Файл: Контрольная работа по дисциплине Государственное регулирование, контроль и надзор в коммерческой и логистической деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Государственное регулирование, контроль и надзор
в коммерческой и логистической деятельности»
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки Торговое дело Направленность (профиль) Логистика | | Студент Махнёва О.В. Группа ЗЛ-19 Руководитель Топоркова Е.В. |
г. Екатеринбург
2022 г.
Оглавление
«Уральский государственный экономический университет» 1
г. Екатеринбург 1
Введение 3
Государственное регулирование экономики. Понятие 4
Прямой метод государственного регулирования 6
Косвенный метод государственного регулирования 9
Лицензирование отдельных видов деятельности, как метод государственного регулирования коммерческой деятельности. Порядок оформления лицензии 11
Используемая литература 24
Введение
Государство в условиях рынка воздействует на экономику посредством создания и регулярного корректирования условий для того, чтобы она нормально работала, без сбоев и успешно развивалась, приспосабливалась к существующей социально-экономической системе и переменчивым условиям.
Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.
Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы.
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью, полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики. Понятие
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели. Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции. Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
-
создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы; -
проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг; -
распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.); -
развитие научной деятельности; -
контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр; -
регулирование отраслевой структуры экономики; -
проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики; -
контроль за важнейшими социально-экономическими показателями; -
производство общественно необходимых благ.
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер.
Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Методы
Принципами ГРЭ являются:
-
Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения, т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса. -
Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций. -
Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития. -
Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений. -
Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Методы Государственного регулирования экономики:
-
прямые; -
косвенные.
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер. Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Прямой метод государственного регулирования
Прямые методы регулирования характеризуются адресностью, направленностью на конкретных субъектов или процессы.
Суть прямого регулирования заключается в воздействии на процессы, происходящие в экономике, непосредственно, посредством использования административных рычагов, в частности, установления запретов и ограничений, бюджетных инвестиций.
Основой прямого регулирования является власть государства, санкции за неповиновение, а не мотивация и стимулы.
Методы прямого влияния вынуждают экономических агентов следовать инструкциям правительства, а не самостоятельному решению.
Прямые методы воздействия наиболее очевидны в административно-командной экономике, когда государство четко определяет планы для каждого региона, отрасли, предприятия. Но прямые методы используются и в рыночной экономике.
Таким образом, можно установить состояние:
-
Квоты, -
Дотации, -
Субсидии, -
Субвенции, -
Штрафы.
Кроме того, государство может:
-
Лицензировать определенные виды деятельности, -
поддерживать определенный бизнес, предоставлять целевые субсидии, -
формировать государственные контракты на продукты или услуги.
Меры прямого регулирования включают контроль монополий (антимонопольная, антимонопольная политика).
Прямые методы позволяют правительству достигать быстрых результатов. Основным недостатком прямых методов является то, что они могут нарушить равновесие рынка, сформированное между взаимосвязанными субъектами рынка.
Прямое вмешательство затрагивает не только непосредственно затронутые компании, но и их деловых партнеров, сотрудников и т.д. Довольно сложно оценить это вторичное воздействие до введения мер, и их негативный эффект может быть более значительным, чем положительный результат самого регулирования.
В качестве примера можно привести:
-
государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг конкретными производителями; -
безвозвратное целевое финансирование тех или иных территорий, отраслей, предприятий (субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней - общенациональных, региональных, местных); -
адресные льготные кредиты производителям; -
финансирование строительства объектов государственной собственности; -
ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции; -
лицензирование отдельных видов деятельности, внешнеторговых операций и пр.
Игнорирование хозяйствующими субъектами такого рода действий со стороны государства влечет либо экономические потери, либо административные санкции.
Косвенный метод государственного регулирования
Косвенные методы не имеют непосредственного адресата и направлены на экономическое пространство в целом, определяя "правила игры" в нем. Они опираются в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. В отличие от прямых методов регулирования косвенные действуют автоматически. Неподчинение им обычно влечет экономические потери.
Косвенное регулирование характеризуется тем, что государство не вмешивается непосредственно в процесс принятия решений экономическими агентами, а только создает условия для того, чтобы они могли принять желаемое решение (соответствующее требованиям экономической политики).
Преимуществом косвенного регулирования является более мягкий эффект, не нарушающий равновесие рыночных отношений. Недостатком косвенного регулирования является значительный временной разрыв (время, которое проходит между принятием мер и наступлением желаемого эффекта).
Цели косвенного регулирования могут заключаться в перераспределении доходов, стимулировании инвестиций, стимулировании экспорта и влиянии на уровень цен.
Важной отличительной чертой косвенного влияния является то, что оно не является таким "целевым", как прямое.
Методы косвенного регулирования включают использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как манипулирование курсом политики центральным банком, резервные требования, а также выпуск и погашение государственных ценных бумаг. Косвенное регулирование может также проявляться через инструменты налогово-бюджетной политики, особенно в форме налоговых систем и налоговых льгот.
Было бы неправильно утверждать, что косвенные методы лучше прямых (или наоборот) - в разных ситуациях правительство должно использовать оба инструмента для достижения разных целей. Следует отметить, что повышение эффективности косвенных методов требует прозрачности экономической системы и доступности для экономических агентов информации о принимаемых решениях.
Косвенными методами государственного регулирования экономики можно считать:
-
экономическое прогнозирование, в результате которого частные фирмы получают достаточно надежные ориентиры для своего развития, осуществления инвестиционных проектов; -
определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах и т.п.; -
манипулирование налогами и системой налоговых льгот; -
регулирование цен и тарифов, платежей за ресурсы, валютных курсов, нормы амортизационных отчислений, ставки рефинансирования, количества денег в сфере обращения и пр.
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется.
Таким образом, государство, используя прямые или косвенные рычаги воздействия на экономические интересы, влияет на поведение субъектов хозяйствования.