Файл: Никто не забыт, ничто не забыто.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Дети прочитают те строки, которые больше всего поразили их).
 

Какой период войны описан в данном стихотворении? Какие картины предстают перед вами?

Автор описывает начало войны – самый сложный и тяжёлый период. Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления русских войск. Перед нами предстают картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат, длинная дорога, вдоль которой стоят деревни с погостами.
- Какие изобразительные средства языка помогают показать суровую правду войны, передать горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской земле?

Сжатые, но емкие картины войны созданы при помощи изобразительных средств языка. Эпитеты: «бесконечные, злые дожди» (сама природа против происходящего),

«усталые женщины» (подчеркивает трагизм происходящего, усталые не от работы, а от безнадежности ситуации, от горя),

«на великой Руси» ( дети говорят о времени написания стихотворения: 1941год. Симонов был участником войны, он не мог знать о победе в то время, но свято верил в нее и точно знал, в чем сила духа русского народа.

Сравнение: «...Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от дождя их к груди...» ( это взгляд солдата, это память о жене и ребенке, от которых оторвала война, это страх и боль. В бою не так страшно. Страшнее оставить беззащитное мирное население на растерзание фашистам).

Олицетворение: “Мы вас подождём!” — говорили нам пажити. // “Мы вас подождём!” —говорили леса" (Появляется лейтмотив стихотворения: “Мы вас подождём”. И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда, вера в светлое будущее.

Заклинанием звучит анафора: "Мы вас подождем!" В каждой строфе суровая, горькая правда войны.
Как вы думаете, почему поэт рисует не картину боя, а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские женщины, и избу под городом Борисовом?

— О чем говорят поэту слова старухи?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

Самые яркие впечатления автора связаны не военными баталиями, а с тем, как «кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». Не менее сильно поразил поэта и тот факт, что, благословляя русских солдат, простые сельские женщины искренне верят: их молитвы будут услышаны, войска вернутся, прогонят фашистов с Русской земли и война закончится. Война обострила чувство связи поэта со всем народом. Он ощутил нежность, сострадание к усталым женщинам, почувствовал глубокое родство с беспомощными стариками, надеявшимися дождаться солдат-освободителей. Шёпот женщин: «Господь вас спаси!», слова седой старухи: «Покуда идите, мы вас подождем» - сливаются в одно заклинание всей Русской земли:

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!"- говорили леса.

— Что такое Родина по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?

Ответ на этот вопрос даёт поэт строками:

                                ...всё-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...

Уже в первые месяцы войны, пройдя пыльными дорогами Смоленщины, поэт начинает осознавать, что родина для него – это не уютный мирок столичной квартиры, где он чувствует себя беззаботно и безопасно. Родина – это «проселки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил», женские слезы и молитвы, которые оберегают солдат в бою. И "усталые женщины", и "деревни с погостами", и "изба под Борисовом"- всё это для Симонова его Родина.

—  Как поэт выразил свою любовь к Родине? Какое чувство самое дорогое для русского человека?

Отвечая на этот вопрос, ученики прочитают три последние строфы.

Симонов рад тому, что ему довелось родиться именно на русской земле, что его матерью была русская женщина. В целом стихотворении слово РУССКИЙ повторяется многократно, в чем выражается гордость за «самую милую, за горькую землю, где я родился», готовность умереть за Родину и защитить ее от врагов.

В последней строфе перед нами предстаёт образ русской женщины, которая с верой и надеждой провожая солдата в бой, трижды обнимает его по старой доброй традиции, словно бы пытаясь защитить от всех невзгод и напастей. И именно эта вера укрепляет силу духа русских солдат, вселяют надежду, заставляя их поверить в собственные силы ради того, чтобы не только выжить, но и победить.

- Почему это стихотворение стало популярным, любимым в народе?

Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Любой, прочитавший стихотворение, будет защищать землю дедов и прадедов, переживет горечь поражений и отступлений и не даст врагу хозяйничать на русской земле. 
4)Выводы:

Стихотворение  Симонова о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского человека. В нём с огромной поэтической силой поэт передаёт горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать. Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг.


- Какие чувства поэт пытается пробудить в своих читателях?

1) Очень важно было в военное время, а особенно в период отступления, поднять боевой дух солдат, призвать к мужеству, стойкости и бесстрашию в борьбе с врагом;

2) Вселить веру в победу, надежду на светлое будущее;

3) Пробудить чувство гордости за «горькую, но самую милую» русскую землю,

4) Пробудить чувство самоотверженной любви к Родине, патриотизма, который зажигал сердца бойцов, звал в бой, позволял совершать чудеса доблести, героизма.

Именно любовь к Отчизне помогла русским воинам вынести все трудности и тяготы войны, приблизить долгожданную Победу.
9. 9 Мая – День Победы
День Победы – это праздник,

Это вечером салют,

Много флагов на параде,

Люди ходят и поют.

Ветераны с орденами

Вспоминают о войне,

Разговаривают с нами

О победной той весне.

Там, в Берлине, в сорок пятом,

После натиска атак

Взвился соколом крылатым

Высоко советский флаг.

Все кричали: «Мир, победа!

Возвращаемся домой!»

Кому радость, кому беды,

Кто погиб, а кто живой.

Никогда забыть не сможем

Мы про подвиги солдат.

«Мир для нас всего дороже!» —

Так ребята говорят. (Е.Шаламонова)
В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска взяли штурмом столицу фашистской Германии и водрузили флаг своего Отечества над рейхстагом в центре Берлина. (слайд )

8 мая сдавшиеся фашистские генералы признали полное поражение Германии в войне, а 9 мая 1945 года вся наша страна с ликованием отметила День Победы. С тех пор ежегодно 9 мая над столицей России и городами – героями расцвечивает небо праздничный салют в честь великой победы над фашизмом.

9 мая 2020 года салют Победы прогремит в 75-ый раз. Это самая знаменательная и значимая дата для нашей страны -

75 лет со дня Великой Победы!
75 лет не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца на фронт, не гибнут люди на полях сражений. Помните, ребята, какой ценой была достигнута наша Победа, какой ценой был сохранен мир, будьте благодарны тем воинам, которые подарили нам возможность жить и радоваться под мирным небом.

Война закончилась. И пушки замолчали,


И годы сгладили великую беду,

И мы живем. И мы опять весну встречаем,

Встречаем День Победы, лучший день в году.

10. Видеоролик «День Победы»
11. Заключительное слово учителя
Чтобы стать достойными наследниками Великой Победы, достойной сменой поколению-победителю, нужно любить свое Отечество, чтить его историю, быть готовым защитить то, что досталось дорогой ценой, помнить о подвиге народа, сберечь эту память - сберечь по призыву сердца, совести и долга.
Люди! Пока сердца стучатся, –

Помните! Какой ценой

Завоевано счастье, –

Пожалуйста, помните!
Давайте, молча, вспомним о войне

Мы вспомним тех, кто не вернулся с боя.

Кто жизнь отдал за Родину свою

Почтим минутою молчания – стоя.

(Минута молчания)
12.Домашнее задание

Творческая работа «Этих лет не смолкнет слава» - написать сочинение или стихотворение о Великой Отечественной войне.

Библиография

  1. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» - М.: «Просвещение» , 2010.

  3. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2/ под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: «Просвещение» , 2010.

  4. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе) – М.: «Просвещение», 2004.



Интернет-ресурсы

  1. Аудиозапись с голосом Юрия Левитана в mp3 (сообщение о начале войны) - http://www.9maya.ru/937-yurij-levitan-obyavleniya-v-mp3.html

  2. Великая Отечественная война в фотографиях и рисунках - http://yandex.ru/images/searc

  3. Видео о Великой Отечественной Войне 1941-1945 - http://1941-1945.at.ua/forum/31-351-1

  4. Видеоролик «День Победы» - http://russmusik.narod.ru/video.html

  5. Песня «Жди меня» на слова К.М.Симонова - http://mp3-pesnja.com/song

  6. Стихи о войне - http://uchkopilka.ru/vne-deyat/1205