Файл: Проектирование информационной системы театры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. ОГАРЁВА»
(ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»)
Институт электроники и светотехники
Кафедра информационной безопасности и сервиса
КУРСОВАЯ РАБОТА по теме:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТЕАТРЫ
Автор курсовой работы
______________________________________
Ю.Е. Скворцова подпись, дата
Обозначение курсовой работы КР–02069964–43.04.01–08–22
Направление подготовки 43.04.01 Сервис
Руководитель работы канд. техн. наук
_____________________________________
А.В. Пантелеев подпись, дата
Оценка ___________
Саранск 2022

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. ОГАРЁВА»
(ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»)
Институт электроники и светотехники
Кафедра информационной безопасности и сервиса
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент: Скворцова Юлия Евгеньевна
1
Тема: Проектирование информационной системы театры
2
Срок представления работы к защите: ______________
3
Исходные данные: научные труды отечественных и зарубежных авторов в области информационных систем
4
Содержание курсовой работы:
4.1 Разработка плана проекта автоматизированной информационной системы
4.2 Анализ предметной области
4.3 Выбор методологии проектирования ИС
4.4 Структурное (функциональное) моделирование ИС
4.4.1 Моделирование бизнес-процессов в методологии IDEF0 4.4.2 Моделирование потоков данных (DFD)
4.4.3
Методология IDEF3 4.5 Объектно-ориентированное проектирование информационной системы
4.5.1 Построение диаграммы прецедентов
4.5.2 Построение диаграммы взаимодействия
4.5.3 Построение диаграммы активностей

4.5.4 Построение диаграммы классов
4.5.5 Создание базы данных
4.5.6 Построение диаграммы компонентов
4.5.7 Построение диаграммы размещения
Руководитель работы
А.В. Пантелеев
Задание принял к исполнению Ю.Е. Скворцова

Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
4
ОП-02069964-43.04.01-08-22
Разраб.
Скворцова Ю.Е.
Провер.
Пантелеев А.В
Реценз.
Н. Контр.
Утверд.
Проектирование информационной системы театра
Лит.
Листов
48
ИЭС, Сервис, 681 гр.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 48
страниц, 15 рисунков,
19
использованных источников.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ТЕАТР, ДАННЫЕ, ДОКУМЕНТЫ,
ИНФОРМАЦИЯ, ОБРАБОТКА, ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ, ПОДСИСТЕМА,
CРЕДСТВА, ДИАГРАММА, БАЗА ДАННЫХ.
Объектом исследования являются информационные системы на этапах формирования требований, проектирования и разработки.
Цель данной работы − создание автоматизированного приложения для логистических процессов управления театральной кассы.
Данная информационная система позволит кассиру театра осуществлять ввод информации о предстоящих спектаклях, составление расписания, хранение данных, быстрый поиск, составление отчетностей, а также бронирование и продажа билетов.
Исходные данные: научные труды отечественных и зарубежных авторов в области информационных систем.
В результате исследования был получен анализ процессов формирования требований, моделирования разрабатываемых информационных систем.
Степень внедрения – частичная.
Область применения – повышение качества знаний в данной области.


Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
5
КР-02069964-43.04.01-08-22
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
6 1 Разработка плана проекта автоматизированной информационной системы
8 2 Анализ предметной области
11 3 Выбор методологии проектирования ИС
16 4 Структурное (функциональное) моделирование ИС
20 4.1Моделирование бизнес-процессов в методологии IDEF0 20 4.2 Моделирование потоков данных (DFD)
26 4.3 Методология IDEF3 27 5 Объектно-ориентированное проектирование информационной системы
30 5.1 Построение диаграммы прецедентов
30 5.2 Построение диаграммы взаимодействия
33 5.3 Построение диаграммы активностей
35 5.4 Построение диаграммы классов
37 5.5 Создание базы данных
40 5.6 Построение диаграммы компонентов
42 5.7 Построение диаграммы размещения
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
47

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
6
КР-02069964-43.04.01-08-22
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире технологии играют важную роль практически во всех сферах жизни. Автоматизация жизненных процессов удовлетворяет множеству потребностей человека. Особую ценность для людей имеет время. Целью информационных систем является упрощение работы человека с информацией, и тем самым происходит сокращение времени работы.
Любая организация нуждается в своевременном доступе к информации.
Ценность информации в современном мире очень высока. Роль распорядителей информации в современном мире чаще всего выполняют базы данных. Базы данных обеспечивают надежное хранение информации, в структурированном виде и своевременный доступ к ней. Практически любая современная организация нуждается в базе данных, удовлетворяющей те или иные потребности по хранению, управлению и администрированию данных.
Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИC), создаваемых в различных областях.
В самом широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, и предназначена для того, чтобы своевременно обеспечивать людей интересующей их информацией.
Театр постоянно притягивает к себе своим особенным миром. В настоящее время людям для получения информации о театрах, спектаклях, билетах необходимо всего лишь подойти к ближайшей билетной кассе и с помощью кассира, у которого будет удобная и простая информационная система, выдать информацию клиенту.
Информационная система театра – источник очень большого количества информации, которую необходимо структурировать для сокращения времени работы, упрощения алгоритма ее обработки.
Предметом исследования являются процессы формирования требований,


Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
7
КР-02069964-43.04.01-08-22 моделирования разрабатываемых информационных систем.
Объектом исследования являются информационные системы на этапах формирования требований, проектирования и разработки.
Цель данной работы − создание автоматизированного приложения для логистических процессов управления театральной кассы.
Данная информационная система позволит кассиру театра осуществлять ввод информации о предстоящих спектаклях, составление расписания, хранение данных, быстрый поиск, составление отчетностей, а также бронирование и продажа билетов.
Актуальность разработки состоит в упрощении алгоритмов обработки, просмотра и редактирования данных.
Работа театра заметно облегчилась, благодаря удобной разработанной информационной системе. Теперь театру достаточно ввести информацию для получения необходимого запроса и кликнуть мышкой, чтобы найти нужные данные для клиента. Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей, то каждой предметной области соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико. Информационная система театра относится к культурно-массовой области, предназначена для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
8
КР-02069964-43.04.01-08-22
1 Разработка плана проекта автоматизированной информационной
системы
Под проектом понимается четко определенная последовательность событий, направленных на достижение некоторой цели.
Данная последовательность имеет начало и конец и управляется людьми посредством таких факторов, как время, стоимость, ресурсы и качество.
Coврeмeнныe крупные проекты ИC характеризуются, как правило, следующими особенностями:
­ сложность описания (достаточно большое количество функций, процессов, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов;
­ наличие совокупности тесно взаимодействующих компонентов
(подсистем), имеющих свои локальные задачи и цели функционирования
(например, традиционных приложений, связанных c обработкой транзакций и решением регламентных задач, и прилoжeний aнaлитичecкoй oбрaбoтки
(пoддeржки принятия рeшeний), использующих нерегламентированные зaпрocы к данным большого объем);
­ oтcутcтвиe прямых aнaлoгoв, oгрaничивaющee вoзмoжнocть иcпoльзoвaния кaких-либo типoвых прoeктных рeшeний и приклaдных cиcтeм;
­ нeoбхoдимocть интeгрaции cущecтвующих и внoвь рaзрaбaтывaeмых прилoжeний;
­ функциoнирoвaниe в нeoднoрoднoй cрeдe нa нecкoльких aппaрaтных плaтфoрмaх;
­ рaзoбщeннocть и рaзнoрoднocть oтдeльных групп рaзрaбoтчикoв пo урoвню квaлификaции и cлoжившимcя трaдициям иcпoльзoвaния тeх или иных инcтрумeнтaльных cрeдcтв;
­ cущecтвeннaя врeмeннaя прoтяжeннocть прoeктa, oбуcлoвлeннaя, c oднoй cтoрoны, oгрaничeнными вoзмoжнocтями кoллeктивa рaзрaбoтчикoв, и, c другoй cтoрoны, мacштaбaми oргaнизaции-зaкaзчикa и рaзличнoй cтeпeнью


Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
9
КР-02069964-43.04.01-08-22 гoтoвнocти oтдeльных ee пoдрaздeлeний к внeдрeнию ИC.
Управление проектом заключается в отслеживании состояния работ и определении, выполняются ли они в соответствии с планом. Если выполнение отстает от плана, то следует либо изменить план, либо принять меры для ликвидации задержки. Microsoft Project автоматически откорректирует план в соответствии с внесенными вами изменениями. Программа также предоставит информацию о том, какие ресурсы перегружены, и какие работы не могут быть выполнены в срок. С помощью различных режимов просмотра информации о проекте и отчетов вы быстро определите виды работ, выполнение которых задерживается или стоимость которых превышает бюджет [4].
В приложении MS Project 2007 доступны следующие возможности:
1) более эффективная организация работы за счет использования мощных средств и возможностей календарного планирования;
2) контроль и оценка влияния изменений в области календарного планирования и выделение сотрудников для выполнения общих проектных планов;
3) настройка планов для получения данных, относящихся к конкретному проекту;
4) отображение нужных сведений о проекте;
5) использование фильтров и групп для анализа данных, требующих особого внимания.
Основные достоинства системы:
1) Простота и наглядность программы.
2) Возможность быстрой адаптации программы к конкретным условиям.
3) Строгое разграничение прав доступа к информации.
4) Все основные настройки выполняет администратор системы.
5) Существует возможность добавления и изменения схем залов
(дополнительные кресла и пр.).
6) Обеспечена возможность составления и использования ценовых схем.
7) Автоматизированное формирование различных отчетов.

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
10
КР-02069964-43.04.01-08-22 8) Использование принтеров для печати билетов.
Целью внедрения информационной системы является повышение эффективности деятельности предприятия за счет использования информационной системы. Кроме того, при внедрении разрабатываемой системы происходит экономия затрат за счет сокращения расходов в результате замены ручного труда машинным. Таким образом, использование разработанной
ИС позволит повысить эффективность деятельности исследуемого объекта.
Разработка информационной системы относится к тому виду деятельности, которую называют проектной, т.е. ИС разрабатывается как некоторый проект, относящийся по своему типу к техническим проектам. Общее понятие проекта означает ограниченное по времени целенаправленное изменение некоторой системы с заранее определёнными целями и критериями, которые определяют завершение проекта, а также с фиксированными требованиями к срокам, ресурсам, затратам и к организационной структуре.
Кроме проектов технического типа различают организационные, экономические, социальные и смешанные проекты. Для проектов любого типа можно выделить общие фазы разработки проекта и управления. В общесистемном плане проект можно представить, как «чёрный ящик», на входе которого цели, требования, условия, а на выходе результат. Проект должен обладать свойствами наблюдаемости (возможность контролировать ход выполнения) и управляемости (возможность своевременного воздействия на ход реализации проекта).


Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
11
КР-02069964-43.04.01-08-22
2 Анализ предметной области
Театр предоставляет возможность каждый день ходить на спектакли, показывая по одному спектаклю каждый день, кроме дней премьер и выходных.
В такие дни показывают плановый спектакль и премьеру. Соответственно в театре каждый день находится около 900 человек. Театр предоставляет возможность бронирования билетов на спектакли. Для получения информации существует сайт театра, на котором размещена информация о расписании спектаклей, описания спектаклей, план зала, библиотека актеров и режиссеров, новости и объявления. Билеты можно приобрести непосредственно в кассах спектаклях.
В соответствии с предметной областью система строится с учетом следующих особенностей:
1) Каждый спектакль имеет уникальный номер и название;
2) Каждый актер имеет свой уникальный номер и свой уникальный актерский стаж;
3) Актеры играют в разных спектаклях, при этом фиксируется уникальный номер актерской занятости;
4) Каждое актерское звание имеет уникальный номер и свое название;
5) Каждый спектакль имеет жанр, а каждый жанр в свою очередь имеет уникальный номер и название.
Выделим следующие базовые сущности нашей области:
1) Актеры (Код актера, Фамилия, Имя, Отчество, Код звания, Стаж)
2) Спектакли (Код спектакля, Название, Год постановки, Код жанра,
Бюджет)
3) Занятость актеров (Код занятости, Код актера, Код спектакля, Роль)
4) Звание (Код звания, Название)
5) Жанр (Код жанра, Название жанра).
Система создается для обслуживания следующих пользователь:
1) Актеры;

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
12
КР-02069964-43.04.01-08-22 3) Посетители театра.
Функциональные возможности:
1) Ведение БД (запись, чтение, удаление, модификация);
2) Обеспечение логической непротиворечивости БД;
3) Реализация наиболее часто встречающихся запросов и представлений для пользователей в готовом виде;
4) Реализация хранимых процедур и триггеров для поддержания сложных ограничений целостности в БД.
В курсовом проекте разрабатывается информационная система, предназначенная для автоматизации деятельности театральных билетных касс.
С помощью автоматизированной информационной системы «Театральная билетная касса», возможно, будет решать следующие задачи для различных категорий пользователей:
Для кассира:
1) Поиск информации по запросу клиента;
2) Выдача информации по запросу клиента;
3) Бронирование билетов;
4) Продажа билетов;
5) Анализ кассовой деятельности.
Рассмотрим более подробно процесс функционирования системы, направленный на обслуживание клиентов.
При обращении клиента в билетную кассу кассир запрашивает всю необходимую информацию: об интересующих спектаклях, театрах, билетах.
Вводит запрос в систему и получает информацию о наличии либо отсутствии необходимого спектакля и информирует клиента. Если билеты есть, и спектакль не отменен, то клиент может забронировать необходимый ему билет на удобную ему дату и время, либо сразу оплатить.
Кассир может помочь выбрать клиенту спектакли по следующей информации: по театрам, по жанрам, по постановщикам, по ведущим актерам, по дате и т.д.