Файл: Методика проведения профориентационного дистанционного мероприятия Компьютерное зрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современные школы достаточно хорошо оснащены компьютерной и телевизионной техникой, большинство педагогов признают все возрастающее влияние средств массовой коммуникации на подрастающее поколение. Поэтому к организации учебного и воспитательного процесса, необходимо активнее привлекать средства медиакультуры (телевидение, видео, прессу, кинематограф и т.д.). «Сфера образования и культуры также все более тесно связывается с виртуальным миром и принимает медийный характер: создана широкомасштабная сеть дистанционного обучения, для школьников и студентов разрабатываются электронные учебники, энциклопедии, справочные материалы, словари и т.п. В Интернете широко представлены виртуальные версии музеев, открываются виртуальные выставки как классического, так и современного искусства, картинные галереи, да и сохранение многих памятников мировой культуры все чаще происходит в цифровом формате».

В­ы­во­д: Исхо­д­я из а­н­а­л­из­а пс­ихо­ло­го–пе­д­а­го­г­ичес­к­их особе­н­носте­й ст­ар­ше­к­л­асс­н­и­ко­в, м­ы мо­же­м с­к­аз­ат­ь о то­м, что ст­ар­ш­и­й ш­ко­л­ь­н­ы­й возр­аст – оче­н­ь с­ло­ж­н­ы­й эт­ап в р­аз­в­ит­и­и че­ло­ве­к­а. Ст­ар­ше­му ш­ко­л­ь­но­му возр­асту, пр­ису­ще проб­ле­м­а с­а­море­а­л­из­а­ц­и­и и професс­ио­н­а­л­ь­но­го с­а­моопре­де­ле­н­и­я, реч­ь о которо­м по­й­дет в с­ле­ду­ю­ще­м п­ар­а­гр­афе. Т­а­к к­а­к ст­ар­ше­к­л­асс­н­и­к­и н­ахо­д­ятс­я н­а поро­ге взрос­ло­й ж­из­н­и, и­ме­н­но в это ­м возр­асте и­м к­а­к н­и­ко­г­д­а важна по­д­дер­ж­к­а ро­д­ите­ле­й, пс­ихо­ло­го­в и пе­д­а­го­го­в, н­апр­а­в­ле­н­н­а­я н­а по­мо­щ­ь в л­ич­но­м и професс­ио­н­а­л­ь­но­м с­а­моопре­де­ле­н­и­и.


    1. Цель и задачи профориентационной работы со старшеклассниками в образовательной организации

Во втором параграфе рассмотрим понятие, цели и задачи профориентационной работы со старшеклассниками в образовательной организации. Для начала дадим определение профориентации. Рассмотрим несколько трактовок данного понятия, которые предлагает нам научная литература.

Педагоги, например, определяют профориентацию как «…научно-практическую систему подготовки учащихся к свободному сознательному выбору профессии» (С.Н.Чистякова), или «…целенаправленную деятельность, связанную с формированием у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями
, потребностью общества и пригодностью к той или иной профессии» (С. Я. Батышев).

В психологии профориентация трактуется как психологический процесс, состоящий из двух взаимосвязанных сторон: принятия оптантом решения о своем профессиональном выборе и воздействия на психику оптанта с целью формирования у него профессиональных намерений (П. А. Шавир).

С позиции социологии и экономики «профориентация – это совокупность социально-экономических отношений между обществом и его членами по вопросу формирования специализированной рабочей силы с учетом общественных потребности в ней» (Э. Р. Саруханов, С.И.Сотникова).

Можно дать и наиболее общее определение профориентации. Профориентация – это совокупность мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Профориентация в современных социально-экономических условиях должна стать частью образовательного процесса, способствовать формированию индивидуальной траектории личного и профессионального становления человека с учетом его психофизиологических особенностей и реальных потребностей общества.

Экономика России переживает тектонические перемены, перестраиваются целые отрасли. Поэтому приоритетным направлением профориентационной деятельности в современных условиях цифровизации общества является направление в сфере IT профессий.

Это не просто мода, не очередной стереотип о лучшей профессии, а острая необходимость в квалифицированных кадрах. Уже в 2020 году не хватало 150 000 специалистов в отечественной IT сфере, а сегодня в одной только сфере информационной безопасности ищут 30 000 сотрудников. Особенно актуально направление «Искусственный интеллект», оно востребовано везде, включая крупные государственные проекты.

Например, Минпромторг создаёт биржу взаимодействия российских производителей и заказчиков. Для поиска на этой бирже будет применяться искусственный интеллект из Иннополиса, где работает лаборатория операционных систем, языков программирования и компиляторов.

Поэтому важно проводить профориентационную работу с обучающимися по привлечению их в IT сферу, а именно в сферу изучения искусственного интеллекта. Грамотно проведенное профориентационное мероприятие поспособствует увеличению интереса школьников к изучению информатики, повышению их информационной культуры.






2 Обзор сервисов для организации профориентационного мероприятия в дистанционном формате



2.1 Актуальность применения дистанционных форм обучения в профориентационных мероприятиях

Актуальность применения дистанционных форм работы в профориентации обучающихся заключается в том, что результаты общественного прогресса сегодня концентрируются в информационной сфере. Внастоящее время наступила эра информатики. Этап ее развития в данный момент можно характеризовать как дистанционно-коммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания устаревают очень быстро, необходимо их непрерывное совершенствование. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.

Использование современных средств дистанционной работы по содействию профессиональному самоопределению обучающихся позволяет оптимизировать процесс осознания выбора профессии, повысить уровень информированности об условиях профессионального выбора. С учетом потребности разработки инновационных предложений в области содействия профессиональному самоопределению обучающихся внедрение информационных технологий стало предметом особого внимания со стороны многих педагогов и психологов.

Преимущество использования информационных технологий в работе по профориентации очевидно, так как почти все обучающиеся испытывают интерес ко всему, что связано с компьютерами.

Информационные технологии — это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации. Процесс профессионального становления обучающихся как раз и предполагает осуществление всех вышеперечисленных действий. Поэтому информационные технологии могут являться важным стимулятором процесса профессионального самоопределения.

2.2 Сервисы для организации онлайн тестирования

Сервис «Google Classroom» - https://classroom.google.com/

Процесс регистрации:

Необходима регистрация на Google.com (Gmail). Чтобы работать с Google Классом, необходимо создать бесплатный аккаунт G Suite for Education для вашего учебного заведения. G Suite for Education позволяет администраторам выбрать, какие сервисы Google будут доступны учащимся, а также обеспечивает дополнительную конфиденциальность и безопасность данных. Учащиеся на территории учебного заведения не смогут входить в сервис «Google Класс» с помощью обычного аккаунта.


Функционал сервиса:

Google Classroom – объединяет полезные сервисы Google, организованные специально для учёбы.

На платформе вы можете:

 создать свой класс/курс;

 организовать запись учащихся на курс;

 делиться с учениками необходимым учебным материалом;

 предложить задания для учеников;

 оценивать задания учащихся и следить за их прогрессом;

 организовать общение учащихся.

Класс и предметы:

Все задания разрабатывает сам учитель, поэтому класс и предмет может быть любой. Это не ресурс с готовыми заданиями, а ресурс с приложениями (сервисами) для разработки заданий учителем.

Тестирование – одна из традиционных форм оценивания. В условиях дистанционного обучения роль этой формы возрастает многократно. On-line сервисов для организации тестирования достаточное количество.

Google-формы https://docs.google.com/form

Google-формы можно применять в формате опроса или теста. Настройки Google-форм позволяют ученику после ответа на тест сразу увидеть, на какие вопросы он ответил правильно, а где допустил ошибки.

У учителя в руках при этом оказывается подробная аналитика: он видит, какие задания вызвали затруднения, какие неправильные ответы чаще всего выбирались, как справился каждый из учеников. В формате автопроверки можно создавать вопросы с единичным и множественным выбором и с кратким ответом (причем ответ должен быть однозначным, варианты не допускаются).

Можно добавить задания с развернутым ответом, ответы также попадут при этом к учителю, но вот ученик сможет получить ответ, правильно ли он размышлял, только после проверки педагогом. Может в формах Google быть добавленным и просто текст, а значит, можно включать информационные блоки. При этом учитель получит сводку ответов с подробной аналитикой в целом по классу, а также ответы, данные каждым конкретным учеником. Google предложит учителю создать таблицу, в которой будут собираться все ответы.

Microsoft формы https://forms.office.com/

В Microsoft Forms можно быстро назначать оценки за ответы на вопросы и предоставлять обучающимся отзывы различными способами. Можно экспортировать результаты тестов в Microsoft Excel для более глубокого анализа и построения диаграмм, а также удалить или распечатать все ответы. Имеются вопросы типа: «Рейтинг» и «Шкала Лайкерта». Microsoft Forms также включает функциональные инструменты для анализа в режиме реального времени, которые позволяют педагогу получить сводную информацию, просмотреть результаты отдельных обучаемых и опубликовать результаты для ознакомления.


https://quizizz.com

Конструктор тестов, поддерживающих ввод математических формул, интеграцию изображений и аудиофайлов, использование библиотеки уже созданных сообществом тестов.

Мастер-тест http://master-test.net/

Русскоязычный простой конструктор, который можно использовать в обучении, он бесплатен и не содержит рекламы. Чтобы создавать тесты, нужно зарегистрироваться как преподаватель. При желании готовый тест можно встроить у себя на сайте или пригласить участников пройти тестирование на сервисе, скинув им ссылку.

Облачные хранилища данных: Dropbox (https://www.dropbox.com ), Облако Mail.ru (https://cloud.mail.ru ), Яндекс.Диск (https://disk.yandex.ru ) позволяют пользователям загружать и хранить файлы на серверах, распределенных в сети, и предоставлять их в доступ другим пользователям. Преимущества облачного хранения – возможность доступа к ресурсам с любого мобильного устройства.

Dropbox предоставляет бесплатно 2 ГБ пространства, Облако Mail.ru – 25 ГБ, Яндекс.Диск – 3 ГБ первоначально и до 20 ГБ можно получить в качестве бонусов за участие в различных акциях. Во всех случаях объем дискового пространства можно существенно расширить за счет платных услуг. Поддерживается несколько десятков типов файлов.

Облачные хранилища Google Drive (https://drive.google.com/drive ) и Microsoft OneDrive (https://onedrive.live.com ) помимо хранения и обмена файлами позволяют работать с документами коллективно, редактируя их непосредственно в браузере. OneDrive поддерживает Office Online – веб-версию Microsoft Office, поэтому здесь можно загружать, создавать, редактировать файлы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и Microsoft OneNote, OneDrive и хранить до 15 ГБ информации. Общий доступ и совместное редактирование поддерживает и облачное хранилище компании Google.

Набор офисных приложений обеспечивает работу с текстовыми документами, электронными таблицами, презентациями, изображениями, веб-формами и другими типами файлов. На диске можно хранить также аудио- и видеофайлы, файлы в формате PDF. Учитель может использовать облачные хранилища, как для размещения собственных заданий, так и для размещения выполненных работ обучающихся с результатами их оценивания.

Интерактивные рабочие листы:

Интерактивный рабочий лист – электронный ресурс, созданный учителем с помощью документов совместного редактирования для самостоятельной работы обучающихся индивидуально или совместно.

Возможности по созданию интерактивных рабочих листов предоставляют документы Google и Microsoft Office Online. Технология использования интерактивного рабочего листа: