Файл: Никто не забыт, ничто не забыто.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок литературы в 6 классе, посвящённый 75-летию Победы

в Великой Отечественной войне
Учитель: Хабибрахманова Гузелия Тагирована, учитель русского языка и литературы МБОУ

«Конская ООШ им.П.М.Гаврилова» Песречинского муниципального района

Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель урока: формирование у учащихся знаний о поэтах-фронтовиках и значении поэзии во времена Великой Отечественной войны

Задачи:

обучающие:

  • дать представление о Великой Отечественной войне как огромной трагедии и великом подвиге русского народа;

  • познакомить с биографией и творчеством поэта-фронтовика К.М.Симонова;

  • показать роль поэзии в годы войны;

развивающие:

  • способствовать развитию речи;

  • продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры;

  • продолжить развитие умения анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности;

  • развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство);

  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению, гордость за свой народ, свою Отчизну, ответственность перед Родиной.

Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне, репродукции картин, выставка рисунков учащихся
Ход урока:
75 – летию Великой Победы посвящается

1.Вступление - сообщение о начале войны
Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение! Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в четыре часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза! Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков! Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!
2. Слово учителя. Целеполагание.
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

Надели гимнастёрки и шинели

Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!
(Т. Лаврова)
С каждым годом всё дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны,

но в памяти народной и поныне живы те трагические события, которые заставили сплотиться весь народ, все поколения против общего врага – Фашизма. Никогда не померкнет в сердцах и душах людей подвиг солдата, вставшего на смерть, подвиг миллионов известных и безымянных героев.

«Никто не забыт, ничто не забыто…» - так называется наш сегодняшний урок, посвящённый Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Сегодня, ребята, мы с вами перелистаем страницы истории и обратимся к тем событиям, которые потрясли весь мир, а также на примере творчества К.Симонова постараемся выяснить, какую роль играла поэзия в годы войны.
3.Беседа по вопросам:

  1. Что вы знаете о Великой Отечественной войне: Кто с кем воевал? Какая это была война для нашего народа? (освободительная) За что воевали? Кто победил? Что принесла с собой эта война?

  2. Какие книги о Великой Отечественной войне вы читали?

  3. У кого дедушки или бабушки были участниками войны? Какие награды (ордена, медали) сохранились в вашей семье?

  4. Когда отмечают в нашей стране великий и светлый праздник День Победы? (День Победы отмечают 9 мая)

  5. Что это за победа? Над кем? (Победа над фашистской Германией)

4. Доклад «Великая Отечественная война» ( выступает подготовленный ученик)

22 июня 1941 года на нашу страну напали немцы. Началась Великая Отечественная Война. С этого дня не осталось ни одного дома, ни одной семьи, кого бы обошла стороной большая беда. На фронт уходили сыновья, братья, отцы и деды. Многим из них не суждено было вернуться, многие были ранены, но даже те, кто вернулся живым и здоровым навсегда сохранили в памяти кровь своих однополчан.

За годы тяжёлого испытания наш народ вынес всё. Женщины и дети старались помочь солдатам, работая на разных фабриках и изготавливая то детали для техники, то посуду, то другие необходимые вещи. Работа длилась без остановки, советские люди стояли у станка по 12, а то и 14 часов, и каждый стремился внести свой вклад в победу.


В час отчаяния наш народ держался вместе, даже собаки спасали раненых солдат! Медсёстры готовы были сами лечь под пули, только бы успеть спасти раненых. Но, к сожалению, сила фашистов была слишком свирепа. В боях были убиты миллионы, огромное количество людей было взято в плен, многих расстреляли там же. История помнит голод Ленинграда, оккупированного немцами почти на 3 года. Казалось, что мы не одолеем врага, и никто больше никогда не узнает, что были на земле такие люди – русские.

Но эту войну мы выиграли, и быть по-другому не могло. Ведь наш народ не хотел этой крови, не жаждал войны, не стремился убивать. Мы защищали свою Родину, своих близких людей, свои дома и зелёные леса, свои тёплые реки. Именно поэтому мы победили: у нас за плечом стояла любовь, а у фашистского солдата слепая ненависть. И Величие той войны заключается в том, что советский человек боролся за жизнь тогда, как другие хотели невинных смертей.

Путь к Победе был долог и труден: более 20 миллионов человеческих жизней (столько наших соотечественников не вернулось с войны: пали на полях сражений или погибли в гитлеровских застенках) , 1710 разрушенных городов, 70 тысяч сожженных сел и деревень… 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.

Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. И, неслучайно, её называют Великой и Священной, ведь она подняла все поколения на борьбу за святое, правое дело. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.

5. Слово учителя о поэзии Великой Отечественной войны.
Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов, он звучал Набатным колоколом, мобилизуя народ на борьбу, на победу. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Художественное слово, создаваемое писателями, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Исаковского, Самойлова, Симонова помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами.

С первых дней войны свыше 2000 писателей и поэтов вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами, мерзли в окопах, ходили в атаку Их оружием были и винтовка, и пулемет… и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.


Среди поэтов, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, был Константин Михайлович Симонов, человек, у которого в судьбе “совпало — война, беда, мечта и юность”.

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством этого поэта.

7. Рассказ о биографии Симонова (выступает подготовленный ученик)

Константин Михайлович Симонов (1915-1979) родился в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба Михаила Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. После седьмого класса закончил фабрично-заводское училище и работал токарем на авиационном заводе. Стихи начал писать в 16 лет, в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова. В 1838 году закончил Литературный институт.

С началом войны был призван в армию, работал военным корреспондентом в газете «Красная звезда». В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника.

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

За четыре военных года написал пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», дневники, которые впоследствии составили два тома собрания сочинений, наконец, стихи, которых с нетерпением ожидала вся воюющая страна.

После того как в газете «Правда» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное любимой женщине – актрисе Валентине Серовой, Симонов стал самым известным поэтом в стране. Солдаты вырезали стихотворение из газет, переписывали его, хранили в карманах своих гимнастерок, посылали женам и невестам. Переложенное на музыку, «Жди меня» получило новую жизнь в виде популярнейшей песни, которую пели и в тылу, и на фронте.

Песня «Жди меня» на слова К.М.Симонова

28 февраля 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения Константина Симонова – поэта, прозаика, драматурга, журналиста, редактора, общественного деятеля, шестикратного лауреата Государственной (Сталинской) премии. Его любовные стихи миллионы людей знали наизусть, за его романами охотились толстые журналы. Его пьесы ставились на лучших сценах страны. Имя Константина Симонова не забыто и в новых поколениях читателей, его фигура до сих пор остается знаковой. Произведения Симонова, переведённые на разные языки, до сих пор волнуют сердца читателей.


8. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины"


Есть у Симонова стихи, которые во время войны солдаты и офицеры носили у себя на груди, — это факт, а не преувеличение, — носили потому, что строки эти отвечали тому, что у них на сердце»

Одно из таких стихотворений Константина Симонова - «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Найдите его в учебнике на стр. 80. Прежде чем прочитать стихотворение, давайте познакомимся с историей его создания.

  1. История создания (с докладом выступает подготовленный ученик)

История создания. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» создано осенью 1941 г. и обращено к военному товарищу Симонова – А. Суркову. К. Симонов в полной мере почувствовал на себе все тяготы и лишения военного времени. В качестве военного корреспондента он прошел всю войну и своими глазами видел масштабы страданий русского народа. Ему принадлежит множество произведений, посвященных войне. Многие считают писателя лучшим летописцем Великой Отечественной, сумевшем отразить всю суровую правду этих страшных лет. Тем ценнее представляется стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанное в первые месяцы войны, когда советские войска были вынуждены беспорядочно отступать перед непреодолимой силой фашистской армии.



  1. Прослушивание стихотворения "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" в исполнении народного артиста России Алексея Петренко

( Учащиеся по ходу чтения отмечают в тексте непонятные слова)

3)Анализ стихотворения "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..."
А) Словарная работа (устаревшие слова)

Кринка — глиняный удлинённый горшок для молока

тракт — большая проезжая дорога

погост — кладбище

окóлица — изгородь вокруг всего селения

просёлок — грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами

салóпчик — широкое женское пальто особого фасона.

плúсовый — сделанный из хлопчатобумажной такни, напоминающей бархат.

пáжить — пастбище, место, где пасут скот.
Б) Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа

(работа в группах – каждая группа получает карточку с вопросами, на обсуждение даётся

5 минут, свои ответы нужно подтвердить цитатами из текста )
Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего потрясли вас, вызвали самые сильные переживания?

Сердце разрывается от боли: по дорогам Смоленщины идет отступающая армия. Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, ведь защитники, воины оставляют родную землю, женщин, стариков и детей на поругание врагу. И эти женщины, покидаемые отступающими войсками, выносят солдатам кринки с молоком, скрывают слезы и молятся не о себе, о них. Вот величие души русской женщины- солдатки.