Файл: 1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под атрибутом в философии и науке понимают необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибутивными свойствами бытия в философии считаются движение, пространство и время.

В рамках атрибутивной концепции материю предлагают рассматривать не как носитель атрибутов, а как их совокупность. То есть, материя – не что-то существующее отдельно от движения, пространства и времени, а система всех этих атрибутов, взятая как целое.

Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них

Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие»:, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и духовного.

Материя неисчерпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно. Прежде всего, можно говорить о строении материи на уровне неживой и живой природы

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. . Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движении, пространство, время.

Дух - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух - душа или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух - сфера права. Он является свободным волеизъявлением, а система права - царство свободы. Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и государстве. Абсолютный дух - вечно действительная истина. Проходит три степени развития: искусство , религия ,философия. Идея познает саму себя, возвышается до чистого принципа, соединяя концепцию абсолютной идеи с ее началом. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».

31.Принцип материального единства мира и учение об иерархии структурных уровней материи.

учение о структурных уровнях материи.

Окружающий нас материальный мир можно разделить, во-первых, на микромир, макромир и мегамир, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя различные уровни организации материального бытия:


- в неживой природе: 1)субмикроэлементарный уровень 2)микроэлементарный

3) ядерный 4)атомарный, 5)молекулярный, 6)уровень макротел, 7) планетарный, 8) галактический, 9) сверхгалактический или мегагалактический, 10) Вселенная в целом;

- в живой природе: 1) доклеточный 2)клеточный, 3) уровень многоклеточных организмов, 4) уровень видов и популяций, 5) уровень биоценозов 6) биосфера в целом;

- в социально-организованной материи: 1) человек (индивид), 2)семья и другие малые социальные группы, 3) большие социальные группы 4) человечество в целом.

Необходимо иметь в виду, что предложенная иерархия структурных уровней не закончена и несовершенна

Учение о материи как субстанции и ее структурных уровнях играет большую роль в обосновании принципа материального единства мира, или материалистического монизма, поскольку рассматривает все, что нас окружает, как то, или иное проявление материи или ее свойств (так, сознание в рамках материализма трактуется как свойство высокоорганизованной материи – мозга). Объединяя все мироздание в единое и взаимосвязанное целое, принцип материального единства мира играет большую методологическую роль в развитии современной науки, позволяя, например, отсеивать гипотезы, предлагающие сверхъестественное объяснение непонятным или малоизученным феноменам, оставляя их «открытыми» для изучения последующим поколениям ученых.

32.Философское учение о движении.Движение и покой.

В философии под движением понимается всякое изменение, изменение вообще (перемещение в пространстве, взаимодействие объектов, изменение их свойств, рост и размножение живых организмов и т.п.).

Понятие «движение» в философии всегда рассматривалось вместе с понятием «покой». Вопрос о соотношении движения и покоя занимал значительное место уже в онтологических учениях античности.Так, если представители ионийской ветви древнегреческой философии (напр., Гераклит Эфесский) считали движение абсолютным в силу наблюдаемой изменчивости мира, то философы элейской школы (напр., Парменид, Зенон) настаивали на иллюзорном характере движения, логически обосновывая его невозможность в силу того, что при попытках мыслить движение, мы впадаем в противоречие.

Движение имеет противоречивый характер, поскольку любое изменение сочетается с сохранением того, что изменяется, следовательно, помимо движения существует и покой как отсутствие изменений, как устойчивость, как сохранение какого-либо состояния, достигнутого в процессе изменения объекта.


Современная философия диалектически подходит к проблеме соотношения движения и покоя, отмечая, что:

- движение и покой взаимосвязаны, ибо любое изменение включает в себя элемент устойчивости

- движение – абсолютно, а покой – относителен. Абсолютность движения означает его атрибутивность, иначе говоря, движение – неотъемлемое свойство всех видов бытия, оно вечно, универсально, постоянно.

Относительность покоя как особого момента устойчивости в цепи изменений материального объекта проявляется во временном отношении: рано или поздно он нарушится и данный объект станет иным.

Наличие в абсолютном потоке движения и изменчивости моментов покоя и устойчивости делает возможным существование всех вещей и явлений.

Впервые учение о формах движения разработал Ф.Энгельс. Главные его идеи состояли в следующем:

- движение осуществляется в определенных формах (типах движения), которые качественно различны и не сводимы друг к другу;

- каждая форма движения связана с определенным типом ее материального носителя и осуществляется по специфическим для данной формы законам;

- формы движения материи отличаются по степени сложности, причем «высшие» возникают на основе «низших»;

- формы движения материи при определенных условиях могут переходить, «превращаться» друг в друга;

- классификация форм движения материи является основой для классификации наук.

Ф.Энгельс выделил пять основных форм движения: механическое движение как простейшее; физическое движение; химическое движение; биологическое движение и социальное движение .

Сегодня, уточняя концепцию Энгельса, отмечают, что, во-первых, механическую форму движения нельзя принимать за «простейшую» в процессе эволюции материальных систем. Во-вторых, понятие «физическая форма движения» охватывает множество различных процессов в микро, макро и мегамире, поэтому правильнее говорить о «физических движениях». В-третьих, наука открывает все новые формы движения. Однако, дело не в перечислении форм движения, а в понимании их роли и взаимосвязи в ходе эволюции.

Формы движения взаимосвязаны не только исторически как этапы эволюции. Высшие формы движения включают в себя низшие, но не сводимы к ним.

33.Проблема пространства и времени в философии и естествознании.Субстанциальная и реляционная концепции.


Под пространством понимают протяженность предметов и их расположение относительно друг друга.

Под временем понимается длительность процессов, их последовательность а также скорость их протекания.

Явление, изучаемое с точки зрения его пространственных свойств, есть предмет (нечто неизменное), а явление, изучаемое с точки зрения его временных свойств, есть процесс (нечто изменчивое).

В истории философии обсуждение темы пространства и времени привело, прежде всего, к вопросу об их онтологическом статусе.

Для субъективного идеализма пространство и время – субъективны и являются элементами субъективной реальности, то есть, человеческого сознания. Объективный идеализм и религиозная философия признавали объективный, независимый от человеческого сознания, статус пространства и времени, но связывали их существование с процессом творения мира (Богом, Абсолютной Идеей и т.п.).

Материалистические учения рассматривали пространство и время как элемент объективной реальности, связывая их, так или иначе, с сущностью бытия. В понимании характера этой связи исторически сложились два подхода: субстанциальный и реляционный.

При субстанциальным подходе (исторически первом) пространство и время рассматривались как самостоятельные субстанции, несвязанные друг с другом и с материей.

В ХУП веке субстанциальная трактовка пространства и времени получила дополнительное обоснование в классической механике и надолго утвердилась в европейской науке и философии. Введение Ньютоном понятий «абсолютного времени» и «абсолютного пространства» означало закрепление за ними статуса полной объективности и независимости от бытия (от материальных предметов и явлений.Кризис субстанциальных представлений о пространстве и времени наступил в период революции в физике конца Х1Х - начала ХХ века, когда для объяснения нового класса изучаемых объектов (элементарных частиц) на смену ньютоновской классической механике пришла квантовая механика, появилась теория относительности, утвердились неэвклидовы формы геометрии. Это привело к формированию реляционного подхода к пространству и времени. Общая теория относительности, показала зависимость пространственно-временных параметров от скорости движения материального объекта. В общей теории относительности пространственно-временные параметры зависят от силы притяжения и изменяются вблизи мощных гравитационных объектов во Вселенной .Таким образом,
реляционная концепция рассматривает пространство и время как неотъемлемые и взаимосвязанные атрибуты бытия, или, в терминологии философского материализма, как формы существования материи, которые отдельно от нее не существуют.

существуют многообразие причинно-временных явлений. Поэтому в современной онтологии возникло учение о различных видах пространства и времени, в рамках которого предлагается различать:

- физическое пространство и время, присущие объектам, изучаемым современной физикой и связанные с физическими формами движения материи.

- химическое пространство и время - та часть физического пространства и времени, в котором существуют и протекают химические процессы.

- биологическое пространство и время – термины, появившиеся с развитием биологии для выражения параметров, в которых существуют и протекают биологические процессы. - социальное пространство и время – понятия, активно «работающие» в современном социальном познании. Социальные способы организации пространства и времени появились с возникновением общественной жизни. Специфика социального пространства и времени связана с наличием в них целей, идей иидеалов, то есть, социальные пространство и время наделяются смыслами, которые привносит в них человек как активный субъект социокультурной деятельности. Понятие «социальное время» позволяет более глубоко осмыслить проблему темпов развития различных государств, которые неравномерны , поставить вопрос о направленности развития (прогресс, регресс или застой), принять решение об ускорении общественного развития и т.п.

Возникновение в рамках реляционного подхода многочисленных концепций пространства и времени привело к выводу о необходимости различать:

- реальное пространство и время как объективную реальность, как объективно существующие атрибуты бытия;

- перцептуальное пространство и

- концептуальные пространства и время

34.Развиие и прогресс.Диалектическая концепция развития.

С понятием «движение» тесно связано понятие развития, поскольку развитие – это один из видов движения.

Развитием называется необратимое, закономерное, направленное изменение объектов. 1. Развитие необратимо 2.Развитие закономерно, то есть протекает по определенным законам. философия анализирует развитие с позиций универсальных (всеобщих) законов развития