Файл: Контрольная работа по дисциплине Техникоэкономическое обоснование проектов ст гр. Ххх(до)з22.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тюменский индустриальный университет»

Институт сервиса и отраслевого управления
Кафедра Экономики и организации производства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



по дисциплине: «Технико-экономическое обоснование проектов»


Выполнил: ст. гр. ХХХ(до)з-22-___

______________________________

(фамилия, инициалы студента)
Проверил: канд.социол.наук.,
доцент Корякина Е.А.



Тюмень, 20____

Задание №1.


Недостаточно высокая производительность труда в России по сравнению с зарубежными странами стала проблемой федерального уровня, потому что человеческие и природные ресурсы в стране продолжительный период используются неэффективно. Правительство поставило задачу повышать производительность труда на 5% ежегодно. Почти на протяжении 10 лет, не считая 2020 года, правительством удерживается стабильный прирост производительности труда.

В настоящее время решение проблемы повышения производительности труда в Российской Федерации осуществляется в рамках реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», который был утвержден протоколом от 24 сентября 2018 г. № 12 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Этот национальный проект разработан в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию (протокол от 24.12.2018 № 16), как и другие государственные (целевые) программы и национальные проекты, по мнению исследователей, способствует преодолению ведомственной разобщенности по «горизонтали» и «вертикали». На национальном уровне обеспечивается системность решения поставленных задач на основе тесной координации, консолидации и взаимодействия различных ведомств федерального и регионального уровня [13]. Реализация национального проекта идет по пути последовательного включения в него большого числа регионов страны, расположенных в них предприятий, где организуются системы подготовки и переподготовки кадров [14].


В национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости» ключевыми целями выделены четыре ключевых направления, включающие как результаты выполнения проекта, так и сроки его реализации и основных участников:

– рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% к 2024 году (более 20% прирост производительности труда к 2024 году);

– увеличение количества привлеченных к участию в реализации национального проекта субъектов Федерации до 85 до 2024 года;

– увеличение количества средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта, до 10 000 до 2024 года;

– достижение роста производительности на 95% предприятий – участников нацпроекта на 10, 15 и 30% соответственно к первому, второму и третьему году участия в национальном проекте.

В рамках национального проекта предусмотрена реализация трех федеральных проектов.

1. Системные меры по повышению производительности труда – стимулирование предприятий к повышению производительности труда путем оказания мер государственной поддержки предприятий, включая финансовые меры и нефинансовые; снижение административно-регуляторных барьеров для роста производительности труда и другие меры. Этот проект направлен на улучшение условий для опережающего роста производительности труда (бюджет: 5,5 млрд руб.). Цели федерального проекта «Системные меры» совпадают с целями нацпроекта до 2024 года, дополнительно – это изменение 100% нормативных актов, поддержка в акселераторе 2862 предприятий и обучение 19 400 руководителей. Оператор проекта: Министерство экономического развития Российской Федерации [15].

2. Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях – квалифицированная помощь экспертов по устранению неэффективностей производственного процесса, обучение сотрудников предприятий методам повышения производительности труда, специализированные тренинги, мастер-классы в сфере производительности труда и др. (бюджет: 33,9 млрд руб.). Цели федерального проекта «Адресная поддержка» совпадают с целями нацпроекта до 2024 года, дополнительно – это обучение 79 500 сотрудников предприятий, создание 4 440 потоков-образцов, а также регистрация 82 820 активных пользователей ИТ-платформы на сайте производительность.рф. Оператор проекта: АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» (ФЦК) [16].


3.Поддержка занятости и повышение производительности труда для обеспечения роста производительности труда – обучение работников предприятий, отвечающее потребностям работодателей, обучение работников, находящихся под риском высвобождения для дальнейшего трудоустройства, подготовка кадров в целях замещения устаревших и непроизводительных рабочих мест и др. (бюджет: 12,7 млрд руб.). Цели федерального проекта «Поддержка занятости» совпадают с целями нацпроекта до 2024 года, дополнительно – это обучение 100 443 работников сотрудников предприятий (повышение квалификации или приобретение новой профессии), удовлетворенность услугами центра занятости населения (ЦЗН) 90% соискателей и 90% работодателей, модернизация 66 центров занятости и др. Оператор проекта: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [17].

В национальном проекте разработаны также эффективные меры повышения производительности труда, распространения знаний в этой области и стимулирование интереса к повышению производительности труда со стороны предприятий, региональных и федеральных органов власти. В целом структура и цели нацпроекта направлены на реализацию его роли в основных направлениях работы непосредственно на предприятиях. Роль проекта заключается в создании условий, в которых нуждаются предприятия, для роста производительности труда и формирование культуры непрерывных улучшений, реализации проекта повышения производительности труда, обучение сотрудников, планирование спроса и переобучения высвободившихся сотрудников, поддержка трудоустройства. ИТ-платформа способствует решению вопросов снятия административных барьеров, облегчения доступа к финансированию, цифровизацию, формирование экосистемы производительности и др. К основным факторам роста производительности труда в условиях цифровой экономики следует отнести технологии, определяющие эффективную организацию трудовых процессов. Основу роста производительности труда составят инновационные мероприятия разной направленности, автоматизация производства, цифровое проектирование, виртуализация и мобильные технологии [18].

Рост производительности труда в области организации процессов существенно может быть повышен за счет использования облачного управление проектами. Сокращение потери времени – большей частью обусловлена наличием огромных массивов информации, распределенной между значительным количеством участников, а ее передача занимает много времени. Облачное управление при строительстве объектов используется на стадиях проектирования объекта в условиях цифровизации экономики и при производстве строительно-монтажных работ, ведущихся в постоянно меняющейся ситуации на строительной площадке, и потреблении требующихся ресурсов. Облачное управление проектами может дать серьезный прирост производительности труда (до 30–50%) в связи с налаженной системой производственного учета фактической ситуации [19].


Участником национального проекта могут стать предприятия с выручкой от 0,4 до 30 млрд руб. в год, входящие в состав пяти базовых несырьевых отраслей экономики: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство и ЖКХ.Доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не выше 25%. Количество привлеченных к участию в реализации национального проекта субъектов РФ составило в 2019 году 42 субъекта РФ, включая и Краснодарский край, с 2020 года к реализации национального проекта присоединятся еще 28 регионов, и к 2024 году планируется участие всех 85 суъектов [4]. Бюджет национального проекта в 2019 году составил более 7 млрд руб. и распределился между федеральными проектами в млн руб. следующим образом: системные меры – 807, адресная поддержка – 3922, поддержка занятости – 2277, что в сумме равно 7252 млн руб.

Минэкономразвития России заключило Меморандумы о сотрудничестве с Федеративной Республикой Германия, Французской Республикой, Японией. Запланировано дальнейшее расширение международного взаимодействия и вовлечение других стран-лидеров в области производительности труда в процесс организации обмена опытом. Также подписан меморандум по обмену опытом в области повышения производительности труда с Республикой Узбекистан. В рамках реализации национального проекта проводится отбор иностранных компаний-лидеров в сфере операционной эффективности, имеющих развитые производственные системы, с которыми в дальнейшем будут подписаны соглашения по сотрудничеству. Иностранные эксперты проводят технический аудит компаний – участников национального проекта, обучающие семинары и стажировки на площадках заводов компаний в России и за рубежом. Так, в 2019 году по соглашению АНО «ФЦК» и «Тойота Моторс» по итогам предварительного отбора Минэкономразвития РФ десять предприятий представлены кандидатами для участия в российско-японских инициативах «Диагностика российских предприятий» и «Подготовка кадров в смежных отраслях». Велось обсуждение проекта по созданию модульного предприятия на базе российского предприятия – участника национального проекта при поддержке японских экспертов в сфере производительности труда.

Анализ и оценка показателей производительности труда в ряде стран для обоснования эффективности применяемых в них моделей управления производительностью труда и целесообразности транслирования зарубежного опыта в отечественную практику позволяют осуществлять выбор наиболее рациональных моделей управления. При выборе модели управления производительностью труда применительно к современному экономическому развитию на государственном уровне, региональном, отраслевом и каждой организации разной производственной мощности следует учитывать и направления диверсификации региональной экономики как фактора устойчивого социально-экономического развития [20].


В то же время государство должно продолжить политику, направленную на выработку условий мотивации участия предприятий и организаций, а также работников, в мероприятиях, направленных на повышение производительности труда, которое невозможно осуществить без современного инновационного и организационного уровня их развития с учетом цифровых технологий. Предлагается также рассмотреть не только целесообразность дополнительной работы по созданию программ и мероприятий по повышению производительности труда в не охваченных национальными проектами отраслях экономики и организациях любого уровня управления, но и определить исполнителей, отчетность и ответственность за реализацию в принятые при утверждении сроки.

Решение проблем возможно только при комплексном подходе и взаимодействии участников решения этих проблем и их реализации по объемам, срокам и ресурсам. Государство принятыми национальными проектами показывает пути решения поставленных экономических задач, но только для части отраслей экономики и их наиболее значимых предприятий [21].

Согласно данным Росстата, по состоянию на 2017 год число действующих организаций в Российской Федерации в отраслях экономики относились к категории малых и микропредприятий [22]. Преобладание организаций небольшой производственной мощности в отрасли не позволяет рассчитывать на включение этих организаций в национальные проекты. Это приводит к выводу о необходимости, следуя национальным проектам, на уровнях отраслей экономики, регионов, объединений организаций и отдельных организаций продолжить начатую государством работу, создав при каждом уровне управления органы, в функции которых будут поставлены задачи решения достижения показателей, принятых в национальных проектах. В 2021 году планируется запуск первых платформенных решений цифровой экосистемы национального проекта. Они позволят предприятиям-участникам в реальном времени проводить диагностику бизнеса, выявляя проблемные места, а также моделировать сценарии развития, связанные с вводом новой продукции, выполнением стратегических заказов и даже с реинжинирингом всей производственной системы.

В то же время государство должно продолжить политику, направленную на выработку условий мотивации участия предприятий и организаций, а также работников в мероприятиях, направленных на повышение производительности труда, которое невозможно осуществить без современного инновационного и организационного уровня их развития с учетом цифровых технологий [21]. Предлагается также рассмотреть не только целесообразность дополнительной работы по созданию программ и мероприятий по повышению производительности труда в не охваченных национальными проектами отраслях экономики и организациях любого уровня управления, но и определить исполнителей, отчетность и ответственность за реализацию в принятые при утверждении сроки. Исследуется противоречивая роль электронных технологий и их влияние на рынок труда. Выявлена неравномерность распространения цифровой экономики. На основе проведенного исследования проанализированы и структурированы примеры и результаты влияния прорывных технологий на производительность труда. Выделена суть цифровизации мировой экономики. Предложены основные направления проведения мероприятий на государственном уровне для решения вопросов неравномерного распространения цифровой экономики в России для выравнивания выявляемой асимметрии. Производительность труда, безусловно, способна вырасти под влиянием цифровизации в несколько раз. Формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы сформулировано в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [23].