Файл: Решение задачи 1 Решение задачи 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В расчет включаются 5 крупнейших фирм.

Индекс Лернера может быть рассмотрен как один из показателей властной асимметрии. Величина индекса имеет численное значение от 0 до 1. Чем оно выше, тем больше власть фирм в отрасли и монопольная составляющая в цене продукта, тем больше вероятность тесного взаимодействия между фирмами, существования между ними негласных соглашений, сложившейся деловой практики. При этом фирмы оказывают влияние на институциональную структуру не только рассматриваемой отрасли, но и смежных отраслей. Значение индекса близкое к 0 определяет рыночное равновесие, а стремящееся к 1 – существование картельного сговора и высокой властной асимметрии на рынке.

2. Для оценки сложности институционального взаимодействия в отрасли недостаточно ориентироваться только на трехдольный индекс концентрации. Для более полной картины используют индекс Херфиндаля-Хиршмана, что позволяет оценить любые внутриотраслевые изменения, связанные с незначительными изменениями рыночной доли фирм.:



где si2 – квадрат рыночной доли фирмы.
Индекс получил широкое распространение и является одним из индикаторов оценки монопольного положения фирмы в отрасли, применяется антимонопольным законодательством в России и за рубежом. В соответствии со значением индекса отраслевой рынок делится на три типа:

1) значение индекса в пределах 1 800–10 000 – рынок с высоким уровнем монополизации. По каждому случаю слияния или выхода с рынка, а также любым другим важным вопросам проводится разбирательство с участием представителей государственных органов власти и антимонопольного комитета для принятия решения;

2) значение индекса в пределах от 1 000 до 1 800 – рынок с довольно высоким уровнем монополизации. За ним нужно тщательно следить, и для входа или выхода с него нужно получить специальное разрешение от органов власти или антимонопольного комитета;

3) значение индекса меньше 1 000 – рынок конкурентный, барьеры для входа или выхода с него отсутствуют. Дополнительных контролирующих мер не требуется.

Увеличение значения индекса в динамике иллюстрирует рост долей рынка крупнейших компаний в отрасли, ужесточение входных барьеров, усложнение институциональной организации рынка в целом. При этом происходит упрощение отношений компании-монополиста с компаниями-контрагентами, так как только монополист диктует контрактные условия на рынке.


Решение задачи 1.

  1. Рассчитать показатели рыночной концентрации:

- индекс концентрации CR3;

- индекс Херфиндаля-Хиршмана;

- дисперсия долей фирмы.

На основе полученных показателей рыночной концентрации определить тип отраслевого рынка.

Исходные данные для расчета брать из таблицы 1.

Таблица 1. Объем реализованной продукции

Вариант 4

8061

1596

3689

7942

7117

9648

10

Решение

Индекс концентрации рынка CR (concentration ratio) определяется как сумма долей рынка n самых крупных компаний. Чем выше полученное значение, чем ближе оно к 100, тем более монополизирован рынок.

Итог всех компаний, усл.ед. =8061+1596+3689+7942+7117+9648+10= 38063усл.ед.

Рассчитаем долю каждой компании:
S1 =8061/38063=0,2118=21%

S2=1596/38063=0,0419=4%

S3=3689/38063=0,0969=10%

S4=7942/38063=0,2087=21%

S5=7117/38063=0,1870=19%

S6=9648/38063=0,2535=25%

S7=10/38063=0,0003=0%


Предприятие

Объем реализованной продукции

Рыночная доля

1

8061

21

2

1596

4

3

3689

10

4

7942

21

5

7117

19

6

9648

25

7

10

0


Индекс концентрации, показывающий долю выпуска, приходящуюся на n крупнейших фирм отрасли, рассчитывается как процентное отношение реализации продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации на данном товарном рынке.


Самые крупные доли принадлежат S6, S1, S4.

CR3=25+21+21=67%

Рынок считается умеренно концентрированным.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана показывает какое место долю на данном рынке занимают продавцы владеющими малыми долями.

Данный индекс рассчитывается по формуле



где di доля продаж i-ой фирмы в объеме реализации рынка.

HHI=212+42+102+212+192+252+02=1984

Поскольку HHI > 1800, то данный рынок относится к высококонцентрированным рынкам (концентрация на рынке высокая). Значение HHI прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке.

Дисперсия определяется как отклонения рыночных долей всех фирм рынка:


гдеY1  — средняя рыночная доля; 

Y-доля фирмы на рынке

N — число фирм в отрасли.

Y1 = 1,0001/7=0,14

2=1/7*((0,2118-0,14)2+ (0,0419-0,14)2+ (0,0969-0,14)2+ (0,2087-0,14)2+ (0,187-0,14)2+(0,2535-0,14)2+(0,0003-0,14)2)=0,0093

Неравномерность распределения рыночных долей между фирмами невысокая, соответственно, рынок низкоконцентрированный.


Решение задачи 2.

  1. На основе данных о рентабельности продаж рассчитать параметры эффективной диверсификации производства, т.е. провести группировку товаров и выбрать стратегию, максимизирующую эффективность деятельности и снижающую финансовый риск.

Исходные данные для расчета брать из таблицы 2.

Таблица 2. Показатели рентабельности продаж

Вариант

Годы

Товар A

Товар B

Товар C

Товар D

4

2015

0,88

0,84

0,51

0,92

2016

0,52

0,52

0,51

0,93

2017

0,39

0,95

0,49

0,19

2018

0,37

0,17

0,86

0,53

2019

0,78

0,55

0,74

0,83


Решение.

Расчет группировки товара A и товара Б приведен в таблице

Корреляционная матрица группировки товара А и В




х(A)

у(B)

х-хср

(х-хср)2

у-уср

(у-уср)2

(х-хср)(y-yср)

1

0,88

0,84

0,292

0,085264

0,234

0,054756

0,068328

2

0,52

0,52

-0,068

0,004624

-0,086

0,007396

0,005848

3

0,39

0,95

-0,198

0,039204

0,344

0,118336

-0,068112

4

0,37

0,17

-0,218

0,047524

-0,436

0,190096

0,095048

5

0,78

0,55

0,192

0,036864

-0,056

0,003136

-0,010752

Итого

2,94

3,03

0

0,21348

0

0,37372

0,09036

Ср.зн.

0,588

0,606

















Найдем коэффициент корреляции для данных видов продукции



Находим arcos(rAB) = arccos (0,32) = 1,245

Корреляционная матрица группировки товара А и С




х(A)

у(С)

х-хср

(х-хср)2

у-уср

(у-уср)2

(х-хср)(y-yср)

1

0,88

0,51

0,292

0,085264

-0,112

0,012544

-0,032704

2

0,52

0,51

-0,068

0,004624

-0,112

0,012544

0,007616

3

0,39

0,49

-0,198

0,039204

-0,132

0,017424

0,026136

4

0,37

0,86

-0,218

0,047524

0,238

0,056644

-0,051884

5

0,78

0,74

0,192

0,036864

0,118

0,013924

0,022656

Итого

2,94

3,11

0

0,21348

0

0,11308

-0,02818

Ср.зн.

0,588

0,622
















Найдем коэффициент корреляции для данных видов продукции