Файл: Методика проведения профориентационного дистанционного мероприятия Компьютерное зрение.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные школы достаточно хорошо оснащены компьютерной и телевизионной техникой, большинство педагогов признают все возрастающее влияние средств массовой коммуникации на подрастающее поколение. Поэтому к организации учебного и воспитательного процесса, необходимо активнее привлекать средства медиакультуры (телевидение, видео, прессу, кинематограф и т.д.). «Сфера образования и культуры также все более тесно связывается с виртуальным миром и принимает медийный характер: создана широкомасштабная сеть дистанционного обучения, для школьников и студентов разрабатываются электронные учебники, энциклопедии, справочные материалы, словари и т.п. В Интернете широко представлены виртуальные версии музеев, открываются виртуальные выставки как классического, так и современного искусства, картинные галереи, да и сохранение многих памятников мировой культуры все чаще происходит в цифровом формате».
Вывод: Исходя из анализа психолого–педагогических особенностей старшеклассников, мы можем сказать о том, что старший школьный возраст – очень сложный этап в развитии человека. Старшему школьному возрасту, присуще проблема самореализации и профессионального самоопределения, речь о котором пойдет в следующем параграфе. Так как старшеклассники находятся на пороге взрослой жизни, именно в это м возрасте им как никогда важна поддержка родителей, психологов и педагогов, направленная на помощь в личном и профессиональном самоопределении.
-
Цель и задачи профориентационной работы со старшеклассниками в образовательной организации
Во втором параграфе рассмотрим понятие, цели и задачи профориентационной работы со старшеклассниками в образовательной организации. Для начала дадим определение профориентации. Рассмотрим несколько трактовок данного понятия, которые предлагает нам научная литература.
Педагоги, например, определяют профориентацию как «…научно-практическую систему подготовки учащихся к свободному сознательному выбору профессии» (С.Н.Чистякова), или «…целенаправленную деятельность, связанную с формированием у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями
, потребностью общества и пригодностью к той или иной профессии» (С. Я. Батышев).
В психологии профориентация трактуется как психологический процесс, состоящий из двух взаимосвязанных сторон: принятия оптантом решения о своем профессиональном выборе и воздействия на психику оптанта с целью формирования у него профессиональных намерений (П. А. Шавир).
С позиции социологии и экономики «профориентация – это совокупность социально-экономических отношений между обществом и его членами по вопросу формирования специализированной рабочей силы с учетом общественных потребности в ней» (Э. Р. Саруханов, С.И.Сотникова).
Можно дать и наиболее общее определение профориентации. Профориентация – это совокупность мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Профориентация в современных социально-экономических условиях должна стать частью образовательного процесса, способствовать формированию индивидуальной траектории личного и профессионального становления человека с учетом его психофизиологических особенностей и реальных потребностей общества.
Экономика России переживает тектонические перемены, перестраиваются целые отрасли. Поэтому приоритетным направлением профориентационной деятельности в современных условиях цифровизации общества является направление в сфере IT профессий.
Это не просто мода, не очередной стереотип о лучшей профессии, а острая необходимость в квалифицированных кадрах. Уже в 2020 году не хватало 150 000 специалистов в отечественной IT сфере, а сегодня в одной только сфере информационной безопасности ищут 30 000 сотрудников. Особенно актуально направление «Искусственный интеллект», оно востребовано везде, включая крупные государственные проекты.
Например, Минпромторг создаёт биржу взаимодействия российских производителей и заказчиков. Для поиска на этой бирже будет применяться искусственный интеллект из Иннополиса, где работает лаборатория операционных систем, языков программирования и компиляторов.
Поэтому важно проводить профориентационную работу с обучающимися по привлечению их в IT сферу, а именно в сферу изучения искусственного интеллекта. Грамотно проведенное профориентационное мероприятие поспособствует увеличению интереса школьников к изучению информатики, повышению их информационной культуры.
2 Обзор сервисов для организации профориентационного мероприятия в дистанционном формате
2.1 Актуальность применения дистанционных форм обучения в профориентационных мероприятиях
Актуальность применения дистанционных форм работы в профориентации обучающихся заключается в том, что результаты общественного прогресса сегодня концентрируются в информационной сфере. Внастоящее время наступила эра информатики. Этап ее развития в данный момент можно характеризовать как дистанционно-коммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания устаревают очень быстро, необходимо их непрерывное совершенствование. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.
Использование современных средств дистанционной работы по содействию профессиональному самоопределению обучающихся позволяет оптимизировать процесс осознания выбора профессии, повысить уровень информированности об условиях профессионального выбора. С учетом потребности разработки инновационных предложений в области содействия профессиональному самоопределению обучающихся внедрение информационных технологий стало предметом особого внимания со стороны многих педагогов и психологов.
Преимущество использования информационных технологий в работе по профориентации очевидно, так как почти все обучающиеся испытывают интерес ко всему, что связано с компьютерами.
Информационные технологии — это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации. Процесс профессионального становления обучающихся как раз и предполагает осуществление всех вышеперечисленных действий. Поэтому информационные технологии могут являться важным стимулятором процесса профессионального самоопределения.
2.2 Сервисы для организации онлайн тестирования
Сервис «Google Classroom» - https://classroom.google.com/
Процесс регистрации:
Необходима регистрация на Google.com (Gmail). Чтобы работать с Google Классом, необходимо создать бесплатный аккаунт G Suite for Education для вашего учебного заведения. G Suite for Education позволяет администраторам выбрать, какие сервисы Google будут доступны учащимся, а также обеспечивает дополнительную конфиденциальность и безопасность данных. Учащиеся на территории учебного заведения не смогут входить в сервис «Google Класс» с помощью обычного аккаунта.
Функционал сервиса:
Google Classroom – объединяет полезные сервисы Google, организованные специально для учёбы.
На платформе вы можете:
создать свой класс/курс;
организовать запись учащихся на курс;
делиться с учениками необходимым учебным материалом;
предложить задания для учеников;
оценивать задания учащихся и следить за их прогрессом;
организовать общение учащихся.
Класс и предметы:
Все задания разрабатывает сам учитель, поэтому класс и предмет может быть любой. Это не ресурс с готовыми заданиями, а ресурс с приложениями (сервисами) для разработки заданий учителем.
Тестирование – одна из традиционных форм оценивания. В условиях дистанционного обучения роль этой формы возрастает многократно. On-line сервисов для организации тестирования достаточное количество.
Google-формы https://docs.google.com/form
Google-формы можно применять в формате опроса или теста. Настройки Google-форм позволяют ученику после ответа на тест сразу увидеть, на какие вопросы он ответил правильно, а где допустил ошибки.
У учителя в руках при этом оказывается подробная аналитика: он видит, какие задания вызвали затруднения, какие неправильные ответы чаще всего выбирались, как справился каждый из учеников. В формате автопроверки можно создавать вопросы с единичным и множественным выбором и с кратким ответом (причем ответ должен быть однозначным, варианты не допускаются).
Можно добавить задания с развернутым ответом, ответы также попадут при этом к учителю, но вот ученик сможет получить ответ, правильно ли он размышлял, только после проверки педагогом. Может в формах Google быть добавленным и просто текст, а значит, можно включать информационные блоки. При этом учитель получит сводку ответов с подробной аналитикой в целом по классу, а также ответы, данные каждым конкретным учеником. Google предложит учителю создать таблицу, в которой будут собираться все ответы.
Microsoft формы https://forms.office.com/
В Microsoft Forms можно быстро назначать оценки за ответы на вопросы и предоставлять обучающимся отзывы различными способами. Можно экспортировать результаты тестов в Microsoft Excel для более глубокого анализа и построения диаграмм, а также удалить или распечатать все ответы. Имеются вопросы типа: «Рейтинг» и «Шкала Лайкерта». Microsoft Forms также включает функциональные инструменты для анализа в режиме реального времени, которые позволяют педагогу получить сводную информацию, просмотреть результаты отдельных обучаемых и опубликовать результаты для ознакомления.
https://quizizz.com
Конструктор тестов, поддерживающих ввод математических формул, интеграцию изображений и аудиофайлов, использование библиотеки уже созданных сообществом тестов.
Мастер-тест http://master-test.net/
Русскоязычный простой конструктор, который можно использовать в обучении, он бесплатен и не содержит рекламы. Чтобы создавать тесты, нужно зарегистрироваться как преподаватель. При желании готовый тест можно встроить у себя на сайте или пригласить участников пройти тестирование на сервисе, скинув им ссылку.
Облачные хранилища данных: Dropbox (https://www.dropbox.com ), Облако Mail.ru (https://cloud.mail.ru ), Яндекс.Диск (https://disk.yandex.ru ) позволяют пользователям загружать и хранить файлы на серверах, распределенных в сети, и предоставлять их в доступ другим пользователям. Преимущества облачного хранения – возможность доступа к ресурсам с любого мобильного устройства.
Dropbox предоставляет бесплатно 2 ГБ пространства, Облако Mail.ru – 25 ГБ, Яндекс.Диск – 3 ГБ первоначально и до 20 ГБ можно получить в качестве бонусов за участие в различных акциях. Во всех случаях объем дискового пространства можно существенно расширить за счет платных услуг. Поддерживается несколько десятков типов файлов.
Облачные хранилища Google Drive (https://drive.google.com/drive ) и Microsoft OneDrive (https://onedrive.live.com ) помимо хранения и обмена файлами позволяют работать с документами коллективно, редактируя их непосредственно в браузере. OneDrive поддерживает Office Online – веб-версию Microsoft Office, поэтому здесь можно загружать, создавать, редактировать файлы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и Microsoft OneNote, OneDrive и хранить до 15 ГБ информации. Общий доступ и совместное редактирование поддерживает и облачное хранилище компании Google.
Набор офисных приложений обеспечивает работу с текстовыми документами, электронными таблицами, презентациями, изображениями, веб-формами и другими типами файлов. На диске можно хранить также аудио- и видеофайлы, файлы в формате PDF. Учитель может использовать облачные хранилища, как для размещения собственных заданий, так и для размещения выполненных работ обучающихся с результатами их оценивания.
Интерактивные рабочие листы:
Интерактивный рабочий лист – электронный ресурс, созданный учителем с помощью документов совместного редактирования для самостоятельной работы обучающихся индивидуально или совместно.
Возможности по созданию интерактивных рабочих листов предоставляют документы Google и Microsoft Office Online. Технология использования интерактивного рабочего листа: