Файл: 1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диалектическая концепция развития рассматривает развитие, во-первых, не как простое увеличение или уменьшение, а как единство количественных и качественных изменений. Во-вторых, с позиций диалектического подхода, развитие, по закону «двойного отрицания» проходит определенные этапы, обозначенные Гегелем как «тезис» – «антитезис» – «синтез». Каждый из них «отрицает» предыдущий, то есть новое преодолевает старое, но не уничтожает его полностью, что обеспечивает преемственность в процессе развития и возможность его продолжения. В-третьих, диалектика, опираясь на закон единства и борьбы противоположностей, трактует развитие как саморазвитие, обусловленное противостоянием противоположных сторон, тенденций, процессов, присущих всем без исключения объектам действительности.

В настоящее время в понимании диалектического характера процессов развития большую роль играет синергетика – наука, возникшая в 60-е гг. ХХ века, основателями которой считаются И.Пригожин (Бельгия) и Г.Хакен (Германия). Синергетика изучает процессы самоорганизации и саморегуляции открытых систем, то есть систем, обменивающихся с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Возникнув первоначально как новое направление в научных исследованиях, синергетика совершила «революционный переворот» в науке, став основой современной постнеклассической, «синергетической» парадигмы, в рамках которой объекты научных исследований рассматриваются как исторически развивающиеся системы.Считается, что концепция самоорганизации открытых систем является сегодня естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии.

3. Развитие имеет направленность

Прогресс– тип направления развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному. Противоположный тип направленности развития - регресс, содержанием которого являются процессы деградации, моменты застоя в развитии, возврата к изжившим себя формам и структурам.

Для определения направленности развития необходимо установить критерии прогресса, то есть указать признаки, на основании которых производится оценка развития как «прогрессивного» или «регрессивного». Сложность решения данной проблемы обусловлена двумя обстоятельствами:

- поскольку понятие «развитие» не применимо к миру вообще
, который изменяется, движется, а развиваются только отдельные его системы, постольку и понятия прогресс и регресс применимы только к отдельным процессам и явлениям;

- в силу многообразия процессов развития невозможно найти единый, универсальный объективный критерий прогресса

Однако в мире нет прогресса и регресса в чистом виде. Отдельные регрессивные изменения могут происходить при общем прогрессивном развитии системы и наоборот.

35.Детерменизм и индетерменизм.Закон причинности.

Наряду с принципом развития важнейшим принципом диалектического понимания бытия является принцип всеобщей связи явлений, постулирующий универсальную взаимосвязь и взаимозависимость всех процессов и явлений бытия.

Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют две группы онтологических категорий, первая из которых раскрывает тип организации бытия, его структуру, вторая – детерминации бытия, его упорядоченность и обусловленность. К первой группе категорий бытия относятся: единичное и общее, содержание и форма, часть и целое, система и элементы и др.

Единичное и общее – категории, раскрывающие факт существования бытия в виде отдельных объектов и одновременно наличие в любом из них свойств, совпадающих с другими объектами. Содержание и форма - категории, выражающие наличие в каждом объекте двух взаимосвязанных сторон.
Часть и целое – это категории, выражающие отношения между совокупностью элементов и связью, которая объединяет их в один объект и приводит к появлению у него новых свойств и закономерностей, отсутствующих у отдельных элементов. Категории часть и целое связаны с такими понятиями как система и элементы.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент– простой, неразложимый в данной системе компонент сложных объектов, который связан с другими элементами в системный комплекс. Структура – это относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого, это внутренняя упорядоченность элементов и их взаимодействий, которая определяет качество объекта.

Вторая группа онтологических категорий, куда относятся: сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность и др., раскрывает универсальные связи детерминации бытия, его обусловленности и упорядоченности, позволяя в своей совокупности обосновать две важнейших онтологических идеи: принцип детерминизма и идею закономерности (закона).

Детерминизм –философское учение о закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, концепция противоположная детерминизму носит название «индетерминизм».

Основой принципа детерминизма является учение о причинности, то есть такой связи между явлениями, когда одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие).

Причинно-следственная связь – это генетическая связь и носит необратимый характер. Современный детерминизм базируется на признании многообразия причинно-следственных связей: как необходимых, закономерных, так и случайных.

36.Необходимость и случайность.Понятие закона.

Необходимость и случайность - философские категории, выражающие различные степени детерминированности явления. Необходимость порождается главными, постоянно действующими причинами и характеризуется строгой однозначностью и определенностью, а зачастую, даже неизбежностью возникновения события. Случайность так же причинно обусловлена, но порождается непостоянными, незначительными, побочными для данного явления причинами .

Необходимость и случайность взаимосвязаны: то, что в одном аспекте выступает как необходимость, в другом является случайностью. Как отметил Гегель
, случайность – форма проявления необходимости, а необходимость включает в себя случайность. Между тем, многие философы прошлого абсолютизировали необходимость и отрицали существование случайности. Например, Демокрит отрицал наличие в мире случайных причин, полагая, что люди называют случайным то явление, причина которого им не известна. Подобную точку зрения разделяли многие мыслители Нового времени (напр., Б.Спиноза, П.Гольбах). В этот период получил распространение «лапласовский» механистический детерминизм который полагал причинную связь однозначной, необходимой и постоянной. Закономерным следствием отрицания случайности и абсолютизации необходимости является фатализм– учение о всеобщей предопределенности явлений .

Закон – это объективная, необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь между явлениями. Таким образом, характерными чертами закона являются:

- объективность

- необходимость

- существенность

- устойчивость и повторяемость

По основным видам бытия выделяют:

- законы природы

- социальные закономерности

- законы человеческого мышления, изучаемые логикой.

По степени общности законы бывают:

- частные

- общие

- всеобщие

По характеру связей выделяют:

- законы развития

- законы структурно-функциональные

По специфике детерминации законы делятся на динамические и статистические.
37.Сознание,его структура,происхождение и сущность.Индивидуальное и общественное сознание.

проблема происхождения сознания. Все многообразие точек зрения на эту проблему, которые сложились в истории философии можно свести к трем основным:

1. Источник человеческого сознания - некая надмировая духовная сущность

2.Сознание, отождествляясь с понятиями «душа», «духовное начало», рассматривается как неотъемлемый элемент мироздания

3. Сознание как высшая форма отражения действительности.В ней появление сознания рассматривается не как результат эволюции материи как таковой, а как итог развития всеобщего свойства материи – отражения.

в современной философии при обсуждении проблемы сознания, предпочитают ограничиваться биологическими предпосылками сознания,
анализируя психические формы отражения в живой природе

Сознание человека творчески активно; человек, в отличие от животных, способен оперировать абстракциями, обладает логическим мышлением.

  • Сознание человека конструктивно

  • Сознание человека целесообразно и целенаправленно

  • Сознание человека обладает самосознанием.

  • Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию.

  • Сознание человека как высшая форма психического отражения появляется в ходе антропогенеза в результате трудовой деятельности, развития социальных связей и языка (см. 3.5.2). Сознание - социальное явление, как в историческом аспекте его возникновения, так и в процессе формирования сознания индивида.

В философии одним из основных аспектов прояснения сущности сознания является вопрос об его онтологическом статусе: является ли сознание самостоятельной субстанцией или нет?

Субстанциональность сознания обосновывали, так или иначе, все религиозно-идеалистические учения, отождествляя, понятие «сознание» с понятием «душа» (духовная субстанция). На субстанциональности сознания настаивали и представители дуализма (например, Р.Декарт).

В рамках материалистического подхода сознание, так или иначе, связано с материальными явлениями и процессами, что позволяет получать информацию о нем через их изучение.

Современный материализм анализирует связь сознания с материей в следующих основных аспектах:

- онтологический аспект – во-первых, как особый вид бытия (идеальное бытие, см. 3.1.1), во-вторых, как свойство высокоорганизованной материи – мозга;

- гносеологический аспект - как отражение объективной реальности в виде субъективных идеальных образов

- генетический аспект - как результат развития психики животных в процессе биологической эволюции и антропосоциогенеза;

- социокультурный аспект - как социальное явление, продукт исторического развития общества и культуры;

- функциональный аспект – как объективация идеальных образов сознания в речи, в человеческой деятельности, в предметах и явлениях материальной и духовной культуры.

Особенно важной характеристикой сознания считается его «идеальность». С идеальностью сознания тесно связана такая его характеристика, как субъективность. Сознание – это всегда чье-то сознание, то есть имеет конкретного материального носителя – субъекта. При