Файл: 1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.Особенности средневековой философии,Патристика и схоластика.Учение Августина Аверелия И Фомы Аквинского.
Средневековая европейская философия - продолжительный этап в истории философии, охватывающий период с II в. по XIY в. н.э. включительно. Она появилась и развивалась как религиозная христианская философия, поскольку основой всей мировоззренческой системы европейской цивилизации в указанный период становится христианство, опирающееся на Библию. Именно библейские тексты (Ветхого и Нового заветов) были на протяжении всего средневековья главным источником развития философской мысли.
Самой характерной чертой средневековой философии можно назвать теоцентризм: основным объектом познания был Бог, трактуемый с позиций теизма. Теизм (греч. theos – бог) - это представление о Боге как о Личности, обладающей разумом, памятью, волей и чувствами, сотворившей мир и управляющей им. Бог в средневековой философии и культуре – неотъемлемый элемент мировоззрения и нравственного сознания; без него средневековые мыслители не смогли бы ни объяснить мир, ни ориентироваться в нем.
В возникновении и развитии средневековой христианской философии значительную роль сыграло учение представителя греко-иудейской философской мысли Филона Александрийского (ок.25 г. до н.э. - 50 г. н.э.). Именно Филон определил в качестве основного объекта познания не окружающий нас мир, не человека, а Бога. Он же сформулировал проблему, ставшей впоследствии центральной для всей религиозной философии – проблему теодицеи (богооправдания)
В развитии средневековой философии выделяются два основных периода – патристика (IY – YII вв.) и схоластика (YII – XIY вв.)
Патристика. В развитии патристики выделяют три этапа: ранняя патристика, или апологетика (II - III вв.), классическая патристика (IY - Y вв.) и поздняя патристика (YI - YII вв.).
1) Апологетика (греч. apologetikos - защитительный), главные представители - Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский и др. В этот период идет оформление христианского вероучения и его защита от многочисленных врагов; главная проблема – отношение христианства к «языческой» (античной) философии.
2) Классическая патристика - период формирования мировоззренческого и теолого-догматического стандарта всей последующей средневековой философии. стремление рационально обосновать и интерпретировать основные христианские догматы породило наиболее острые проблемы:
- «тринитарная» проблема;
- «христологическая» проблема;
- «антропологическая» проблема;
- проблема теодицеи – «богооправдания
Августин Аврелий . В трудах «Исповедь», «О граде Божием», «О троице», «О христианском учении» и др. Августин сформулировал почти все основные принципы христианской философии.
Августин вывел универсальную тринитарную формулу структуры личности Бога: «одна сущность – три лица»
Августин становится одним из создателей христианского неоплатонизма
Главный и единственный предмет достойный познания – Бог.
Августин поднимает проблему прогресса. Мыслитель выделяет два противоположных типа человеческой общности: «град земной» и «град Божий».
Существенным элементом концепции Августина является оригинальное решение проблемы теодицеи. Философ полагает, что зло как некая изначальная сущность в мире отсутствует.
3) Поздняя патристика характеризуется стабилизацией догматики, которая в этот период окончательно принимает форму непреложного канона. Наиболее значительный философ этого периода, теолог и поэт – Боэций Аниций Манлий Северин (ок. 480 – 524), которого иногда называют «отцом схоластики». Считается, что именно Боэций отчасти придумал, отчасти впервые определил и ввел в литературный оборот такие термины как «субстанция», «эссенция», «атрибут», «дефиниция», «рациональный», «иррациональный», «натуральный», «формальный», «темпоральный»
Схоластика
В истории средневековой схоластики выделяют три периода:
1) ранняя схоластика (IX –XII вв.), наиболее яркими представителями, которой были Иоанн Скот Эриугена (815 – 877), Петр Дамиани (1007 – 1072), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Пьер Абеляр (1079 – 1142);
2) зрелая, или «высокая» схоластика (XIII в.); наиболее значимые мыслители этого периода - Роджер Бэкон (ок. 1214 – 1294) и Фома Аквинский (1226 – 1274);
3) поздняя схоластика (XIV –XV вв.); самый крупный представитель – Уильям Оккам (1285 – 1349); этот период принято считать началом упадка данного типа религиозной философии, который продолжался уже за пределами Средневековья, в эпоху Возрождения и Нового времени.
Несмотря на принцип приоритета веры над разумом, схоласты отвергали мистику.Подчинение рациональной мыслительной деятельности религиозной проблематике было выражено в формуле представителя ранней схоластика Петра Дамиани «философия есть служанка богословия».
Основным вопросом всей средневековой схоластики был вопрос о месте и роли «универсалий» в структуре бытия и процессе познания
появились два противоположных направления: реализм и номинализм:
- реализм: универсалии существуют реально, обладают самостоятельным бытием и предшествуют существованию единичных вещей, поскольку Бог при творении мира сначала создал основные идеи («универсалии»), а затем воплотил их в материю (И.С.Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский);
- номинализм: универсалии не существуют реально как самостоятельные сущности, а являются лишь именами вещей; Бог сразу сотворил все многообразие единичных вещей, которым люди позже, в процессе их познания, придумали «имена» (Пьер Абеляр, Уильям Оккам).
Ранняя схоластика IX-XII вв. В этот период сложились основные принципы схоластической философии, ее главные проблемы: соотношение веры и знания, общего и единичного (спор об универсалиях) и др. В этот период в схоластике сложились основные подходы к вопросу о соотношении веры и разума. Так Ансельм Кентерберийский ставил веру выше разума, считая ее основой рационального познания: «верую, чтобы понимать». Прямо противоположную точку зрения отстаивал Пьер Абеляр, которого считают наиболее значительным представителем ранней схоластики.Абеляр разработал «схоластическую диалектику» - выявление противоречий в текстах Священного Писания, но, как он отмечал, не с целью подрыва их авторитета, а для их «очищения».
Зрелая («высокая») схоластика XIII века возникла в связи с дальнейшим развитием городской средневековой культуры, возникновением университетов, которые стали основными центрами преподавания наук и философии (особенно Парижский и Оксфордский университеты).
Фома Аквинский - крупнейший представитель «высокой» схоластики. Он написал более шестидесяти трудов, наиболее значительными из которых являются работы: «О сущем и сущности», «Сумма против язычников» (известна также под названием «Сумма философии») и неоконченная работа «Сумма теологии».
Фома Аквинский является создателем логически стройной и энциклопедически универсальной системы христианской философии на основе теологической интерпретации аристотелизма
Фома Аквинский, стремясь обойти церковное «вето» на идею двойственной истины и отстоять значимость рационального познания, сформулировал принцип «гармонии веры и разума». В соответствии с этим принципом Фома разграничил знание на философию и теологию, считая их самостоятельными науками. Фома Аквинский создал «естественную теологию», в основу которой он положил пять сформулированных им доказательств бытия Бога.
В споре между номиналистами и реалистами Фома Аквинский занял позицию «умеренного реализма». Он считал, что универсалии существуют в трех разновидностях:
- «до вещи»
- «в вещи»
- «после вещи»
Фома Аквинский предложил оригинальное решение проблемы теодицеи. В соответствии с его учением, зло в мире имеет три источника:
Во-первых, это неправильные действия человека, который не умеет пользоваться «дарами Бога» – природными явлениями.
Во-вторых, Бог иногда не пытается предотвратить зло во имя неких благих целей
В-третьих, Бог иногда наказывает людей за тяжкие грехи, насылая на них болезни и бедствия.
Учение Фомы Аквинского- «томизм» (от латинского варианта его имени - Thomas) со временем стало ведущим направлением в католической теологии и философии
Поздняя схоластика Наиболее значительным философом этого периода был Уильям Оккам
В историю философской и научной мысли Уильям Оккам вошел, главным образом, благодаря методологическому принципу, получившему со временем название «бритва Оккама
Исходя из этого принципа, в споре об универсалиях Оккам занял позицию крайнего номинализма, считая, что реальным существованием обладают только единичные вещи и их свойства, а универсалии – это всего лишь понятия, «знаки» для обозначения совокупности объектов.
Уильям Оккам фактически возродил принцип двойственной истины
11.Основные направление и характерные черты философии эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения XY –XYI вв. – один из наиболее ярких и плодотворных периодов в истории европейской философской мысли. Название эпохи связано с возрождением интереса к античному культурному наследию, а также с рождением нового гуманистического мировоззрения, отличного от средневекового религиозного миропонимания.
К основным социокультурным предпосылкам Возрождения можно отнести:
- развитие культуры, науки и образования в средневековых городах, крупных университетских центрах;
- появление первых элементов капиталистического хозяйства, в частности, бурное развитие торговли, банковского капитала;
- уменьшение власти церкви и начало процесса секуляризации
- появление светской интеллигенции, постепенно заменяющей духовенство в сфере умственного труда;
- трансформация аскетической средневековой морали и постепенное изменение подходов к оценке сущности человека
- как следствие - возникновение идей свободы личности, индивидуализма, формирование гуманистического мировоззрения;
- формирование в среде ученых и философов критического отношения к средневековой схоластике и обращение к наследию античной культуры и философии.
Ренессансная культура, таким образом, кардинально изменяет вектор своей направленности: от потустороннего сверхъестественного мира – главного объекта внимания со стороны средневековья – к проблемам и ценностям реального мира и живущего в нем человека. Возрождение, таким образом, это эпоха переходного типа, «мостик» между Средневековьем и Новым временем, выстроенный на базе античности.
Основные идеи и принципы культуры и философии эпохи Возрождения:
- антропоцентризм – центром мироздания и главным объектом познания объявлялся человек, понимаемый как «образ и подобие Бога», то есть наиболее совершенное природное существо;
- пантеизм– представление о Боге как о безличной силе, повсеместно распространенной в природе; ренессансный пантеизм возник как реакция на средневековый теизм и теоцентризм, но он не имел антирелигиозной или атеистической направленности;
- индивидуализм – признание автономии и прав каждой личности в обществе, возможности для личности свободного выбора и ответственности за содеянное;
- гуманизм – признание ценности человека как личности, его прав на свободу и счастье; уважение принципов справедливости и милосердия как норм взаимоотношений между людьми.
В эту эпоху кардинально изменилось отношение к проблеме человека. Возник, так называемый, «ренессансный антропоцентризм», согласно которому центром мироздания и главным объектом познания объявлялся человек.
В развитии философии эпохи Возрождения выделяют следующие основные направления: гуманистические идеи и концепции, социально-политические философские доктрины, религиозную философию и натурфилософию.