Файл: Н. С. Слепцов Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 1073

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

§ 1.1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Социология и другие науки

Определения предмета социологии

§ 1.2. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии

Становление социологии как науки

Классические социологические теории

Русская социологическая мысль

Современные социологические теории

* * *

§ 1.3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

Уровни анализа

Социологические парадигмы

§ 1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОЦИОЛОГИИ

Функционализм

Теория конфликта

Символический интеракционизм

* * *

§ 1.5. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Основные понятия

Этапы социологического исследования

Методы исследования

Исследовательская этика

Социологическая перспектива

Социологическое воображение

Глава 2. КУЛЬТУРА

§ 2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

§ 2.2. КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Нормы

Ценности

Символы и язык

§ 2.3. КУЛЬТУРА И МИФ

Основные теории

Идеология

§ 2.4. ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР

Культурные универсалии

Культурная интеграция

Этноцентризм

Культурный релятивизм

Субкультуры и контркультуры

Культурная эволюция

Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

§ 3.1. ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Значение социализации

Природа и воспитание

Социальная коммуникация

Определение ситуации

§ 3.2. ЛИЧНОСТЬ

Характеристики личности

Самость

Теория “зеркального Я”

Понятие “обобщенного другого”

Процесс “управления впечатлениями”

§ 3.3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Жизненный цикл в разных культурах

Детство

Подростковый возраст

Ранняя зрелость, или молодость

Средний возраст, или зрелость

Пожилой возраст, или старость

Смерть

§ 3.4. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

§ 4.1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Основные понятия

Социальные статусы

Социальные роли

Группы

Институты

Общества

§ 4.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Социальные связи

Первичные и вторичные группы

Внутренние и внешние группы

Референтные группы

§ 4.3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Размер групп

Лидерство

Социальное манкирование

Социальные дилеммы

Групповое мышление

Конформизм

§ 4.4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Характерные черты организации

Формальные организации

Типы формальных организаций

Бюрократия

Веберовская концепция бюрократии

Недостатки бюрократии

Управление в организациях

Неформальные организации

Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

§ 5.1. ПРИРОДА ДЕВИАЦИИ

Социальные характеристики девиации

Социальный контроль

Социальные эффекты девиации

§ 5.2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕВИАЦИИ

Изучение девиантного поведения

Теория аномии

Теория культурного переноса

Теория конфликта

Теория стигматизации

* * *

§ 5.3. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И СИСТЕМА ПРАВОСУДИЯ

Система правоохранительных органов

Преступление

Наркотики и преступность

Тюремное заключение

Тоталитарные институты

Преступность в России

Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

§ 6.1. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Социальная дифференциация

Открытые и закрытые системы стратификации

Измерения стратификации

§ 6.2. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Рабство

Касты

Кланы

Классы

Гендерное неравенство и социальная стратификация

§ 6.3. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Функционалистская теория стратификации

Конфликтологическая теория стратификации

§ 6.4. КЛАССОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ

Социальные классы

Стратификация современного российского общества

Идентификация социальных классов

Значение социальных классов

Средний класс

Бедность в России

Депривация

§ 6.5. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Формы социальной мобильности

Социальная мобильность в индустриальных обществах

Процессы достижения статуса

Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ТЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО

§ 7.1. РАСОВАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Расы, этнические группы и меньшинства

Предубеждения и дискриминация

Политика доминирующей группы

Функционалистская и конфликтологическая теории

Национально-этнический состав России

§ 7.2. ТЕНДЕРНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Женское меньшинство

Тендерные роли и культура

Тендерная самоидентификация

Гендерные роли в России и западных странах

Глава 8. СЕМЬЯ

§ 8.1. СТРУКТУРА СЕМЬИ

Роль семьи

Типы семьи

Формы брака

Функционалистский подход к проблеме семьи

Конфликтологический подход к проблеме семьи

§ 8.2. БРАК И СЕМЬЯ В РОССИИ И США

Выбор партнера для брака

Детность семьи

Статус родителей

Работающие матери

Насилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семье

Динамика браков и разводов в России

Семьи с неродным отцом или матерью

Забота о пожилых

§ 8.3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СТИЛИ

Причины разнообразия жизненных стилей

Холостяцкая жизнь

Незарегистрированные пары

Семьи с родителями-одиночками

Глава 9. РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

§ 9.1. РЕЛИГИЯ

Священное и профанное

Типы религиозных верований и практик

Социальные формы организации религии

Функции религии

Дисфункции религии

Конфликтология и функционализм о религии

Подтверждение традиции: исламская революция в Иране

Изменения в секулярном мире: протестантская этика

Возрождение религии в России

Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России

§ 9.2. ОБРАЗОВАНИЕ

Обучение и образование

Функционалистский подход к образованию

Образование в современной России

§ 9.3. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Функционалистский подход к здравоохранению

Конфликтологический подход к здравоохранению

Система здравоохранения

Здоровье населения России

ГЛАВА 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ

§ 10.1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА

Экосистема

Эффекты перенаселения

§ 10.2. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ

Рост населения в мире

Факторы, влияющие на изменение численности населения

Демографические процессы в России

Структура населения

Мальтус и Маркс

Теория демографического перехода

Демографическая политика

Демографический прогноз численности населения земного шара

§ 10.3. ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Зарождение и эволюция городов

Модели роста городов

Российские города

Глава 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

§ 11.1. ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Социальные факторы изменений

Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса

Модернизация

Модернизация и индустриализация

Трансформация обществ

Социальные изменения в России

Социальные изменения в странах третьего мира

Мировая система и процессы глобализации

§ 11.2. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Разнообразие моделей коллективного поведения

Предпосылки коллективного поведения

Объяснения поведения толпы

§ 11.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Типы социальных движений

Социальная революция

Терроризм

Причины социальных движений

Социальные проблемы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕИзменения в мире

Многополярный мир

Место России в мировом сообществе

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

ЛИТЕРАТУРА

Стиль руководства можно определить как систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем.

Рамки формальной организации оставляют некоторый диапазон для выбора руководителем той или иной линии служебного поведения по отношению к подчиненным ему работникам и служебным задачам. Сознательный выбор или спонтанные колебания в этих рамках неизбежны и зависят от индивидуальности руководителя – его культуры, установок, характера, опыта, знаний, т.е. детерминируются психологическими и социокультурными факторами, присущими как руководителю, так и коллективу, профессии, региону, социальной категории. Различают следующие основные разновидности стиля руководства: авторитарный, когда руководитель не считается с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; демократический, когда подчиненные привлекаются к выработке общих решений; слабый, когда руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно, слабо выражено. Стиль руководства тесно связан с культурой управления.

Стиль руководства проявляется в стимулировании труда. Стимулирование метод опосредованного воздействия на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие. Ориентация на получение удовлетворения в целом сильнее побуждает человека к определенному поведению, чем прямое управленческое воздействие на него посредством приказа. Однако организация стимулирования сложнее прямого воздействия. Системе стимулов противостоит система мотивов и потребностей. Стимулирование эффективно в той степени, в какой эти две системы сочетаются.

Деление стимулов на “материальные” и “моральные” условно. Так, премия – не только денежное вознаграждение, но и свидетельство признания, уважения. В задачи эффективного управления входит расширение системы стимулов, применяемых в социальном управлении. Стимулами могут быть условия труда, гибкие системы рабочего времени, отношения в коллективе и т.д., но главным стимулом остается материальная заинтересованность, более полное осуществление принципа оплаты по труду, его результатам. В связи с особенностями современного производства, прежде всего его сложностью, вследствие чего вклад отдельного работника в конечный продукт неочевиден, особое значение приобретают коллективные формы оплаты труда и стимулирования (бригадные методы, коллективный подряд и т.д.).


Управленческие решения. Главный продукт управления – производимые им решения. Управленческое решение есть формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации. На этой основе выделяются следующие разновидности управленческих решений.

Жестко детерминированные решения, на содержании которых индивидуальные особенности руководителя совершенно не сказываются или сказываются незначительно. В этом случае личность субъекта решения как бы “не втягивается” в процесс его принятия, поскольку содержание решения предопределено организационными условиями (законом, инструкцией, распоряжением вышестоящей инстанции и т.д.). Такие решения в свою очередь могут быть двоякого рода: стандартизованные, рутинные (например, решения о выдаче очередной заработной платы, увольнении работника после подачи им заявления, выплате пособий по профзаболеваниям и т.п.) и производные, вторичные решения, т.е. принятые во исполнение, в развитие других решений и неизбежно вытекающие из них (ранее принятых, “спущенных” извне и т.д.).

“Инициативные” решения (т.е. не жестко детерминированные), содержание которых предполагает индивидуальный вклад субъекта решения. Диапазон колебаний при этом может быть значительным, что для организации имеет важные последствия. Здесь также можно выделить две разновидности: решения ситуационные, имеющие преимущественно эпизодический или локальный характер (поощрения, наказания, отдельные назначения и пр.), решения реорганизационные, т.е. направленные на изменение какого-либо элемента организации (перераспределение ресурсов, разработка новых задач, изменение административной структуры и т.д.).

Самоорганизация. Деятельность по управлению включает в себя не только вертикальные отношения руководства-подчинения. Организациям присуще также и самоуправление. Понятие “самоуправление” обычно имеет два смысла – широкий и узкий. В широком смысле “самоуправление” означает автономное функционирование какой-либо организационной системы (подсистемы), правомочное принятие ею решений по внутренним проблемам. В этом смысле та или иная степень самоуправления свойственна любым предприятиям, учреждениям, поселениям и т.п. Но с социологической точки зрения, т.е. в узком смысле слова, самоуправление выступает как коллективное управление, как участие всех членов организации, населения в работе соответствующего органа управления, включение исполнителей в процессы выработки общих решений.


Самоорганизация есть продукт социального взаимодействия в массовом, коллективном или групповом масштабах. Использование самоорганизации в управлении существенно повышает его эффективность и составляет важный фактор развития в трудовых организациях. Процессы самоорганизации могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль, т.е. проявляться как дезорганизация.

Социальное регулирование – целенаправленное управляющее воздействие, ориентированное на поддержание равновесия в управляемом объекте и развитие его посредством введения регуляторов (норм, правил, целей, связей). Социальное регулирование представляет собой “косвенное” управление и осуществляется (наряду с “прямым”) через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Посредством социального регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.

Неформальные организации


Правила, постановления, процедуры и межличностные отношения, предусмотренные в бюрократической структуре, редко соответствуют реалиям жизни организации еще по одной причине. Формальная организация порождает неформальную организацию сети межличностных связей, которые возникают в формальной организации, но не предписываются ею. На основе общих интересов и взаимоотношений индивиды формируют первичные группы. Эти неформальные структуры обеспечивают средства, с помощью которых люди обходят или нарушают правила, обмениваются “общими знаниями”, совершают тайные поступки, решают проблемы и “срезают углы”.

Неформальная организация уходит корнями в формальную. Чтобы избежать бюрократической волокиты, работники часто заключают друг с другом неформальные соглашения. В самом деле для того, чтобы формальная организация работала без сбоев, ей необходима организация неформальная для интерпретации и поддержки ее целей и деятельности. Итак, люди связаны с более крупной группой членством в первичных группах, которые выполняют роль посредника между ними и формальной организацией. Кроме того, обезличенность бюрократических структур отрицательно сказывается на многих работниках, и они начинают искать теплоту и дружеское участие в рабочей обстановке через неформальные отношения.

Исследования выявили также важную роль неформальной группы в поддержании трудовой дисциплины, пресечении воровства со стороны отдельных рабочих. Например, изучая случаи воровства среди рабочих на одном из заводов, социологи пришли к выводу, что неформальные нормы регулируют как вид, так и количество похищенной собственности.


Назад

Содержание

Вперед

Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ


Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность – в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе – человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах – в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обусловливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого. Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм – законов. Законы далеко не нейтральны: они, как правило, отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности. Далее детально рассматривается проблема девиации (отклонения от норм).

§ 5.1. ПРИРОДА ДЕВИАЦИИ

Социальные характеристики девиации


Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Девиация это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.