Файл: Методика проведения профориентационного дистанционного мероприятия Компьютерное зрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Учитель создает и публикует интерактивный рабочий лист в среде электронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу кодом).

 Учитель также дополнительно создает копию этого листа для клонирования шаблона каждым учеником. Для этого в настройках совместного доступа устанавливается возможность редактирования для любого пользователя, обладающего ссылкой.

 Обучающийся переименовывает клонированный лист и может его видоизменять и редактировать его (выполнять задание).

 После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с помощью URL-адреса в среде электронного обучения (сайте/блоге), предъявляя таким образом другим свою работу.

Пример интерактивного рабочего листа на основе Google-таблицы: http://goo.gl/1EP2cC.


2.3 Сервисы и инструменты для оценивания устных опросов

Осуществлять устные опросы в условиях дистанционного формата обучения значительно сложнее, чем организовать обратную связь через письменные сообщения. Но есть предметы, где без такой формы оценивания обойтись очень сложно. Это, прежде всего, иностранные языки. И здесь на помощь могут прийти сервисы для on-line встреч с обучающимися.

https://zoom.us

Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и демонстрировать свой экран.

https://www.wiziq.com/

Сервис для организации онлайн-обучения. Создается класс, к которому подключаются обучающиеся (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключиться к курсу и к видео встрече.

https://hangouts.google.com/

Система проведения видеоконференций, предоставляющая возможность записи и публикации материалов вебинара на https://rutube.ru/ .

Важным является применение стратегии развития самостоятельности и сотрудничества (таблица 1). Актуальность применения данной стратегии формирующего оценивания объясняется, прежде всего, требованиями ФГОС к образовательным результатам обучающихся, которые включают такие регулятивные универсальные учебные действия:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;


 умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности и др.

Таблица 1 – обзор возможных инструментов и сервисов

Инструмент оценивания

Сервис

Календари для планирования деятельности

on-line -календари: Google-календарь, Out-

look

Продолжение таблицы 1.

Диаграммы Ганта, «доски задач», и другие инструменты управления проектами

https://www.smartsheet.com,

https://teamer.ru, https://trello.com/

Сетевые обсуждения

Блоги: https://www.blogger.com,

https://www.tumblr.com/

Форумы: https://www.forum2x2.ru/,

Видеочаты: https://www.skype.com, https://zoom.us, https://discordapp.com/

Сообщества: https://vk.com, https://ok.me

Листы самооценивания и взаимоценивания

Google-формы, Google-документы, Google-таблицы, Microsoft Excel online, Microsoft

Word online, Microsoft формы


2.4 Средства онлайн визуализации для организации деятельности и оценивания достижений обучающихся

Современные Интернет-сервисы предоставляют уникальные возможности для структурирования и визуализации информации. Приемы визуализации помогают поддержать познавательную деятельность, увидеть ранее скрытый смысл, изменить перспективу видения и найти новую точку зрения, увидеть и установить новые связи между событиями и объектами (таблица 2).

В условиях дистанционного обучения эти сервисы могут быть очень полезными. Например, вместо заданий на конспектирование каких-либо первоисточников, подготовки докладов и рефератов обучающимся можно предложить создание кластеров, ментальных карт, лент времени, инфографики, схем «рыбий скелет», диаграмм Венна, проведение SWOT-анализа и т.п. Для этого имеется огромное количество полезных, простых в освоении сервисов.

Примеры успешного использования данных сервисов в проведении профориентационного мероприятия «Компьютерное зрение» представлен в приложениях А и Б.

Таблица 2 – пример сервисов визуализации

Прием

визуализации

Примеры on-line сервисов

Варианты использования

Кластеры

https://bubbl.us/ https://cacoo.com http://www.gliffy.com/

Различные классификации, систематизация. Построение графов, деревьев, родослов-

ных

Ментальные карты

http://www.mindmeister.com/ http://www.mindomo.com/ http://popplet.com/

Смысловое чтение текста, сбор и структурированное представление информации,

«мозговой штурм»

Ленты времени

http://www.timerime.com http://www.timetoast.com/

Создание временно- событийных линеек для представления развития эпох,

событий, личностей

Диаграммы Исикавы

http://www.classtools.net/educatio


Анализ проблем, выявление причинно-следственных связей, структурирование информации, рефлексия

Диаграммы Венна

https://www.visme.co/ru/diagramma-venna-online/

Сравнительный анализ раз-личных систем, теорий, объектов

SWOT-анализ

http://www.gliffy.com/swot- analysis/

https://docs.google.com/drawings

Анализ проблем, различных систем



Таким образом, применение дистанционных форм работы в практике профориентации с обучающимися с учетом сформированности уровней профессионального самоопределения является необходимым, поскольку позволяет обучающимся повысить уровень информированности о профессиональном мире, осознать себя в социуме, сформировать собственную жизненную позицию, приобрести умения решать проблемы.

3 Методические рекомендации проведения профориентационного мероприятия «Компьютерное зрение»
Основная функция профориентации как социально-педагогической системы – формирование готовности обучающихся в образовательных учреждениях к профессиональному самоопределению в определенной сфере труда с учетом их интересов, склонностей, желаний, психофизических возможностей с учётом потребностей рынка труда.

Процесс проведения мероприятий по профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: целевой, мотивационный, информационный, творческий, диагностический.

В разработанном нами профориентационном мероприятии «Компьютерное зрение» раскрываются все выше перечисленные компоненты. Презентация профориентационного мероприятия – https://disk.yandex.ru/d/ZovnXdHR08ybRA .

Анализ соответствия компонентам, входящим в профориентационные мероприятия, представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Анализ соответствия этапов профориентационного мероприятия основным содержательным компонентам

Компонент

Содержание профориентационного мероприятия

Целевой

В начале мероприятия нами проводится опрос обучающихся об их осведомленности в данном направлении.

Мотивационный

Для повышения заинтересованности обучающихся в мероприятии нами проводился интерактив в формате викторины, по результатам которого победившая команда получала призы.

Информационный

В содержательной части мероприятия для обучающихся была представлена информация об искусственном интеллекте, какое отношение к нему имеет компьютерное зрение, кто такой специалист по разработке компьютерного зрения, чем он занимается и сколько получает, были приведены основные виды компьютерного зрения и представлены примеры по нему . Так же были представлены основные направления МГТУ им. Г.И. Носова в подготовке специалистов по компьютерному зрению.


Продолжение таблицы 3

Творческий

Для осуществления творческого компонента нами был предложен сервис Урок Цифры – который с помощью искусственного интеллекта показывает, как устроен беспилотный автомобиль, процесс игры проходил в 4 этапа.

Диагностический

Для проведения диагностики нами были составлены Первичный(вторичный) опрос, в котором проводится анализ знаний обучающихся в сфере компьютерного зрения в начале и в конце мероприятия, а так же в конце проводится опрос по оценке качества проведенного профориентационного мероприятия.


Для оценки результатов проведения профориентационного мероприятия мы использовали следующие критерии и показатели эффективности:

  1. Достаточный уровень знаний у учащихся о профессии и путях ее получения

Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии ребенок не сможет сделать обоснованного выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является чёткое представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

  1. Формирование обоснованности выбора профессии

Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это проявляемая учащимся активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

  1. Формирование понятия о значимости труда

Результативным критерием является уверенность учащегося в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

  1. Самопознание школьника

В качестве данного критерия можно определить степень самопознания обучающегося. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист (психолог, профконсультант) может дать ребенку достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

  1. Наличие обоснованного профессионального плана

Этот критерий может быть наиболее успешно сформирован при формировании первых 4-х критериев. При положительном результате проведённой работы учащийся к определенному возрасту, должен быть готов к профессиональному выбору. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы.


  1. Определение профессионально важных качеств

Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности - профессионально важные качества.

Оценка результатов:

  • Первичный (вторичный опрос) – https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfIJpi601vDXI1-XmKnd1wNWBz-sKcDep8GqNANMr4w3zAxAw/viewform

  • Итоговый опрос – https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdzGEFG4SDoNLcJaOfC7I7boSPKOengajK5VhZB2O0U98HMvQ/viewform

Данные методические рекомендации по организации профориентационной работы в организации дополнительного образования следует рассматривать как примерные. Такая работа может быть скорректирована с учетом специфики работы каждой конкретной организации дополнительного образования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


С помощью использования в профориентационной онлайн-работе информационных технологий обучающиеся могут познакомиться с содержанием, характером труда в различных сферах деятельности, требованиями, предъявляемыми профессией к личности, сопоставили свои способности с выбранной профессией. В ходе выполнения интерактивных онлайн заданий, упражнений обучающиеся, основываясь на самоисследовании и самопознании, мы разработали индивидуальный план личной образовательно-профессиональной перспективы. В ходе выполнения курсовой работы были решены все поставленные задачи.

На основе 1 и 2 раздела нами было разработано и апробировано профориентационное мероприятие «Компьютерное зрение», на основе полученных результатов были разработаны методические рекомендации, представленные в разделе 3 «Методические рекомендации проведения профориентационного мероприятия «Компьютерное зрение»».

На наш взгляд, профессиональная ориентация является хорошим средством, которое могут использовать учителя в своей педагогической деятельности. Именно эта цель преследовалась мной при разработке данной курсовой работы. Используя методы профессиональной ориентации школьников можно решить множество образовательных и воспитательных задач. Это и увлеченность учащихся предметом в целом, и разработка интересных, познавательных и полезных практических заданий, и агитация учащихся на использование технических средств не только для игры, но и для работы.

Разработанное и апробированное в учебном процессе профориентационное мероприятие, а также разработанные к нему методические рекомендации можно использовать в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования при проведении профориентационных мероприятий.