Файл: Лекция 1 Политология как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 1 Политология как наука


Политология - наука об особой сфере жизнедеятельности людей, которая связана с властными отношениями

Историю развития политической науки можно рассматривать через призму трех последовательно сменяющих друг друга этапы:

1) институциональный этап, когда политика изучалась как взаимодействие социальных институтов

2) бихевиористский этап, анализ политического поведения субъектов политики

3) постбихевиористский - до наших дней. Именно в этот период оформляются основные концепции и теории современной политологии. 1948 - создание международной ассоциации политической науки

Политология изучает политическую сферу людей (субъект):

  • Политическую структура

  • Политические институты и отношения

  • Политические качества личности и политическое поведение

  • Политическая культура

Предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т.д

Объектом изучения политологии являются политическая сфера общественной жизни (институты, структуры, поведение, политическая культура, т.е то, что как или иначе связано с политикой в широком смысле этого слова)

Предметом являются закономерности взаимоотношений по поводу политической власти

Функционал политологии самый вариативный

Функции политологии:

  • Методологическая - разработка теорий и концепций политологических исследований

  • Познавательная - изучение, описание фактов о политической деятельности, выявление основных проблем и противоречий политического развития (Например, 1 ст конституции

  • Регулятивная - разработка практических рекомендаций для властных отношений, определение способов воздействия на политическую жизнь.

  • Мировоззренческая - связана с формированием и обоснованием определенных идеалов, ценностей, убеждений граждан

  • Прогностическая - состоит в определении ближайших и отдаленных перспектив политического развития

Основные категории политической науки - это ее основные понятия, которые представляют самостоятельный предмет исследования и вместе с тем создают целостную картину политики


Структура политологии - теоретическая и прикладная

Субдисциплины политологии:

Риторика, психология, социология, регионалистика, конфликтология, этнополитология, элитология

Лекция 2 Государство как универсальный политический институт


-Институт как категория

В социальном плане институт это коллективное поведение, которое в силу своей повторяемости приводит к утверждению социального феномена.

В юридическом плане это формализация длительной формы действий и ее правовое закрепление

Политический институт включает в себя две основные составляющие с одной стороны он связан с общением людей по поводу власти (например люди пришли на митинг, они взаимодействуют), с другой стороны с институциональными формами политики (например есть партия, госсовет - это институциональное выражение политики и они борются за власть)

Трактовка государства в разные периоды истории:

  • Государство у Конфуция это большая семья.

  • Государство у Платона это справедливый человеческий космос

  • Государство у Аристотеля это совокупность граждан

  • Гуго Гроций считал государством союз свободных людей для соблюдения права и общей пользы

  • Государство у К. Маркса это машина для подавления одного класса другим

Государство в широком смысле это общность людей, которая проживает на определенной территории, представляется и организуется высшим органом власти

Государство в узком смысле это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, которая обладает верховной властью.

Три базовые характеристики любого государства:

  1. Форма правления, структура высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенций между ними

  2. Форма национального, административно-территориального устройства, деление страны на части и характер взаимоотношения между ними (рф ассиметричная федерация)

  3. Политический режим - совокупность способов и методов осуществления политической власти

Основные внутренние функции государства:

  1. Государственное регулирование экономики посредством налоговой, кредитной инвестиционной и таможенной политике.

  2. Социальная функция - регулирования социальных отношений посредством национальной, демографической, религиозной политике, создание системы социального обеспечения, формирование условий для жизнедеятельности общества посредством жилищной, экологической политике

  3. Культурно-воспитательная функция, которая реализуется посредством создания государственной системы образования, науки, культуры

  4. Охрана общественного порядка и сохранение существующего общественного строя


Внешние функции государства:

  1. Защита границ от внешней агрессии

  2. Защита государственных интересов на международной арене посредством дипломатии

  3. Международное сотрудничество с другими странами для интеграции национальной экономики в мировую экономическую сеть

Признаки правового государства

  1. Закрепление в праве широкого комплекса естественных неотчуждаемых демократических прав и свободы человека, обеспечение их реальными гарантиями

  2. Разделение власти, когда все три ветви автономны и действуют в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями

  3. Верховенство и прямое действие конституции и законов во всех сферах общественной жизни

  4. Суверенная воля народа единственный источник государственной власти

  5. Демократизм законотворчества, т.е закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства

  6. Наличие эффективных средств контроля и надзора за деятельностью органов государственной власти

  7. Сосредоточение всех властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения

  8. Соответствие внутреннего законодательства принципам международного права

  9. Человек - высшая ценность для государства

Лекция 3 Политическая власть, формы, функции, категории.


Политическая власть (Пв) - определяющее влияние, основанное на отношении господства, с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов ПРИНУЖДЕНИЯ, УБЕЖДЕНИЯ, ИНТЕРЕСА ИЛИ СОГЛАСИЯ.

Параметр Пв:

  • Масштаб власти (характеристика значения размера влияния);

  • Время власти (период функционирования данного должностного лица/органа);

  • Объем власти (количество власти сосредоточенное в одних руках/органах);

  • Пространство власти (определенной площади территории регионы в пределах которых данная власть эффективно функционирует).

Признаки Пв:

  • Верховенство пв - это обязательность властных решений для всего общества;

  • Моноцентричность власти - существование единого государственного центра, принятия политических решений;

  • Всеобщность - функционирование пв на основе права от имени всего общества;

  • Наличие многообразия ресурсов власти.


Ресурсы Пв - это средства, с помощью которых субъект политических отношений влияет на объект для достижения поставленных целей.

Ресурсы пв:

  • Экономические ресурсы - материальные ценности, деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процесса производства и потребления;

  • Принудительные ресурсы - оружие, армия, суд, прокуратура, силовые министерства и ведомства;

  • Демографические ресурсы - основа для воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти (люди, население страны);

  • Культурно-информационные ресурсы - знания, информация и средства их распространения, система образования и культуры.

Структура Пв:

  • Субъект Пв - обладатель, носитель власти, который воплощает в себе направляющее начало (президент, лидер партии, политическая элита и т.д);

  • Объект Пв - это руководимые субъектом граждане, социальные группы.

Типология Пв:

  • Типология власти в зависимости от субъекта (олигархия, автократия, плутократия, демократия);

  • Типология Пв в зависимости от сферы управления (государственная, партийная, органов местного самоуправления);

  • Типология Пв в зависимости от функций, которые выполняют ее органы (законодательная, исполнительная, судебная);

  • Типология Пв по методам воздействия на объект (принуждение, убеждение, согласие);

  • Типология Пв по широте/масштабу охвата (мегавласть - власть в рамках международного сообщества; макровласть - власть в рамках одного суверенного государства; мезовласть - власть внутри субъекта; микровласть - власть местного самоуправления);

  • Классификация Пв в зависимости от качества ресурсов, на которые она опирается (принудительная власть опирается на применение силовых инструментов влияния (армия, оружие, суд, прокуратура и другие силовые ведомства).

Принцип разделения властей.

Принцип разделения властей это общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках/органах это приведет к монополии политического управления, что выразится в бесправии, деспотии и несменяемости Пв.

Проблема баланса власти одна из ключевых и актуальных в политической науке (Локк и Монтескье).

Лекция 4 Методы и стили властвования



Процесс принятия политических решений включает в себя две фазы:

  1. Принятие и обоснование какого-либо политического действия;

  2. Притворение решений в жизнь путем последовательных действий по мобилизации необходимых ресурсов и нейтрализации сопротивления оппозиции.

Подходы в реализации властных решений распределяют на три группы:

  • Принуждение;

  • Убеждение;

  • Стимулирование (интерес).

Власть по способу осуществления подразределяют на:

  • Явную (эксплиципную);

  • Неявную (имплиципную).

Ограничители верховной власти:

  • Религия и нормы нравственности;

  • Распределение власти между субъектами;

  • Лоббистские организации, партии, группы интересов;

  • Общественное мнение;

  • Независимая судебная власть;

  • СМИ;

  • Принцип разделения властей и недопущение монополии в одной власти.

Политическое лидерство.
Политическое лидерство - феномен власти, способность одного лица заставлять что-либо делать других

Функции политического лидера:

  • Интеграция общества - объединение народных масс;

  • Нахождение и принятие политических решений;

  • Социальный арбитраж и патронаж;

  • Определение и формирование интересов социальных групп;

  • Коммуникация власти и общества;

  • Инициирование, обновление общества и мобилизация масс на реализацию политических целей;

  • Легитимация политического строя.

Теории политического лидерства:

  • Теория черт (способность влиять на людей, социальная смелость и предпримчивость, сила воли, эстровертность);

  • Ситуативная теория (появление лидера в экстремальных условиях);

  • Психологические теории (психоаналитическая, мотивационная, прикладная);

  • Теория конституэнтов (наличие обширной поддержки, например в виде партий)

Кризис власти - это перерыв в функцонировании политической системы с позитивным или негативным исходом для нее.
Кризис власти означает что сеществующая система достигла предела дальше которого существовать не может.

Кризис проходит три фазы:

  1. Предкризисная, когда обнаруживаются первые симптомы или причины кризиса;

  2. Кульминация фаза кризиса, т.е становится очевидно, что достигнут предел развития. Необходимо осуществлять реновацию и т.д;

  3. Разрушение системы или ее переход в новое состояние (смена власти, реформа, революция)