ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 302

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семья и её основные функции

Основные функции современной семьи

Структура и типология семей

Структура семьи

Типология семей

Жизненный цикл семьи

Молодая семья

Психологические особенности добрачных отношений

Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни

Организация семейного быта, семейная экономика

Семейные роли, их распределение

Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями

Ребенок в молодой семье

Психология супружеской измены

Понятие и виды супружеских измен

Причины супружеских измен

Типы личностей, имеющих склонность к внебрачным связям

Социально-психологические особенности поведения партнеров во внебрачных связях

Реакции обманутого партнера на супружескую измену

Терапия супружеских измен

Разводы

Социально-психологические особенности развода

Причины и мотивы разводов

Последствия разводов

Повторные браки

Повторные браки, их особенности и виды

Психологические проблемы повторных браков

Проблемы брака и особенности кризиса современной семьи

Приложение 1

Семейные мудрости

Приложение 2

Несколько психологических советов тем, кто столкнулся с супружеской неверностью

Приложение 3

Типичные нормы традиционной и современной семьи

Приложение 4

Методика РОП (ролевые ожидания и притязания супругов)



Эти семьи не только социально неблагополучны, но и криминогенно опасны. Вокруг таких семей, как правило, возникают целые компании соседских ребят, которые под влиянием взрослых приобщаются к алкоголю, бродяжничеству, воровству и попрошайничеству, преступной субкультуре.

К асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с открытыми стяжательскими установками и интересами, живущими по принципу «цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовным ценностям не придается должного значения, что в конечном итоге может привести к ориентации на удовлетворение примитивных потребностей и постановку низменных целей с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. По отношению к таким родителям и их детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций. Однако существенным недостатком методов обратной социализации является их запоздалость, прозрение часто наступает слишком поздно, чтобы что-то существенно изменить в личности ребенка.

Конфликтная семья характеризуется тем, что в ней по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.

Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной асоциальных проявлений.

В конфликтных семьях десоциализирующее влияние проявляется не прямо через образцы аморального поведения или антиобщественные убеждения родителей. Здесь имеет место косвенное десоциализирующее воздействие, оказываемое за счет хронически осложненных, нездоровых отношений родителей, которые непременно отражаются и на их отношении к детям. Более того, дети часто могут избираться в качестве «семейных арбитров» , когда каждый из супругов с целью еще больше досадить другому пытается «перетянуть» ребенка на свою сторону. Таким образом, дети из свидетелей семейных конфликтов становятся их непосредственными участниками, образуя коалицию с одним из родителей против другого.


Педагогически несостоятельные семьи, какиконфликтные, не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. В этих семьях при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Формирование нездоровых жизненных установок у детей в подобных семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Итак, семья является сложной системой взаимоотношений, в которой каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Нарушение семейных отношений ведет к невыполнению этих функций, происходит их смещение вплоть до искажения. При нарушении структуры и функций семьи возникает психологическая напряженность и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, прививать им положительные социальные качества, необходимые для становления полноценного члена общества.

Представленная типология семей была бы неполной, если бы в нее не были включены нетипичные семьи. К сожалению, модели нетипичных браков не представлены ни в одной классификации. Кроме того, несмотря на появление и распространение таких семей в современном обществе, ученые почти не связывают свои исследовательские интересы с их изучением. Поэтому многие проблемы, касающиеся этих семей, до сих пор остаются неизвестными широкой общественности. Однако такие нетрадиционные брачные союзы существуют, имеют свои особенности, ведут свой образ жизни, который иногда существенно отличается от общепринятых представлений о браке и семье.

Что же собой представляет нетипичная семья? Ответить на этот вопрос довольно сложно, потому что нетрадиционные браки так же многообразны, как и традиционные. Вместе с тем от общепринятых в рамках той или иной культуры эти семейно-брачные союзы отличаются некоторыми непривычными формами структуры и отношений между представителями разных полов. К нетипичным семьям можно отнести также и такие, которые ничем не отличаются от традиционных по своим функциям и структуре, но в современном обществе пока не получили широкого распространения и признания среди представителей разных социальных слоев. Изначально сущность понятия «брак» определялась как санкционированная обществом форма отношений между полами, включая отношение к потомству. То есть брачный союз был своеобразным средством регуляции половых отношений и воспроизводства населения. В связи с этим некоторые модели нетипичных семей не санкционированы современным обществом, но в истории развития цивилизации были не только распространенной, но и официально принятой, узаконенной, формой семейных союзов. Поэтому такие семьи, как, например,
встречающаяся семья, можно рассматривать в качестве своеобразной «осовремененной» модели парного брака, существовавшего примерно 25-24 тысячи лет назад. Этот брак не был связан с общественными законами и не подчинялся им, основой его создания и продолжительности существования была лишь добрая воля партнеров.

Некоторые нетрадиционные для российской культуры формы браков в то же время являются официально разрешенными в других странах. Например, у некоторых мусульманских народов Востока распространенной формой является полигиния (многоженство), при которой мужчина одновременно состоит в нескольких брачных союзах с разными женщинами. Для России такой брак не является типичным, хотя в последнее время начинает вводиться, согласно мусульманским обычаям.

Какие же разновидности нетипичных семей встречаютсявусловиях современной российской действительности? Среди таковых можно выделить следующие:

1. Встречающаяся семья: брак зарегистрирован, но супруги живут раздельно, у каждого из них свое жилье. Даже появление детей не является основанием для того, чтобы объединиться и жить «общим домом». Чаще всего дети остаются с матерью или отдаются на воспитание ближайшим родственникам (родителям) мужа или жены. Такая семья собирается вместе либо по праздникам и выходным дням, либо на время отпуска супругов. В остальное время супруги могут встречаться от случая к случаю, не обременяя себя и друг друга семейными проблемами и заботами, каждый из них считает, что имеет право «пожить в свое удовольствие», не заботясь о том, как чувствуют себя в такой семье дети.

2. Прерывающаяся семья характеризуется тем, что брак официально заключен, супруги живут вместе, но считают допустимым на время расставаться и не вести общее хозяйство.

3. Незарегистрированный брак (так называемый гражданский) — все более распространяющаяся форма семьи, которая в нашей стране была узаконена В.И. Лениным и отменена И.В. Сталиным; сюда же относится и пробный брак. Подобные неофициальные брачные союзы называют также внебрачными и сожительствами.

Анализируя причины популярности внебрачных союзов, некоторые специалисты связывают их прежде всего с кризисом современной семьи, падением ее социального престижа. Предполагается, что традиционное распределение домашних дел, характерное при официальном браке, во внебрачном союзе нарушается. При этой форме совместной жизни мужчины не обладают социально санкционированной властью определять разделение домашнего труда, поэтому женщины «не готовят, не стирают и не штопают». Продолжительность такого брака не имеет строгих рамок, ибо форма совместной жизни во внебрачном союзе обеспечивает каждому партнеру индивидуальную свободу, которой он может воспользоваться в любой момент. Иногда необходимость официально оформить
отношения возникает в связи с рождением ребенка, чтобы не подвергать его юридической и социальной дискриминации как незаконнорожденного.

Что касается будущего пробных (гражданских, неофициальных) браков, большинство исследователей приходят к единодушному мнению: подобная форма совместной жизни, воспринимаемая как интеграция и самими партнерами, и обществом, получит дальнейшее распространение. Этому способствуют как объективные условия, связанные с современным общественным разделением труда (более поздняя, чем прежде, экономическая самостоятельность молодых людей), более раннее физическое, в том числе сексуальное развитие, так и продолжающийся процесс ломки строгих общепринятых рамок в области половой морали, доминирование свободы в установлении внебрачных половых связей. Наконец, важную роль в росте внебрачных союзов играют психологические факторы. Все большее число молодых людей (и даже их родителей) считают необходимым пройти перед «настоящим» супружеством испытательный срок в сожительстве — лучше узнать характер и привычки друг друга, проверить свои чувства, сексуальную совместимость. Сторонники гражданских браков убеждены, что семейный союз, заключенный после такой проверки, обычно крепче.

4. Открытая семья отличается тем, что гласно или негласно супруги допускают связи вне брака.

Во многих древних обществах существовал обычай сексуального гостеприимства, когда хозяин «одалживал» дорогому гостю свою жену или когда союз между мужчинами скреплялся обменом женами. Согласия жен при этом, разумеется, не спрашивали.

Современная открытая семья, вопреки моральным нормам общества, в несколько в ином виде пытается возродить этот обычай. Некоторые супружеские пары в поисках сексуального разнообразия по обоюдному добровольному согласию устанавливают сексуальные отношения с какими-то другими, одной или несколькими парами. В отличие от тщательно скрываемых внебрачных любовных увлечений, при которых супруги развлекаются на стороне независимо и большей частью без ведома друг друга, подобные взаимоотношения, получившие название свингинга, предполагают «со-брачный» секс: юридические, социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексуальную исключительность. В «закрытом» свингинге каждый из супругов развлекается с представителем другой пары приватно, наедине. «Открытый» же свингинг — это групповой секс;
гетеросексуальные игры и ласки иногда дополняются гомосексуальными.

Некоторые свингеры не только сообща занимаются любовью, но совместно организуют и проводят отдых, развлекаются, помогают друг другу воспитывать детей, решают сообща хозяйственно-бытовые проблемы.

В подобном «браке» возникает целый ряд моральных, психологических и сексуальных проблем. Поскольку свингинг предполагает добровольность и равенство супругов, он честнее обычного адюльтера, здесь нет обмана и нарушение супружеской верности. Тем не менее он, безусловно, противоречит нормам христианской морали и моногамного брака.

С отказом от сексуальной исключительности супружество утрачивает значительную долю своей интимности. Чисто развлекательный, гедонистический секс многих не удовлетворяет, а возникновение сильной эмоциональной привязанности между мужем и женой из разных пар неминуемо подрывает их первоначальные брачные союзы. Несмотря на заранее достигнутое обоюдное согласие, свингинг нередко порождает чувство стыда, вины и ревности, которые могут разрушить супружество. Увеличивает он и возможность контрацептивной ошибки или неосторожности, которые могут привести к драматической ситуации об установлении биологического отцовства.

5. Мусульманская семья— многоженство, узаконенное религией. Один мужчина может иметь четырех официальных жен, которые обычно живут под одной крышей или же в отдельных домах, построенных для них мужем. Если все жены и их дети находятся в одном домовладении, домашние и семейные обязанности между ними строго распределены. Муж является единовластным хозяином всех домочадцев, подчинение ему обязательно для всех членов этой семьи — от мала до велика. Он единолично принимает решения и определяет дальнейшие судьбы стареющих жен и подрастающих детей.

6. «Шведская» семья — это семейная группа, включающая в себя по несколько представителей не только женского, но и мужского пола. Юридически отношения в такой семье могут быть оформлены только между партнерами одной пары, но это не мешает всем, включенным в семейный союз мужчинам и женщинам, считать себя супругами друг друга, вести общее хозяйство, иметь общий семейный бюджет. Дети также считаются общими.

7. Гомосексуальная семья состоит из брачных партнеров, имеющих так называемую «нетрадиционную» сексуальную ориентацию. Если это чисто мужская или чисто женская брачная пара, внутри такой семьи происходит разделение партнеров на «мужей» и «жен» и соответствующее распределение семейных ролей и обязанностей. Довольно часто взаимоотношения в гомосексуальной семье устанавливаются по типу традиционной нуклеарной. При этом нормы внутрисемейной жизни определяются самими «супругами» в соответствии с существующими в обществе мужскими и женскими ролями.