Файл: Проектирование информационной системы театры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
22
КР-02069964-43.04.01-08-22
Рисунок 1 – Модель IDEF0 «Продажа билетов»
Диаграмма состоит из одной работы, которая называется «Продажа билетов». Взаимодействие работы с внешним миром описывается в виде стрелок, которые представляют собой некую информацию и именуются существительными. В данной работе описаны стрелки типа вход (Input):
«Информация от клиента», «Билеты на продажу», они представляют собой входную информацию. Стрелка типа выход (Output) «Отчет о продаже», содержит в себе выходную информацию. Стрелка «Кассир» является стрелкой типа механизм (Mechanizm) и входит в нижнюю грань работы. Она показывает то, что процесс «Продажа билетов» ведется под контролем кассира. Стрелки
«Законы РФ» и «Нормативные документы» являются стрелками типа управление
(Control), входят в верхнюю грань работы и показывает правила, процедуры.

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
23
КР-02069964-43.04.01-08-22
Рисунок 2 – Контекстная диаграмма ИС «Театр»
На контекстной диаграмме представлены 4 типа стрелок:

Вход(Input) − материал или информация, которые используются или преобразуются работой для получения результата (выхода). Входом в систему являются «Заявления на приобретение билета», «Новые сотрудники»,
«Денежные средства».

Управление(Control) − правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Управление осуществляется на основе
«Законов», «Нормативной документации театров» и «КЗоТов».

Выход(Output) − материал или информация, которые производятся работой. Результатом деятельности театра являются «Уволенные сотрудники»,
«Отчетная документация», «Уволенные сотрудники», «Посетители», «Налоги».

Механизм(Mechanism) − ресурсы, которые выполняют работу.
Механизмом системы являются «Материально-технические ресурсы» и
«Человеческие ресурсы».

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
24
КР-02069964-43.04.01-08-22
После создания контекстной диаграммы, система разбивается на подсистемы. В свою очередь подсистемы описываются в том же синтаксисе, что и контекстная диаграмма. Каждая подсистема представлена на диаграмме декомпозиций первого уровня, которая предназначена для детализации работы отделов, входящих в административно-управленческий комплекс театра (рис. 2).
На данной диаграмме представлены работы, протекающие в театре.
На диаграмме декомпозиции первого уровня представлены следующие работы: «Администрация», «Отдел кадров», «Бухгалтерия», «Инженерный отдел», «Художественный отдел», «Театральная постановка». Входом данной диаграммы являются: «Новые сотрудники», «Заявления на приобретение билета от посетителей», «Денежные средства», на выходе – «Уволенные сотрудники»,
«Налоги», «Денежные средства», «Посетители», «Отчётная документация». В качестве управления выступают «Законы» и «Нормативная документация»,
«КЗоТы», а в качестве механизмов – «Человеческие ресурсы» и «Материально- технические ресурсы». Кроме обычных стрелок на диаграмме присутствуют специальные стрелки, которые называются «туннелированными стрелками»
(«Решение вопросов» и «Оформление документов»).
Рисунок 3 – Диаграмма декомпозиции первого уровня


Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
25
КР-02069964-43.04.01-08-22
Следующим этапом создана диаграмма декомпозиций второго уровня работы «Бухгалтерия», на данной диаграмме представлены все процессы, протекающие в бухгалтерии (рисунок 5). На данной диаграмме декомпозиции представлены следующие работы: «Главный бухгалтер», «Бухгалтер», «Касса».
На входе данной диаграммы находится «Новые сотрудники», «Заявления на приобретение билета от посетителей», «Денежные средства», на выходе –
«Формирование документации о налогах», «Денежные средства, «Отчётная документация», «Выплата заработных плат», «Зарегистрированный билет». В качестве управления выступают «Законы» и «Нормативная документация»,
«КЗоТы», «Приказы и распоряжения», а в качестве механизмов – «Человеческие ресурсы» и «Материально-технические ресурсы».
Рисунок 4 – Диаграмма декомпозиции второго уровня

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
26
КР-02069964-43.04.01-08-22
4.2 Моделирование потоков данных (DFD)
Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)используются для описания документооборота и обработки информации. Подобно IDEF0, DFD представляет модельную систему как сеть связанных между собой работ. Их можно использовать как дополнение к модели IDEF0 для более наглядного отображения текущих операций документооборота.
Диаграмма DFD описывает:

функции обработки информации (работы);

документы (стрелки, arrow), объекты, сотрудников или отделы, которые учувствуют в обработке информации;

внешние ссылки (externalreferences), обеспечивают интерфейс с внешними объектами, находящимися за границами моделируемой системы;

таблицы для хранения документов (хранилище данных, datastore).
Рисунок 5 – Диаграмма потоков данных при приёме на работу
Созданная диаграмма потоков данных, показывает документооборот и обработку информации в процессе принятия на работу нового сотрудника в

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
27
КР-02069964-43.04.01-08-22 театр. В роли работ, то есть функции системы выступают: «Анкетные данные сотрудника», «Кадровый приказ по штату сотрудников», «Статистическая отчётность по штату сотрудников».
В качестве внешних сущностей, входы в систему и/или выходы из системы, представлены «Физическое лицо» и «Бухгалтерия». Кроме работ и внешних сущностей на диаграмме представлены хранилища данных, которые представлены в виде «Журнал приказов», «Список сотрудников», а также потоки данных протекающих между работами.
Процесс приёма нового сотрудника начинается с того момента, когда
«Физическое лицо» подает резюме и предоставляет личные данные. Затем представленные личные данные записываются в «Анкетные данные сотрудника», а также составляется «Кадровый приказ по штату сотрудников».
После издания «Приказа» и его регистрации в «Журнале приказов», кадровый приказ отправляется в «Бухгалтерию». Из «Анкетных данных сотрудника» информация о сотрудниках отправляется в «Бухгалтерию» и в «Статистическую отчётность по штату сотрудников», также в статистическую отчётность отправляются сведения о кадровых перестановках и статусе сотрудника из
«Журнала приказов».
Далее формируется отчёт, содержащий вышеперечисленные данные и отправляется в «Бухгалтерию».
4.3 Методология IDEF3
Методология IDEF3 – структурированного метода, позволяющего эксперту в предметной области представить положение вещей как упорядоченную последовательность событий с одновременным описанием объектов, имеющих непосредственное отношение к процессу. Техника описания набора данных IDEF3 является частью структурного анализа. В отличие от некоторых методик описаний процессов IDEF3 не ограничивает аналитика чрезмерно жесткими рамками синтаксиса, что может привести к созданию неполных или противоречивых моделей.


Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
28
КР-02069964-43.04.01-08-22
Диаграммы Workflow могут быть использованы в моделировании бизнес- процессов для анализа завершенности процедур обработки информации. С их помощью можно описывать сценарии действий сотрудников организации, например, последовательность обработки заказа или события, которые необходимо обработать за конечное время.
Рисунок 6 – Процесс покупки и выдачи билета
С помощью методологии IDEF3 построена диаграмма, которая описывает события, происходящие при покупке и выдаче билета на театральную постановку.
На диаграмме представлены следующие объекты:

один объект ссылки, с названием «Посетитель», он указывает на начало процесса покупки билета;

семь объектов работ: «Поступление заявления», «Получение информации», «Заполнение формы билета», «Приём денежных средств»,
«Распечатка чека», «Распечатка билета», «Выдача чека и билета;

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
29
КР-02069964-43.04.01-08-22

объекты перекрёстка, типа: «асинхронного или», которые показывают, что все предшествующие процессы должны быть завершены, авсе следующие процессы должны быть запущены.
Рисунок 7 – Диаграмма дерева узлов ИС «Драматический театр им. А.С.
Пушкина»
На диаграмме дерева узлов показана контекстная диаграмма, диаграмма декомпозиции первого уровня: «Администрация»,
«Отдел кадров»,
«Бухгалтерия», «Инженерный отдел», «Художественный отдел», «Театральную постановку». Диаграммы декомпозиции второго уровня: «Главный бухгалтер»,
«Бухгалтер»,
«Касса».
Диаграммы декомпозиции третьего уровня:
«Поступление заявления», «Получение информации», «Заполнение формы билета», «Распечатка билета», «Распечатка чека», «Приём денежных средств»,
«Выдача чека и билета».
В ходе курсовой работы также сделаны диаграммы декомпозиции работы
«Администрация», и диаграммы описывающие бизнес-процессы в работах
«Инженерный отдел», «Художественный отдел» и «Бухгалтерия» (Приложение).

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
30
КР-02069964-43.04.01-08-22
1   2   3   4

5 Объектно-ориентированное проектирование информационной
системы
5.1 Построение диаграммы прецедентов
Визуальное моделирование в UML можно представить, как некоторый процесс поуровневого спуска от наиболее обшей и абстрактной концептуальной модели исходной системы к логической, а затем и к физической модели соответствующей программной системы. Для достижения этих целей вначале строится модель в форме так называемой диаграммы прецедентов (use case diagram), которая описывает функциональное назначение системы или, другими словами, то, что система будет делать в процессе своего функционирования.
Диаграмма прецедентов является исходным концептуальным представлением или концептуальной моделью системы в процессе ее проектирования и разработки.
Разработка диаграммы прецедентов преследует цели:

Определить общие границы и контекст моделируемой предметной области на начальных этапах проектирования системы.

Сформулировать общие требования к функциональному поведению проектируемой системы.

Разработать исходную концептуальную модель системы для ее последующей детализации в форме логических и физических моделей.

Подготовить исходную документацию для взаимодействия разработчиков системы с ее заказчиками и пользователями.
Суть данной диаграммы состоит в следующем: проектируемая система представляется в виде множества сущностей или актеров, взаимодействующих с системой с помощью так называемых прецедентов.
Вариант использования «Выбрать» имеет предусловие. Клиент сможет сделать свой выбор после того как кассир предоставит ему перечень возможных

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
31
КР-02069964-43.04.01-08-22 вариантов, естественно соответственно отвечающих запросу клиента, то есть после варианта использования «Информировать».
Так же вариант использования «Оплатить» и «Бронировать» могут выполниться лишь после того, как клиент сделает выбор либо оплатить сейчас за билеты, либо сделать это через некоторое время, когда оп придет снимать бронь.
Рисунок 8 – Диаграмма вариантов использования «Билетная касса»
Вариант использования «Информировать» заключается в том, что клиент получает от кассира информацию, соответствующую его запросу. Кассир в свою очередь обращается к БД, чтобы информировать клиента точными и полными данными о том или ином спектакле.
Вариант использования «Выбрать» клиент, после полученных данных от кассира, определяется с выбором билетов на заинтересованный им спектакль.
Вариант использования «Бронировать» выполняется в том случае, если клиент определился с выбором, но не может в данный момент приобрести выбранные им билеты, а сможет это сделать позже. В этом случае кассир вносит в БД изменения, о том, что данные места забронированы и купить их другой человек не может (по крайней мере, до тех пор, пока не снимется бронь).
Вариант использования «Оплатить» заключается в том, что клиент


Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
32
КР-02069964-43.04.01-08-22 определился с выбором билетов и в данный момент может приобрести их в кассе.
Поток событий варианта использования «Выбрать» выглядит следующим образом:
1.
Вариант использования начинается, когда клиент обращается к кассиру с просьбой выдать ему информацию о спектакле.
2.
Кассир обращается к БД и делает запрос.
3.
Ответ на запрос выводит на внешний дисплей.
4.
Клиент ознакомляется с ней и решает, что делать дальше.
5.
Клиент выбирает название спектакля, день, место.
6.
Если клиент решает купить билеты.
7.
Кассир отмечает в БД места, которые он выбрал.
8.
Система автоматически закрашивает данные места красным цветом, это свидетельствует о том, что билеты на данное место уже куплены и, другой клиент уже не вправе их купить.
9.
Клиент оплачивает стоимость билетов.
10.
Кассир принимает деньги, вносит их в кассовый аппарат.
11.
Выдает клиенту билеты, чек, свидетельствующий о купле-продаже и сдачу, если таковая имеется.
12.
Процесс завершен.
Альтернативный поток
1.
Вариант использования начинается, когда клиент обращается к кассиру с просьбой выдать ему информацию о спектакле.
2.
Кассир обращается к БД и делает запрос.
3.
Ответ на запрос выводит на внешний дисплей.
4.
Клиент ознакомляется с ней и решает, что делать дальше.
5.
Клиент выбирает название спектакля, день, место.
6.
У клиента нет возможности расплатиться за билеты в данный момент, и решает забронировать места.
7.
Кассир отмечает в БД нужные места галочкой, с пометкой бронь.
8.
БД сохраняет изменения, которые клиент может проследить на

Изм.
У
Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
33
КР-02069964-43.04.01-08-22 внешнем дисплее.
9.
Кассир узнает фамилию клиента, чтобы тот мог прийти в другой раз и выкупить данные места.
10.
БД сохраняет бронирование мест ровно на три дня. Если клиент не выкупит их в течении положенного срока, то бронирование автоматически убирается и данные места может приобрести уже другой клиент.
После совершения кассиром всех операций с БД все изменения автоматически сохраняются. Свободные места на дисплее закрашиваются зеленым цветом, занятые красным, а забронированные выделяются галочками.
5.2 Построение диаграммы взаимодействия
Для детального описания выполнения бизнес-процессов целесообразно использовать диаграммы взаимодействия. Диаграммы взаимодействия подразделяются на диаграммы последовательностей – диаграмма поведения, на которой показано взаимодействие и подчеркнута временная последовательность событий и кооперативные диаграммы – диаграмма поведения, на которой показано взаимодействие и подчеркнута структурная организация объектов, посылающих и принимающих сообщения.
Диаграмма последовательности – диаграмма поведения, на которой для набора объектов на единой временной оси показан жизненный цикл объекта и взаимодействие актёров ИС в рамках определённого прецедента.
1. Клиент запрашивает интересующую его информацию о билетах и спектаклях у кассира;
2. Кассир обращается за получением информации, интересующую клиента, в базу данных по всем билетам и проходящим спектаклям;
3. База данных выдает запрашиваемую информацию кассиру;
4. Кассир передает информацию, полученную от базы данных клиенту;
5. Поучив необходимую информацию от кассира, клиент принимает решение покупать билет;