Файл: Байбородова Л. В. Организация взаимодействия в разновозрастных группах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Байбородова Л.В.
Организация взаимодействия в разновозрастных группах
учащихся
Разновозрастные группы (РВГ) стихийно или целенаправленно возникают во всех образовательных учреждениях, выполняя различные социальные, воспитательные и образовательные функции, обеспечивая успешность социализации детей и подростков.
Сегодня возникает потребность создания разновозрастных групп при организации учебной деятельности детей в малочисленных школах, число которых возрастает на селе, что приводит к необходимости объединять несколько классов. Таким образом, формируются постоянные или относительно постоянные разновозрастные группы, в которых должны одновременно обучаться дети по разным образовательным программам.
Данная ситуация особенно на первом этапе вызывает страх, сопротивление у педагогов, а директора школ всячески изощряются, чтобы избежать объединения классов, что объясняется не понимаем многих преимуществ, незнанием образовательных, воспитательных возможностей обучения в РВГ и соответственно отсутствием знаний и умений осуществлять обучение в условиях разновозрастности детского коллектива.
Однако опыт убеждает в том, что подготовленные к обучению в РВГ педагоги добиваются более высоких результатов, и прежде всего надпредметных и личностных, чем в одновозрастном малочисленном коллективе. Это подтверждает многолетний опыт ряда учреждений страны, в том числе и городских, которые специально организуют обучение в разновозрастных группах, так как по ряду показателей оно является более эффективным в сравнении с обычной классно-урочной системой.
В последние десятилетия ученых и практиков привлекает проблема организации разновозрастных групп (постоянных и временных) в учебном процессе. Так, многолетние исследования В.К. Дьяченко привели автора к выводу о том, что классно-урочная система устарела, привела школу в тупик.
В связи с этим он предлагает коллективный способ обучения в
«разновозрастных образовательных коллективах» [3].
Одна из самых сложных проблем обучения в РВГ — организация взаимодействия детей разного возраста. К сожалению, в практике часто такое занятие представляет собой присутствие двух или нескольких классов, где каждый выполняет свою часть работы, а взаимодействие, общение старших и младших по существу отсутствует, что естественно снижает образовательную и воспитательную эффективность занятия. Можно также часто наблюдать, особенно на первых этапах проведения занятий в разновозрастных группах, как старшие школьники навязывают младшим детям свои суждения, стремятся выполнить за младших те действия и виды деятельности, которые учащиеся младших классов способны выполнить сами.


2
Чтобы организовать взаимодействие детей разного возраста, педагогу целесообразно выполнять следующее:
- обоснованно отбирать содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу;
- разъяснять детям важность проведения совместного занятия, показывать полезность этой работы для всех учащихся и для каждого;
-помогать каждому присвоить общую цель работы и найти в ней личностный смысл;
- раскрывать значимость действий каждого для достижения общего результата и развития его личности, его личных успехов;
- использовать различные формы и методы взаимодействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеучебной деятельности;
- обеспечивать динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций;
- четко и конкретно определять содержание деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе учебного занятия.
Особое внимание учитель должен обратить на характер взаимоотношений, совместных действий, общение старших и младших.
Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в группе, а для этого необходимо:
-при формировании разновозрастных групп учитывать возрастные особенности, межличностные отношения учащихся, их психологическую совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции;
-включать школьников в совместную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, обеспечивая реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
-создавать специальные ситуации, позволяющие школьнику проявить независимость своих суждений, оценок, выразить свою собственную позицию, точку зрения;
-стимулировать, одобрять проявление детьми независимых суждений, самостоятельных решений и уважительного отношения к мнению других;
-не допускать подавления младших старшими, ущемления личного достоинства детей;
-добиваться правильной позиции лидера, организатора работы группы, самокритичности детей, объективности в оценке поведения и мнений других;
-обучать учащихся культуре общения, навыкам совместной работы, организаторской деятельности;
-организовывать коллективный анализ совместной деятельности, при этом предусматривать оценку взаимоотношений детей, старших и младших, психологической защищенности каждого в групповой работе.


3
Целесообразна разработка правил взаимодействия старших и младших школьников самими детьми. После проведения занятия в РВГ осуществляется анализ реализации правил, вносятся коррективы и дополнения в перечень этих правил.
Успешность взаимодействия детей разного возраста зависит от их размещения в пространстве. Важно, чтобы старшие и младшие имели возможность работать в тесном кругу. В то же время педагогу необходимо предусмотреть перемещение детей в пространстве, чтобы снять напряженность, разнообразить движения, отказаться от формализма и заорганизованности. Нужно исходить из удобства выполнения совместной учебной работы и создать естественные условия для общения детей.
На успешность разновозрастного взаимодействия влияет количественный состав группы, который может быть около 10-15 человек.
В малокомплектной начальной школе такое количество учащихся объединяет иногда 1, 2, 3, 4 классы.
На занятии взаимодействие старших и младших часто организуется через микрогруппы, количественный состав которых также зависит от вышеизложенных факторов. Однако объединять более 4-5 человек не целесообразно, так как консультанту, ученику-групповоду сложно включить в активную учебную работу большее количество детей и организовать их совместную деятельность без непосредственной помощи учителя. Опыт убеждает в том, что начинать обучение детей разного возраста взаимодействию следует с парных способов учебной деятельности.
Для повышения эффективности занятий в разновозрастных группах важно использовать специальные способы организации учебных занятий, стимулирующие сотворчество детей, развивая их взаимодействие.
Эффективным для этого является организация коллективной познавательной деятельности, при которой создаются условия для проявления и развития каждого ребёнка [2].
Признаки коллективной познавательной деятельности:
-наличие общей учебной задачи;
-совместная учебная деятельность детей;
-четкое распределение обязанностей в совместной работе;
-отношения ответственной зависимости;
-самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.
Назовем некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста при организации коллективной познавательной деятельности: постановка общей проблемы или задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех; использование исследовательских заданий, создание ситуации совместного поиска; формирование разновозрастных микрогрупп, каждая из которых решает общую проблему или ее часть; выполнение микрогруппами творческих заданий как при подготовке, так и проведении занятий; совместное


4 обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований, театрализации и др.
При организации коллективной познавательной деятельности в РВГ используются групповая (в микрогруппах), парная, индивидуальная работа.
Все формы взаимосвязаны между собой, но развитию взаимодействия старших и младших в первую очередь способствуют групповая и парная работа.
Групповая работа может проходить в течение всего занятия, либо работа по группам включается в отдельные его фрагменты. Как уже отмечалось, целесообразно сочетание различных способов формирования групп, что так же будет способствовать развитию отношений между детьми.
Может быть стихийное или целевое формирование микрогрупп.
Стихийный способ – это использование считалки, жребия, цвета и формы жетонов, которые достались учащимся, и другие. Целевое формирование микрогрупп может быть под учебную задачу, по способностям детей, под привлекательный вид деятельности, по уровню обученности, обучаемости, с учетом профессиональных интересов и планов учащихся.
В свою очередь способы формирования микрогрупп можно разделить на свободные, т.е. по желанию учащихся, и несвободные, организованные учителем. Преимущества свободного формирования групп таковы: 1) наличие обстановки, располагающей к общению, раскрытию большого творческого потенциала каждого учащегося; 2) снижение напряженности; 3) благоприятные предпосылки для взаимоподдержки и взаимовыручки. У подобного варианта, однако, есть свои недостатки. Во-первых, могут сформировываться группы, различные по своей численности, а главное, различные по своему учебному потенциалу, и, как следствие, одна из групп может изначально оказаться менее успешной в достижении результата, что будет снижать мотивацию учащихся. Во-вторых, может появиться неадекватная оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей (завышение оценок), так как общение внутри группы принимает более близкий, дружественный характер. Следовательно, учителю при создании групп по желанию учащихся следует учесть плюсы и минусы такого деления.
Также при организации совместной деятельности старших и младших в зависимости от образовательных задач и условий могут создаваться временные и относительно постоянные микрогруппы.
Групповую работу рационально использовать на различных типах занятий: изучения нового материала, на повторительно-обобщающих занятиях, практических и лабораторных работах. Предлагаем примерную структуру одного из вариантов занятия в РВГ комплексного типа по группам
[3, с. 22].
1. Вводная часть: а) постановка задачи, проблемы (создание проблемной ситуации); б) инструктаж о последовательности работы;


5 в) раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа: а) знакомство с материалами, планирование работы в группе; б) индивидуальное выполнение задания; в) обсуждение индивидуальной работы в группе; г) обсуждение общего задания группы; е) подведение итогов группового задания и его оформление.
3. Заключительная часть: а) отчёт групп о выполненной работе, о решении поставленной перед коллективом задачи; б) анализ выполнения поставленной задачи группами и коллективом в целом; в) общий вывод о групповой работе и достижении цели, поставленной в начале занятия.
При подготовке и проведении занятия в разновозрастной группе, когда используется групповая работа, необходимо предусмотреть следующее:
1) определить задания, требующие конкретных действий со стороны учеников по объяснению и закреплению материала (1–2 задания на группу);
2) разбить учащихся на группы, предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого в выполнении задания (заполнение таблицы, графическое оформление, объяснение орфограммы, оформление записи и выступление у доски, занесение оценок в лист учёта знаний и т. п.);
3) если задание предусматривает ответы на вопросы по новому материалу, надо сформулировать по 2–3 вопроса для каждого ученика, члены группы выслушают друг друга, составят общее мнение по каждому вопросу, а затем представят ответы на обсуждение всей группы;
4) учитель и дети определяют, какие задания выполняют старшие, как будут отчитываться младшие;
5)оценка ставится группе, а затем учащиеся оценивают работу каждого ученика в группе, используя самооценку и взаимопроверку;
6) учитель спрашивает, насколько активно каждый ученик принимал участие в работе, как члены группы помогали друг другу;
7) на протяжении всей работы учитель наблюдает за деятельностью учащихся, помогает микрогруппам и отдельным учащимся, если необходимо; при этом надо оставаться доброжелательным, говорить тихо и учить этому учащихся.
На первых этапах организации занятий в РВГ целесообразно организовать микрогруппы из 2–3 учеников, сопровождая их деятельность опорными карточками с инструкциями, в которых определяется последовательность действий старших и младших, четко обозначаются виды.
Парная работа успешно используется при пересказе друг другу нового материала, составлении заданий или вопросов друг другу, взаимопроверке письменного и устного задания, при оказании помощи в выполнении самостоятельной работы менее подготовленным учащимся.