ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В расчет включаются 5 крупнейших фирм.
Индекс Лернера может быть рассмотрен как один из показателей властной асимметрии. Величина индекса имеет численное значение от 0 до 1. Чем оно выше, тем больше власть фирм в отрасли и монопольная составляющая в цене продукта, тем больше вероятность тесного взаимодействия между фирмами, существования между ними негласных соглашений, сложившейся деловой практики. При этом фирмы оказывают влияние на институциональную структуру не только рассматриваемой отрасли, но и смежных отраслей. Значение индекса близкое к 0 определяет рыночное равновесие, а стремящееся к 1 – существование картельного сговора и высокой властной асимметрии на рынке.
2. Для оценки сложности институционального взаимодействия в отрасли недостаточно ориентироваться только на трехдольный индекс концентрации. Для более полной картины используют индекс Херфиндаля-Хиршмана, что позволяет оценить любые внутриотраслевые изменения, связанные с незначительными изменениями рыночной доли фирм.:
где si2 – квадрат рыночной доли фирмы.
Индекс получил широкое распространение и является одним из индикаторов оценки монопольного положения фирмы в отрасли, применяется антимонопольным законодательством в России и за рубежом. В соответствии со значением индекса отраслевой рынок делится на три типа:
1) значение индекса в пределах 1 800–10 000 – рынок с высоким уровнем монополизации. По каждому случаю слияния или выхода с рынка, а также любым другим важным вопросам проводится разбирательство с участием представителей государственных органов власти и антимонопольного комитета для принятия решения;
2) значение индекса в пределах от 1 000 до 1 800 – рынок с довольно высоким уровнем монополизации. За ним нужно тщательно следить, и для входа или выхода с него нужно получить специальное разрешение от органов власти или антимонопольного комитета;
3) значение индекса меньше 1 000 – рынок конкурентный, барьеры для входа или выхода с него отсутствуют. Дополнительных контролирующих мер не требуется.
Увеличение значения индекса в динамике иллюстрирует рост долей рынка крупнейших компаний в отрасли, ужесточение входных барьеров, усложнение институциональной организации рынка в целом. При этом происходит упрощение отношений компании-монополиста с компаниями-контрагентами, так как только монополист диктует контрактные условия на рынке.
Решение задачи 1.
-
Рассчитать показатели рыночной концентрации:
- индекс концентрации CR3;
- индекс Херфиндаля-Хиршмана;
- дисперсия долей фирмы.
На основе полученных показателей рыночной концентрации определить тип отраслевого рынка.
Исходные данные для расчета брать из таблицы 1.
Таблица 1. Объем реализованной продукции
Вариант 4 |
8061 |
1596 |
3689 |
7942 |
7117 |
9648 |
10 |
Решение
Индекс концентрации рынка CR (concentration ratio) определяется как сумма долей рынка n самых крупных компаний. Чем выше полученное значение, чем ближе оно к 100, тем более монополизирован рынок.
Итог всех компаний, усл.ед. =8061+1596+3689+7942+7117+9648+10= 38063усл.ед.
Рассчитаем долю каждой компании:
S1 =8061/38063=0,2118=21%
S2=1596/38063=0,0419=4%
S3=3689/38063=0,0969=10%
S4=7942/38063=0,2087=21%
S5=7117/38063=0,1870=19%
S6=9648/38063=0,2535=25%
S7=10/38063=0,0003=0%
Предприятие | Объем реализованной продукции | Рыночная доля |
1 | 8061 | 21 |
2 | 1596 | 4 |
3 | 3689 | 10 |
4 | 7942 | 21 |
5 | 7117 | 19 |
6 | 9648 | 25 |
7 | 10 | 0 |
Индекс концентрации, показывающий долю выпуска, приходящуюся на n крупнейших фирм отрасли, рассчитывается как процентное отношение реализации продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации на данном товарном рынке.
Самые крупные доли принадлежат S6, S1, S4.
CR3=25+21+21=67%
Рынок считается умеренно концентрированным.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана показывает какое место долю на данном рынке занимают продавцы владеющими малыми долями.
Данный индекс рассчитывается по формуле
где di доля продаж i-ой фирмы в объеме реализации рынка.
HHI=212+42+102+212+192+252+02=1984
Поскольку HHI > 1800, то данный рынок относится к высококонцентрированным рынкам (концентрация на рынке высокая). Значение HHI прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке.
Дисперсия определяется как отклонения рыночных долей всех фирм рынка:
гдеY1 — средняя рыночная доля;
Y-доля фирмы на рынке
N — число фирм в отрасли.
Y1 = 1,0001/7=0,14
2=1/7*((0,2118-0,14)2+ (0,0419-0,14)2+ (0,0969-0,14)2+ (0,2087-0,14)2+ (0,187-0,14)2+(0,2535-0,14)2+(0,0003-0,14)2)=0,0093
Неравномерность распределения рыночных долей между фирмами невысокая, соответственно, рынок низкоконцентрированный.
Решение задачи 2.
-
На основе данных о рентабельности продаж рассчитать параметры эффективной диверсификации производства, т.е. провести группировку товаров и выбрать стратегию, максимизирующую эффективность деятельности и снижающую финансовый риск.
Исходные данные для расчета брать из таблицы 2.
Таблица 2. Показатели рентабельности продаж
Вариант | Годы | Товар A | Товар B | Товар C | Товар D |
4 | 2015 | 0,88 | 0,84 | 0,51 | 0,92 |
2016 | 0,52 | 0,52 | 0,51 | 0,93 | |
2017 | 0,39 | 0,95 | 0,49 | 0,19 | |
2018 | 0,37 | 0,17 | 0,86 | 0,53 | |
2019 | 0,78 | 0,55 | 0,74 | 0,83 |
Решение.
Расчет группировки товара A и товара Б приведен в таблице
Корреляционная матрица группировки товара А и В
| х(A) | у(B) | х-хср | (х-хср)2 | у-уср | (у-уср)2 | (х-хср)(y-yср) |
1 | 0,88 | 0,84 | 0,292 | 0,085264 | 0,234 | 0,054756 | 0,068328 |
2 | 0,52 | 0,52 | -0,068 | 0,004624 | -0,086 | 0,007396 | 0,005848 |
3 | 0,39 | 0,95 | -0,198 | 0,039204 | 0,344 | 0,118336 | -0,068112 |
4 | 0,37 | 0,17 | -0,218 | 0,047524 | -0,436 | 0,190096 | 0,095048 |
5 | 0,78 | 0,55 | 0,192 | 0,036864 | -0,056 | 0,003136 | -0,010752 |
Итого | 2,94 | 3,03 | 0 | 0,21348 | 0 | 0,37372 | 0,09036 |
Ср.зн. | 0,588 | 0,606 | | | | | |
Найдем коэффициент корреляции для данных видов продукции
Находим arcos(rAB) = arccos (0,32) = 1,245
Корреляционная матрица группировки товара А и С
| х(A) | у(С) | х-хср | (х-хср)2 | у-уср | (у-уср)2 | (х-хср)(y-yср) |
1 | 0,88 | 0,51 | 0,292 | 0,085264 | -0,112 | 0,012544 | -0,032704 |
2 | 0,52 | 0,51 | -0,068 | 0,004624 | -0,112 | 0,012544 | 0,007616 |
3 | 0,39 | 0,49 | -0,198 | 0,039204 | -0,132 | 0,017424 | 0,026136 |
4 | 0,37 | 0,86 | -0,218 | 0,047524 | 0,238 | 0,056644 | -0,051884 |
5 | 0,78 | 0,74 | 0,192 | 0,036864 | 0,118 | 0,013924 | 0,022656 |
Итого | 2,94 | 3,11 | 0 | 0,21348 | 0 | 0,11308 | -0,02818 |
Ср.зн. | 0,588 | 0,622 | | | | | |
Найдем коэффициент корреляции для данных видов продукции