Файл: Лекция по учебной дисциплине Основы теории государства и права по теме Понятие, признаки и сущность государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
может обойтись и без них, ибо сам факт наличия вооруженной организации является значительным психологическим фактором, придающим авторитарную силу актам государственной власти и гарантирующим неприкосновенность законного порядка в государстве. В-третьих, армия - это государственная военная организация особого назначения: она способна вести войну и вооруженную борьбу. Опираясь на эту способность армии, государство использует ее как инструмент внешней и внутренней политики. Так, статья 10 Федерального закона «Об обороне» определяет, что Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Нельзя согласиться с мнением В.Н. Хропанюка, что внутренние функции вооруженных сил отмирают26. Об этом говорит опыт современного Российского государства, где Вооруженные Силы во взаимодействии с органами государственной безопасности, внутренних дел и другими «силовыми структурами» являются важнейшим компонентом в системе обеспечения внутренней безопасности общества и государства (значительный опыт накоплен и в зарубежных странах27). Это особенно актуально в связи с возрастанием внутренних угроз социального характера (терроризм, незаконный оборот наркотиков, деятельность незаконных вооруженных формирований и т.п.), к противодействию которым привлекается и российская армия, что находит свое отражение и в современном российском законодательстве28. Кроме того, вооруженные силы систематически привлекаются к ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера.
Еще один вид федеральной государственной службы - правоохранительная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина29.
В законодательстве не определены федеральные государственные органы, которые осуществляют правоохранительные функции. Однако анализ нормативных правовых актов показывает, что эти функции осуществляют: Министерство внутренних дел РФ (МВД России) и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России); Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК России); Министерство юстиции РФ (Минюст России), подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), Федеральная служба судебных приставов (ФССП России); Федеральная противопожарная служба, которая входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Федеральная таможенная служба, подведомственная Правительству РФ; Генеральная прокуратура РФ и др.
Правоохранительную службу осуществляют прокуроры, следователи, оперуполномоченные, сотрудники таможенных органов, органов ФСБ, ФСКН и др. При исполнении своих служебных обязанностей они вправе применять определенные процедуры и правовые средства, а в соответствующих случаях - оружие. К сотрудникам правоохранительных органов предъявляются определенные квалификационные требования, например, они должны обладать определенными правовыми знаниями, иметь специальную, чаще всего юридическую подготовку30.
Важную роль в осуществлении правоохранительной функции государства играют органы внутренних дел, в том числе, полиция. В соответствии с законом «О полиции»31, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Как составная часть государственного механизма, полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.
Основными направлениями деятельности полиции являются:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия
;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Внутренние войска также входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств32. На внутренние войска возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации.
Обеспечение безопасности государства возлагается на специальные органы. Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности
33.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, механизм государства – система государственных органов, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства.
Государственный механизм имеет свою структуру, под которой понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение. Он представляет собой единую целостную систему, состоящую из ряда частных систем. Наиболее важными из них являются система органов законодательной, исполнительной, судебной власти, система органов прокуратуры.
Лекцию подготовил:
Преподаватель цикла ПС и ФП
УШ ПСК МВД России
майор полиции Подковка С.В.
1 Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 42.
2 Общая теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева, 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С. 43.
3 Байтин М. И. Сущность и типы государства // Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд. М., 2004. С. 51; Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е изд. М., 2003. С. 37.
4 Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1998. С. 34, 40.
5 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. М., 2000. С. 80; Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е изд. М., 2003. С. 39; Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М., 2000. С. 58.
6 См., например: Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997; Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник для вузов. 2-е изд. М., 2000.
7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 308–309.
8 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т. 27.
9 «Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги - это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.» (См.: Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. М., 2002).
Нельзя согласиться с мнением В.Н. Хропанюка, что внутренние функции вооруженных сил отмирают26. Об этом говорит опыт современного Российского государства, где Вооруженные Силы во взаимодействии с органами государственной безопасности, внутренних дел и другими «силовыми структурами» являются важнейшим компонентом в системе обеспечения внутренней безопасности общества и государства (значительный опыт накоплен и в зарубежных странах27). Это особенно актуально в связи с возрастанием внутренних угроз социального характера (терроризм, незаконный оборот наркотиков, деятельность незаконных вооруженных формирований и т.п.), к противодействию которым привлекается и российская армия, что находит свое отражение и в современном российском законодательстве28. Кроме того, вооруженные силы систематически привлекаются к ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера.
Еще один вид федеральной государственной службы - правоохранительная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина29.
В законодательстве не определены федеральные государственные органы, которые осуществляют правоохранительные функции. Однако анализ нормативных правовых актов показывает, что эти функции осуществляют: Министерство внутренних дел РФ (МВД России) и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России); Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК России); Министерство юстиции РФ (Минюст России), подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), Федеральная служба судебных приставов (ФССП России); Федеральная противопожарная служба, которая входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Федеральная таможенная служба, подведомственная Правительству РФ; Генеральная прокуратура РФ и др.
Правоохранительную службу осуществляют прокуроры, следователи, оперуполномоченные, сотрудники таможенных органов, органов ФСБ, ФСКН и др. При исполнении своих служебных обязанностей они вправе применять определенные процедуры и правовые средства, а в соответствующих случаях - оружие. К сотрудникам правоохранительных органов предъявляются определенные квалификационные требования, например, они должны обладать определенными правовыми знаниями, иметь специальную, чаще всего юридическую подготовку30.
Важную роль в осуществлении правоохранительной функции государства играют органы внутренних дел, в том числе, полиция. В соответствии с законом «О полиции»31, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Как составная часть государственного механизма, полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.
Основными направлениями деятельности полиции являются:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия
;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Внутренние войска также входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств32. На внутренние войска возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации.
Обеспечение безопасности государства возлагается на специальные органы. Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности
33.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, механизм государства – система государственных органов, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства.
Государственный механизм имеет свою структуру, под которой понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение. Он представляет собой единую целостную систему, состоящую из ряда частных систем. Наиболее важными из них являются система органов законодательной, исполнительной, судебной власти, система органов прокуратуры.
Лекцию подготовил:
Преподаватель цикла ПС и ФП
УШ ПСК МВД России
майор полиции Подковка С.В.
1 Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 42.
2 Общая теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева, 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С. 43.
3 Байтин М. И. Сущность и типы государства // Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд. М., 2004. С. 51; Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е изд. М., 2003. С. 37.
4 Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1998. С. 34, 40.
5 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. М., 2000. С. 80; Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е изд. М., 2003. С. 39; Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М., 2000. С. 58.
6 См., например: Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997; Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник для вузов. 2-е изд. М., 2000.
7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 308–309.
8 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т. 27.
9 «Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги - это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.» (См.: Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. М., 2002).