семьях детей.

Разумеется, реальные семьи — объекты изучения или помощи — обладают не одним, а несколькими признаками по выделенным критериям, которые не являются исчерпывающими. В этой связи одна и та же семья может быть отнесена к нескольким группам одновременно и охарактеризована по разным основаниям. Кроме того, трудно установить, какие из критериев являются основаниями для типизации, а какие лишь описывают так называемые семейные формы, в том числе альтернативные традиционному браку. И все-таки, несмотря ни на что, семья всегда важна для любого человека. Именно своей семье, какой бы она ни была, мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной самостоятельности.

Вместе с тем, как отмечалось выше, многие молодые люди отдают предпочтение длительному роману, «гостевому браку» или иным подобным формам свободных отношений, не желая лишаться личной свободы и обременять себя узами законного брака. Для сторонников гражданских брачных союзов предлагается тест, который поможет им лучше понять свои жизненные установки и их возможные последствия.