Файл: 1. Мировоззрение,его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гуманистическая, социально-политическая и религиозно-философская мысль эпохи Возрождения

Гуманистическое мировоззрение как характерная черта всей ренессансной культуры зародилось в Италии еще в эпоху позднего Средневековья, в XIY веке. К этому периоду относится творчество величайшего поэта и мыслителя Данте Алигьери автора поэмы «Божественная комедия», которого итальянские гуманисты считали создателем нового мировоззрения. Среди других предвестников ренессансного гуманизма, в первую очередь, можно назвать поэта Франческо Петрарку (1304 – 1375), а также писателя, автора сборника новелл «Декамерон» Джованни Боккаччо.

Одним из первых философов-гуманистов итальянского Возрождения был Лоренцо Валла В трактате «О наслаждении как истинном благе» утверждал, что в земной жизни человеку доступны три вида наслаждения: духовное, интеллектуальное и чувственное.

К числу наиболее ярких выразителей идеи ренессансного антропоцентризма относится Джованни Пико делла Мирандола .выдвинул идею об особом положении человека в космическом миропорядке. Являясь венцом божественного творения, человек выступает как «посредник между всеми созданиями». Развивая гуманистическую традицию возвеличивания человека, Пико в сочинении «Против предсказующей астрологии» выступил против «астрологического детерминизма

Эразм Роттердамский .Наиболее известным произведением Эразма является «Похвала глупости»– философская сатира на все сословия и социальные институты (государство, церковь и пр.) средневековой Европы, основанная на парадоксальном доказательстве того, что все в человеческой жизни (дружба, любовь, семья, государство и т.д.) базируется не на принципах разума, а на глупости.

Основные идеи своего философского мировоззрения Эразм изложил в работе «Оружие христианского воина» (1502). сосредоточил внимание на нравственных обязанностях человека перед Богом
Мишель Монтень Его главное произведение - «Опыты» представляет собой сборник философских эссе– размышлений о жизни, событиях и фактах, о нравах и привычках людей, изложенных в непринужденной, свободной манере.

В развитии социально-политической мысли Ренессанса можно выделить два основных направления: утопические концепции идеального общества (Т
.Мор и Т.Кампанелла) и социально-политическое учение Н.Макиавелли.

Томас Мор «Утопия» . он осудил войны и религиозную нетерпимость, сформулировал принцип толерантности

Трактат «Утопия» стал литературным воплощением гуманистического идеала общества

Николо Макиавелли «Государь» он описывает различные способы создания государства в условиях, когда в народе еще не развиты «гражданские добродетели». Макиавелли отделяет политику от морали.По мнению Макиавелли, политика - это синтез науки и искусства, но к нравственности никакого отношения не имеет.

Религиозная философия в ренессансной Европе развивалась в двух своих разновидностя. Реформация – общественно-политическое и религиозное движение, направленное на реформу римско-католической церкви, которое привело к возникновению нового типа религиозной философии – философии протестантизма.

Основные положения философии протестантизма сформулировали Мартин Лютер и Жан Кальвин

Мартин Лютер считается основателем протестантизма и как нового религиозно-философского учения, и как одной из ветвей христианства (лютеранства), отделившейся от католицизма. Его основные идеи заключались в следующем:

- церковь и духовенство не являются необходимыми посредниками между Богом и людьми

- спасение достигается только верой

- мирская жизнь (труд, семья, воспитание детей) чрезвычайно важна в религии

- основной нравственный императив протестантизма – «молись и трудись!»

- идеалом для подражания должен быть Иисус Христос и апостолы


Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания

пантеизм

Николай Кузанский

«Ученое незнание», «О предположениях», «Об опыте с весами» был одним из наиболее последовательных пантеистов своей эпохи. Он полагал, что сущностью бытия является находящийся во всех вещах Бог.

С другой стороны, Николай Кузанский характеризовал Бога как «актуальную бесконечность» , а мир – как «потенциальную бесконечность»,Николай Кузанский стремился подчеркнуть наличие в мире математических закономерностей.Мир в понимании Николая Кузанского – это огромная «космическая машина».

Естествознание эпохи Возрождения было непосредственно связано, во-первых, с практическими запросами эпохи и с искусством.

Леонардо да Винчи

С периодом Возрождения совпала эпоха великих географических открытий (экспедиции Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана), которая обусловила широкое развитие географии, а экспедиция Магеллана, кроме того, доказала, что Земля имеет форму шара.

Революционный переворот в XYI веке произвели космология и астрономия Николая Коперника. Галилео Галилей, один из основоположников точного естествознания, открывший закон инерции, законы падения тел

В области анатомии и медицины следует отметить научную деятельность Андрея Везалия, который в труде «О строении человеческого тела» впервые дал не умозрительное, а естественное описание анатомии человека.

Среди крупнейших представителей ренессансной натурфилософии можно назвать немецкого врача, естествоиспытателя Парацельса, положившего начало сближению медицины с химией, Бернардино Телезио поставившего задачу опытного исследования природы

Джордано Бруно встал на позиции пантеизма. наделил материю активностью. Именно материя, «божественное бытие в вещах», является тем началом, которое «все производит из собственного лона». Бруно придерживался идеи тождества человека (микрокосмоса) и Вселенной (макрокосмоса).Бруно верил в принципиальное бессмертие человека как частицы мироздания.

12.Эмпиризм философии Нового Времени(Бэкон и Гоббс)

Френсис Бэкон первым сформулировал основные принципы, характерные для философии Нового времени.

В трактатах «Новый органон», «Новая Атлантида», Ф.Бэкон настойчиво проводил мысль о том
, что основной целью науки должно стать усиление власти человека над природой. «знание – сила», который станет мировоззренческой установкой.На этом основании Ф.Бэкон критикует схоластику и ее основной метод – дедукцию, которому он противопоставляет индуктивный метод. Бэкон, таким образом, настаивает на эмпирической основе всех истинных знаний, подчеркивая плодотворную роль эксперимента в науке.

Выдвигая идею «великого восстановления наук» Ф.Бэкон считал, что предпосылкой такого восстановления должно стать освобождение разума человека от заблуждений – «идолов», или «призраков» в его терминологии. Бэкон выделил четыре основных вида «идолов» как препятствий на пути постижения истины:

- «идолы рода» – свойственная всем людям, всему человеческому роду ограниченность познавательных способностей, что искажает полученную из внешнего мира информацию;

- «идолы пещеры» – индивидуальные ошибки и заблуждения, возникающие из-за того, что каждый воспринимает мир со своей точки зрения

- «идолы площади» порождаются некритическим отношением к общепризнанным, но ошибочным мнениям, а также некорректным употреблением слов, терминов, особенно в науке;

- «идолы театра» – некритическое отношение к авторитетным мнениям, что в научном познании особенно недопустимо, ибо, как отмечал Бэкон, «истина – дочь времени, а не авторитета».

Томас Гоббс знания – это сила, способная кардинально улучшить жизнь людей.

Основное сочинение Гоббса – «Левиафан» в котором он впервые изложил законченную систему механистического материализма.Природа, по Гоббсу, представляет собой совокупность объективно существующих и механически движущихся материальных тел. Человек и животные – это сложные механизмы, жизнь которых (в том числе, и духовная), всецело определяется механическими воздействиями извне. Понятия «Бог» и «бестелесная душа» - не более чем плод воображения.

выделил в развитии человеческого общества две стадии: «естественную» и «гражданскую» . Гоббс сделал вывод, что государь должен править от имени своих подданных, а не ссылаться на «Божье соизволение», поскольку именно от народа, а не от Бога он получил свою власть.

13.Философский рационализм Нового времени(Декарт,Спиноза,Лейбниц)

Рене Декарт. Основные сочинения – «Рассуждения о методе», «Начала философии»

Декарт полагал основной задачей научного познания овладение естественными силами природы. Однако, свое учение построил на основе рационализма, то есть, на приоритете
разума над чувствами, которые субъективны, недостоверны, обманчивы. Логика рассуждений Декарта выглядит следующим образом:

- ощущения обманчивы, поэтому возможно сомневаться во всем, в том числе в существовании собственного тела;

- наличие сомнения, которое является актом мышления, указывает на существование мыслящего субъекта;

- «Я мыслю, следовательно, существую»

Идеалом научного знания для Декарта являлась математика. Именно дедукция, по Декарту, должна стать основным способом построения научной теории. Движение мысли должно идти от общего к частному, от общих идей к конкретным представлениям. Общие идеи, по Декарту, носят «врожденный» характер, то есть изначально присущи нашему разуму. Обосновывая свой метод, Декарт выделяет следующие моменты:

- основой познания является «интеллектуальная интуиция»

- поэтому сложные вопросы необходимо сначала разложить на простые и интуитивно ясные положения, которые не вызывают никаких сомнений;

- опираясь на эти интуитивно ясные и отчетливые для ума идеи, разум, используя дедукцию, должен вывести все необходимые следствия.

В онтологии Декарт был дуалистом то есть выдвинул в качестве основы бытия два независимых первоначала: нематериальную и материальную субстанции. Человек, по Декарту, воплощает в себе единство этих двух начал: разумной души и материального механизма тела.

Учение Декарта и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название «картезианство» .

Бенедикт Спиноза построивший свой главный труд «Этика» дедуктивным методом по геометрическому образцу. онтология Спинозы построена на монистической основе: существуют не две, а лишь одна субстанция. Придерживаясь позиций пантеизма, Спиноза полагал, что единая субстанция – это ничем не обусловленная и никем не сотворенная природа, она же – Бог. Субстанция является причиной самой себя ,бесконечна в пространстве, вечна во времени и обладает только двумя фундаментальными свойствами (атрибутами), доступными человеческому познанию – протяженностью и мышлением. Отдельные природные явления представляют собой единичные проявления субстанции, ее «модусы».

Поэтому «свобода воли» – это всего лишь иллюзия, а действительная свобода состоит в умении жить в соответствии с «порядком вещей». Отсюда – знаменитая формула Спинозы «Свобода есть осознанная необходимость».