Файл: Лекция по учебной дисциплине Основы теории государства и права по теме Понятие, признаки и сущность государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
парламентов. Практически в любом парламенте правом законодательной инициативы обладают депутаты (или группы депутатов). В дальнейшем они принимают участие в работе над текстом законопроекта в процессе пленарных заседаний, в комитетах, в согласительных комиссиях. Парламенты могут передавать свои законодательные полномочия правительству, акты которого принятые в этом случае образуют делегированное законодательство. Акты, принятые правительством по прямому уполномочию парламента имеют ту же юридическую силу, что и законы.

2. Контроль за деятельностью исполнительной власти. Объем контрольных полномочий парламента за правительством и иными органами исполнительной власти во многом зависит от существующей в стране формы правления. Наиболее широкие и действенные контрольные полномочия сосредоточены у парламента при парламентарной монархии и парламентарной республике, при президентской и смешанной республиках более весомые контрольные полномочия находятся в руках главы государства.

3. Ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация (от лат. ratus – утвержденный и facio - делаю) – утверждение парламентом наиболее важных международных договоров, а денонсация — это расторжение договора. В большинстве стран решение данных вопросов относится либо к совместной компетенции главы государства и парламента, либо к исключительной компетенции парламента. Необходимость участия законодательной власти в заключении и расторжении международных договоров обусловлено тем, что они, так или иначе, затрагивают внутреннее законодательство.

4. Участие в формировании иных государственных органов возможно в таких формах как избрание президента (Израиль, Турция, Чехия), назначение (утверждение кандидатуры) премьер-министра (Великобритания, ФРГ, Италия), назначение высших судей высших судов страны (ФРГ, Венгрия, Болгария) и др.

5. В области обороны и безопасности к полномочиям парламентов относится право объявления состояния войны (состояния обороны); дача согласия на использование вооруженных сил за пределами государственной территории; утверждение военной доктрины государства; введение военного, чрезвычайного положения.

6. Квазисудебные полномочия. Осуществление правосудия в демократических странах представляет исключительную прерогативу суда. Однако у многих парламентов есть полномочия схожие с судебными. В странах, где предусмотрена процедура импичмента (парламентского преследования) высших должностных лиц за совершенные преступления парламент может предъявить обвинение, а впоследствии решение по существу принимается либо одним из высших судов страны, либо на референдуме. Или возможен иной вариант: выдвижение обвинения и принятие решения об отстранении лица от должности принимается парламентом самостоятельно. После смещения с должности возможно уголовное преследование в обычном порядке. Процедура импичмента применяется в отношении тех должностных лиц, которые пользуются в силу занимаемого положения иммунитетом от обычного судебного преследования (президенты, министры, судьи и т.д.).


Во многих странах парламенты полномочны объявлять амнистии – т.е. полностью или частично освобождать от наказания лиц, осужденных за уголовные преступления.

Исполнительная власть, как правило, осуществляется правительством (в абсолютных и дуалистических монархиях, президентских республиках прежде всего - главой государства). Правительство - это коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране.

Правительственные органы исполнительной власти наделены очень широкими полномочиями, широкой компетенцией. Однако существующие конституции, как правило, закрепляют эту компетенцию в общей форме и подробно ее не описывают. Правительство имеет следующие полномочия:

- в сфере управления координирует, согласовывает и направляет деятельность всех министерств, поскольку те входят в его состав. Координация реализуется посредством специальных актов, приказов, директив, которые принимаются и распространяются сверху вниз по вертикали;

- в законодательной сфере издает акты нормативного характера или делегированные акты, чем оказывает большое влияние на нормативную сферу государства;

- внешнеполитические;

- вопросы войны и мира.

- вопросы образования, здравоохранения, сельского хозяйства, охраны общественного порядка и окружающей среды, энергетики и т.д.

Чрезвычайные полномочия правительства закрепляются в специальных законах, и при возникновении чрезвычайных ситуаций (внешняя угроза, массовые беспорядки и т.п.) правительство может объявить военное, чрезвычайное положение и сосредоточить всю полноту власти в собственных руках.

Политическая ответственность правительства возможна перед парламентом, президентом (главой государства) и премьер-министром.

Судебная власть. Правосудие следует рассматривать как особую сферу государственной деятельности, осуществляемую специально подготовленным и организованным аппаратом. В самом широком смысле к органам правосудия или юстиции следует отнести суды, прокуратуру, адвокатуру, следственный аппарат и др. учреждения. Стержнем всей этой системы является суд, в организации и деятельности которого отражаются все основные проблемы правосудия. На правосудие возложена задача решения возникающих в обществе споров о праве, включая правовую оценку поведения лиц, обвиняемых в уголовно-наказуемых деяниях.

Определяя место юстиции в механизме власти современного государства, в целом можно констатировать, что принцип разделения властей, распространяющийся на правосудие, в различных модификациях был воспринят всеми конституциями и политическими системами, признающими демократические принципы. Тенденция к полисистемности - одна из характерных особенностей организации правосудия в современный период. Она проявляется не только в виде появления параллельных многоинстанционных судебных систем, но и в форме специализированных судов в рамках основной ординарной системы гражданского и уголовного правосудия. Речь идет о семейных судах, судах по делам о несовершеннолетних и некоторых других организациях, удельный вес и значение которых варьируется.

Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды. К судам субъектов РФ отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционный Суд РФ является судебным органом конститу­ционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Кон­ституции Российской Федерации, и дает ее толкование. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федераль­ным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятель­ностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.


Материальные придатки государства. Для осуществления своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами (по Ф. Энгельсу - «вещественными придатками»). По мнению М.И. Байтина, к материальным (вещественным) придаткам государственного механизма относятся различные материальные ценности, бюджет­ные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функциони­рования государственных органов. В рассмотренные материальные средства, «вещественные придатки» механизма государства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общест­венные объединения. Их не следует смешивать. Последние соотносят­ся с государственным механизмом как составные негосударственные элементы единой для данного общества политической системы19. В.В. Лазарев сужает данное понятие, включая в него, говоря современным языком, «силовые структуры» (армия, органы охраны правопорядка, исправительно-трудовые учреждения и т.д.)20.

В соответствии с законодательством Российской Федерации видами федеральной государственной службы являются военная и правоохранительная службы.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства21.

Армия как политический институт возникла с образованием го­сударства и продолжала развиваться и совершенствоваться на про­тяжении многих веков как неотъемлемый элемент государственного механизма. Роль и место армии специфичны в различных государс­твах и на разных исторических этапах. Так в Древнем Риме легионы играли важную роль, выполняя основные функции государства и воз­действуя на сам процесс его развития. По оценке А.В.Игнатенко, римская дружина первоначально являла собой почти весь государс­твенный механизм. В V-II вв. до н.э. она способствовала расшире­нию государства из полиса в державу и его оформлению в рабовла­дельческую империю. «Все важнейшие элементы раннереспубликанско­го государственного механизма были теснейшим образом связаны с военным ведомством»
22. Армия рассматривается как орган государства, предназначенный для проведения его политики средс­твами вооруженного насилия23 и как «звено», «учреждение», «часть государственного механизма». Вооруженные Силы Федеральным законом «Об обороне» определяются как государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации24.

Чем же является армия: органом государства или лишь его «особым учреждением»? В лице своего руководства она, как правило, предс­тавлена в правительстве, представляющем собой исполнительный ор­ган власти. Что касается специфики (т.е. наличия вполне опреде­ленных внутренних качеств) армии, то она присуща и другим госу­дарственным органам, т.к. каждый выделяется в общей системе го­сударственного механизма. При характеристике государственного органа в узком смысле эта специфика позволяет отнести армию к органам прямого, непосредственного принуждения. С другой сторо­ны, армия в лице своего верховного главнокомандующего (как пра­вило, главы государства), комитета законодательного органа, а также военного министра (члена правительства), непосредственно участвует в выработке направлений внешней и внутренней политики государства. В.П.Прокопьев определяет армию через такую понятий­ную категорию, как «государственный военный институт». В воору­женных силах помимо верховного военного командования и военного министерства существуют многочисленные учреждения: главные и специальные управления, штабы и командования, воинские части различных родов войск. Эта совокупность дополняется военизиро­ванными организациями и военным ополчением, военно-учебными заведениями, военными предприятиями и т.д., что в теории государства называется «вещественными придат­ками армии»25. Армия в должной мере самостоятельна, оформлена, как правило, на основе общегосударственного (конституционного) и специального военного законодательства, выполняет государствен­ные задачи, т.е. обладает всеми признаками государственного инс­титута. Можно говорить о трех принципиаль­ных признаках армии, дающих в совокупности представление о ней как о политическом институте. Во-первых, армия - учреждение государственное. В классовом обществе она, как и государство в це­лом, выражает интересы определенных классов, социальных групп. Вместе с тем армия призвана выражать и защищать интересы общего­сударственные и общесоциальные. Осуществляя управление общест­вом, охраняя его экономическую и социальную структуру, государс­тво имеет на мировой арене и внутри страны свои особые интересы и задачи, сущность и объем которых определяются как самой приро­дой государства, так и историческими условиями его развития. Для их достижения оно должно заботиться об обеспечении своего поли­тического могущества, без которого само его существование зави­село бы от случая и подвергалось бы опасности насильственного посягательства со стороны тех или иных внешних или внутренних деструктивных сил. Если поставленные перед государством задачи не могут быть достигнуты мирными способами, то крайним средством их осуществления выступает непосредственное применение государс­твом его физической силы, т.е. вооруженная борьба. Для этого и создается специальная организация - армия. Как реальная сила она составляет необходимую опору и орудие верховной власти и во всем объеме принадлежит государству, составляя с ним единое целое. Правовой статус этого института определяется совокупностью пра­вовых норм, регламентирующих вопросы его организации, внутренней жизни и функционального использования. То есть армия как орган государства есть организация правовая. Во-вторых, важным призна­ком армии как специфической организации является то, что она - организация вооруженная. От различных институтов государства (представительных и исполнительных органов власти, органов уп­равления, правосудия, прокуратуры и др.) армия отличается тем, что является вооруженной силой, объединением вооруженных людей. Благодаря этому, армия обладает таким качеством, которого не имеет ни одна невоенная организация, - боевой мощью, используя которую государство может осуществить самые жесткие принудитель­ные функции. Опираясь на армию, оно, при определенных условиях,