Файл: Контрольная работа по дисциплине Государственное регулирование, контроль и надзор в коммерческой и логистической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лицензирование отдельных видов деятельности, как метод государственного регулирования коммерческой деятельности. Порядок оформления лицензии


Лицензирование является самой жесткой формой регулирования эко­номики. При лицензировании государство устанавливает к хозяйствующим субъектам определенные требования и условия, без выполнения которых предприятие не может заниматься определенным видом деятельности, а, значит, не может быть участником рыночных отношений.

К лицензируемым видам деятельности относят виды деятельности, осу­ществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, закон­ным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, куль­турному наследию народов Российской Федерации, и регулирование которых не может осуществляться иными методами кроме как лицензированием.

Лицензирование мероприятия, связанные с предоставлением лицен­зий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приос­тановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требо­ваний и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблю­дением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятель­ности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензия- специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требова­ний и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельностивид деятельности, на осущест­вление которого на территории Российской Федерации требуется получе­ние лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лицензионные требования и условия— совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требо­ваний и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осу­ществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы- федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществля­ющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лицензиат- юридическое лицо или индивидуальный предпринима­тель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.


Соискатель лицензии— юридическое лицо или индивидуальный пред­приниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предо­ставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий- совокупность данных о предоставлении лицен­зий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии.

Правовую основу лицензированиясоставляют Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятель­ности», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты, которыми утверждается Положение о лицензировании конкретных видов деятельности.

Действующий в настоящее время Федеральный закон регулирует от­ношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности (в соответствии с перечнем, предусмотренным этим Федеральным законом).

Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности» не распространяется на целый ряд видов деятельности, в том числе:

  • образовательную; деятельность, связанную с защитой госу­дарственной тайны;

  • в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

  • в области связи;

  • биржевую, нотариальную, страховую деятельность.;

  • использование результатов интеллектуальной деятельности и другие виды.

Эти виды деятельности регули­руются соответствующими федеральными законами.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

1. Обеспечение единства экономического пространства на террито­рии Российской Федерации.

2. Установление единого перечня лицензируемых видов деятельности.

3. Установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации.

4. Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

5. Гласность и открытость лицензирования.

6. Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Субъекты лицензирования.В соответствии с Федеральным законом

Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензи­ровании конкретных видов деятельности; определяет1 федеральные орга­ны исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации.



Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

• предоставление лицензий;

• переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

• приостановление действия лицензий;

• возобновление действия лицензий;

• аннулирование лицензий в порядке, определенном Законом;

• ведение реестра лицензий;

• контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении ли­цензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требо­ваний и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов ус­танавливается положениями о лицензировании конкретных видов де­ятельности.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с ор­ганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий, предусмотренных Феде­ральным законом.

Применяются два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности. Во-первых, это потенциальная опасность того или иного вида деятельности и, во-вторых, невозможность регулирования деятельности иными методами, кроме лицензирования.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время насчитывается 23 (а на момент принятия Закона было 40 федеральных органов и по 10 органов государственной власти в каждом из 88 субъектов РФ), которые осуществляют лицензирование предпринимательской деятельности. Полномочия конкретных органов по лицензированию определяет Правительство РФ.

Статья 7 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ устанавливает права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов.

Так, они имеют право:

  • — во-первых, запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством РФ;

  • — во-вторых, проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;

  • — в-третьих, выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

  • — в-четвертых, применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.


Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны:

  • — исполнить своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия в области лицензирования;

  • — соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.

В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и совершения противоправных действий (бездействия) должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В течение 30 рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения лицензирующий орган обязан сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных должностных лиц.

Лицензия действует бессрочно (п. 4 ст. 9 Закона).

За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах. В то же время не допускается взимание лицензирующими органами с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования (ст. 10 Закона).

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

  • — полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и адреса электронной почты юридического лица;

  • — фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

  • — идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

  • — лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.


К заявлению прилагаются:

  • 1) копии учредительных документов для юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

  • 2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

  • 3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

  • 4) опись прилагаемых документов.

В заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающих уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются:

  • — наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

  • — установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

  • — представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в законе вид деятельности, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через 15 дней со дня такого изменения.

Законом предусмотрены также основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.