Файл: Неолитическая революция, определение сущности понятия и процесса, ее значение и последствия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет истории как науки. Исторические источники специфика исторического познания.
История – это гуманитарная наука, изучающая прошлое человечества в его конкретности, выявляя взаимосвязь между прошлым, настоящим и отчасти – будущим. Объект - человеческое общество.
Виды исторических источников: письменные (летописи, договоры, грамоты, письма), вещественные (одежда, украшения, орудия труда, посуда), этнографические (традиции, верования, обряды), устные (предания, сказания, легенды), лингвистические (образование слов), фотодокументы, кинодокументы.
-
Возникновение Древнерусского государства.
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датироватоь с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян- Древнерусское Киевское государствоБольшинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и Новгородское (эти названия уже вытесняют старые Куявию и Славию), все (более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути "из варяга в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.
Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть временных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам, а северные- варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами" (Повести Древней Руси. Л., 1983. С. 31). Варяжские князья якобы сначала не соглашались, по потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности.
Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того -обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость.
В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Первым ее критиком был М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". (в некоторых германских хрониках уже с 839 г. русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.
В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным - напротив, многонациональным, полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Однако украинские националистические историки еще в начале XX в. пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея была подхвачена после распада СССР в некоторых украинских националистических кругах с той целью, чтобы поссорить три братских славянских народа, "исторически" обосновать самостийность Украины, ее "историческое превосходство" над Россией, хотя, как известно, Древнерусское государство ни по территории, ни по составу населения с современной Украиной не совпадало. В IX и даже в XII в. еще нельзя
говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появилось позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распалась на три самостоятельные ветви.
-
Внутренняя и внешняя политика первых русских князей в IX-и. XII в.
Олег Вещий
Годы правления: 882-912 гг.
1. Внутренняя политика:
1.1. Сделал Киев столицей Древней Руси
1.2. Объединил северный и южный центры восточных славян, путем завоеваний земель уличей, тиверцев, радимичей, северян, древлян, подчинения таких городов, как Смоленск, Любечь, Киев.
2. Внешняя политика:
2.1. Совершил успешный поход на Царьград в 907 году.
2.2. Заключил выгодные для страны мирные и торговые договора с Византией.
Итоги деятельности:
За годы своего правления значительно увеличил территорию Руси, заключил первый торговый договор с Византией (Константинополем)
Игорь
Годы правления: 912-945 гг.
1. Внутренняя политика:
1.1. Продолжал объединение восточнославянских племен
1.2. Был наместником в Киеве во время правления Олега
2. Внешняя политика:
2.1. Русско-византийская война 941-944 гг.
2.2. Война с печенегами
2.3. Война с древлянами
2.4. Военный поход на Византию
Итоги деятельности:
Заключил военно-торговый договор с Византией, завоевал древлян.
Княгиня Ольга
Годы правления: 945-962 гг.
1. Внутренняя политика:
1.1. Укрепление центральной власти путём расправы над племенем древлян
1.2. Провела на Руси первую налоговую реформу: ввела уроки — фиксированный размер сбора дани и погосты — места сбора дани.
2. Внешняя политика:
2.1. Была первой русской княгиней и вообще правительницей, которая приняла христианство.
2.2. Смогла препятствовать вокняжению в Киеве древлянской династии князей.
Итоги деятельности:
Ольга укрепила внутреннее положение молодого русского государства, наладила отношения с Византией, повысила авторитет Руси, смогла сохранить русский престол для своего сына Святослава.
Святослав Игоревич
Годы правления 945 — 972 гг.
1. Внутренняя политика:
1.1. Вел дальнейшее укрепление древнерусского государства, как и свои предшественники.
1.2. Попытался создать империю.
2. Внешняя политика:
2.1. Провел военный поход на Булгарию в 967 году.
2.2. Разгромил Хазарский каганат в 965 году.
2.3. Провел военный поход против Византии.
Итоги деятельности:
Завязал дипломатические отношения со многим народами мира, упрочил положение Руси на мировой арене, снял угрозу со стороны Волжской Булгарии и Хазарского каганата, расширил владения киевского князя, хотел создать империю, однако его планам не суждено было сбыться.
Ярополк
972-980 гг.
После смерти Святослава на киевский престол вступил князь Ярополк, который за 8 лет своего правления внес очень небольшой вклад в историю Древней Руси.
Владимир
980-1015 гг.
В 981—982 годах Владимир обложил даньювятичей.
В 988 году князь Владимир осадил Корсунь в Крыму.
988 – крещение Руси
В 1000 году 6 тыс. русов участвовали в византийском походе в Армению, а сам Владимир — в походе в дунайскую Болгарию.
Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый(король Польши), Болеслав II(король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).
-
Принятие христианства на Руси: процесс христианизации и его значение.
Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.
988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.
991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.
Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.
Значение принятие на Руси христианства:
1. Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.
2. С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.
3. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.
4. Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.
5. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
6. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.
7. Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
-
Социально-экономический и политический порядок жизни Древней Руси.
Основными признаками Древне-Русского Государства, сложившимися в 9-10 веках, стали:
- Династическая наследственная княжеская власть, опирающаяся на государственный аппарат в лице дружины
- Территориальный принцип расселения, пришедший на смену племенному
- Определенная система налогообложения населения
- после принятия христианства единая государственная религия
- Русь с самого начала была многоэтнической по составу, но уже началось складывание древнерусской народности
Древнерусское общество строилось на принципах коллективизма. Основной ячейкой социального устройства была община. Наибольшее значение имели родовые общины знати и соседские общины свободных крестьян. В общинах крупных землевладельцев (бояр и князей) обрабатывали землю рабы (в основном из числа военнопленных) и полусвободные. Вотчина, основанная на рабском труде, развивалась медленно и не играла существенной роли в экономике.