Файл: Лекция по учебной дисциплине Основы теории государства и права по теме Понятие, признаки и сущность государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В современной учебной литературе государство определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства. Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

1. Организация политической власти. Этот признак государства означает, что, во-первых, оно является властью, которая не сливается с обществом, а выделяясь из него, в определенном смысле стоит над ним; во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество, выступает в качестве особого органа управления обществом; в-третьих, эта власть призвана обеспечивать поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей. В самом общем смысле власть можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т. д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управле­ние обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне (таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении).

2. Легализованное насилие (принуждение)является важнейшим признаком государства, поскольку только оно вправе применять насилие вплоть до лишения жизни ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

Насилие (принуждение) со стороны государства – это, безусловно, крайняя мера, и ее следует рассматривать как средство самозащиты общества от деяний, нарушающих его нормальную жизнедеятельность, и как средство для создания условий для нормальной жизнеде­ятельности и цивилизованного правопорядка. Следует заметить, что в современной теории государства ряд авторов (В. Е. Гулиев, Д. Н. Бахрах) достаточно четко проводят различие между насилием и принуждением: насилие в буквальном смысле слова про­тивоправно, принуждение осуществляется на основе и в соответствии с законом.


Для решения этих задач в любом государстве создается система правоохранительных органов: органы внутренних дел, органы государственной безопасности, прокуратура, суды, налоговая полиция, экологическая полиция и ряд других.

Важное значение имеет вопрос о формах легализации насилия. Они могут быть правовыми и антиправовыми. При этом легитимным может быть признано только то насилие, которое непосредственно предусмотрено правом и осуществляется в установленном им порядке. Любое другое насилие по общему правилу нельзя считать легитимным, даже если ему пытаются придать узаконенный характер.

Следует обратить внимание и на то, что любой государственный переворот всегда является незаконным, но не всегда антиправовым. Если установленный нормами закона порядок противоречит общечеловеческим ценностям, то народ вправе его изменить с помощью незаконного насилия. Именно поэтому в конституцию США вошла норма о праве народа на сопротивление угнетению.

3. Суверенитет государства.Он выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет государства внутри страны выражается:

- в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны;

- в общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются на территории государства и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей);

- в прерогативе, т. е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти;

- в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т. п.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.

Существуют отдельные дискуссионные вопросы, связанные с категорией «суверенитет». Суверенитет – это ничем и никем не ограниченная абсолютная власть или власть, имеющая определенные пределы? Наиболее распространенное в настоящее время понимание суверенной власти предполагает ее ограниченность. Кому принадлежит суверенитет в федеративных государствах – федерации в целом или субъектам федерации? Само понятие «суверенитет» стало употребляться в последнее время в раз­ных значениях. Так, единый суверенитет (а это неделимая власть) разделяют и говорят о суверенитете экономическом, финансовом и т. д. В качестве субъектов суверенитета называют личность, народ, нацию, различные административно-территориальные единицы (например, крупные города), желая этим подчеркнуть, например, приоритет интересов личности, изначальную принадлежность власти народу (есть даже теория «народного суверенитета»), независимость ор­ганов власти и управления, административно-территориальных единиц при решении вопросов местного значения и т. д. Таким образом, термин «суверенитет» в последнее время стал пользоваться особой популярностью, им обозначают в общем-то сходные, но все же различные понятия. Однако необходимо иметь в виду то обстоятельство, что сам термин был введен в научный оборот прежде всего для характеристики власти государства.



4. Неразрывная связь государства и права.Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

5. Налоги– это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.

Налоги возникли с появлением государства и были обусловлены необходимостью формирования централизованного фонда средств для осуществления его деятельности. Становление института налогов стало заметным фактором в государственном развитии европейских стран в XVIII – XIX вв. Поэтому ключевым вопросом налоговой политики европейского государства XIX века являлось не столько обеспечение стабильного развития экономики посредством построения налоговой системы, сколько правовое обоснование налогов вообще. Если в XIX столетии и ранее государственные финансы, налогообложение занимали существенное место в многочисленных правовых теориях, то в XX столетии о правомерности и обоснованности налогов как государственно-правовая, так и финансовая науки говорят очень мало, или лучше сказать, этим вопросам почти не уделяется должного внимания. В настоящее время в отечественной теории государства и права в качестве одного из отличительных признаков государства называют взимание налогов и сборов с населения данной территории для содержания государственного аппарата, формирования общенационального бюджета5. Как в отечественной, так и в зарубежной правовой науке трактовка категории налогов как признака государства и связанный с этим вопрос о публично-правовой сущности налога, прошли известную эволюцию.

В дореволюционной российской теоретико-правовой литературе налоги, как правило, среди признаков государства не рассматривались. В настоящее время ряд авторов также придерживаются данной позиции6. В отечественной теории государства и права понимание налогов как существенного признака государства является продуктом более позднего времени и связано, в частности, с влиянием на нее идей классиков марксизма-ленинизма, отмечавших: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах, – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – в налогах»
7. Как признак государства налоги выделяются Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»8. Налоги всегда являлись важнейшим, хотя и не единственным, источником покрытия государственных расходов, связанных с осуществлением им публично-правовых функций. Налогообложение составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Аппарат государства имеет уже с самого начала разветвлённую и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных форм поступают ему от общества. Однако о государственных займах и налогах, которые составляют основное содержание понятия «казна»9, нельзя, сказать, что они только обеспечивают содержание государственного аппарата. Их значение выходит за рамки этой далеко не единственной цели. Именно поэтому налоги, займы, другие аналогичные им категории можно и следует рассматривать как самостоятельный признак государства, смыкающийся, но не совпадающий с остальными его признаками. В гражданском обществе и правовом государстве это становится особенно заметным. Переход к рынку в значительной мере исключает прямое властное вмешательство государства в основные экономические процессы, предполагает воздействие на их развитие путём использования экономических рычагов и стимулов, прежде всего налогов, на основе взвешенной, научно обоснованной налоговой и инвестиционной политики.

6. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

Под населением понимается совокупность людей, проживающих на территории данного государства и подчиненных его юрисдикции.Если при родовом строе люди группировались в общины по кровнородственным связям, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальному признаку, т. е. по месту жительства. Новый принцип разделения населения позволил государству разрушить старые родовые связи и обеспечить тем самым большую эффективность управления своими гражданами. Управлять обществом – это значит управлять определенной массой людей, на которых и могут быть рассмотрены государственные управленческие функции. Эта масса людей – не граждане одной национальности, живущие в разных странах, а все граждане, занимающие ту территорию, на которую и распространяется власть государства. Поэтому территориальная, а не кровнородственная и не национальная подчиненность людей общему управлению – важнейший признак государства. Государство не только признает, устанавливает и гарантирует права и свободы граждан, но и возлагает на них целый ряд обязанностей. В состав населения (исходя их правового положения) входят:


1) граждане данного государства;

2) иностранцы;

3) лица без гражданства (апатриды);

4) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Под государственной территорией понимают часть земного шара, включая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которая является национальным достоянием данного народа и находится под суверенитетом его государства. Основными признаками государственной территории являются принадлежность государству и территориальное верховенство государства.

Территориальное верховенство – это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории. Власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. На территории государства исключается деятельность публичной власти другого государства. В пределах своей территории государство может применять все соответствующие закону средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международным договором не установлено иное. Территориальное верховенство государства включает в себя понятие юрисдикции, т. е. права его судебных и административных органов в соответствии со своей компетенцией рассматривать и разрешать дела на своей территории. Оно предполагает осуществление субъектом международного права полного постоянного суверенитета над всеми его естественными богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию. Государственная территория не может использоваться иностранными государствами, юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена. Государство определяет внутренний режим своей территории и особый режим ее отдельных частей. В состав государственной территории входит:

1) сухопутная территория, включающая в себя всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей, а также недра суши, национальных и территориальных вод на технически доступной глубине;

2) водная территория, включающая в себя национальные воды (внутренние и территориальные воды);

3) воздушная территория, включающая в себя воздушное пространство над сушей и водами государства;

4) недра и др. части.

С учетом рассмотренных признаков можно сформулировать следу­ющее определение государства: