Файл: Дисциплина Основы организации каникулярного отдыха детей Практическое задание 1 Обучающийся Шлепина Дарья Валерьевна Преподаватель Токарева Татьяна Юрьевна Задание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 11.

Отрядный «огонек»

Отрядный «огонек» – это коллективное обсуждение отрядом и вожатым

прожитого дня.

Отрядный «огонек» – это конкретное воплощение в жизнь принципа самоуправления.

Отрядный «огонек» – это тесный круг друзей. Каждый может сесть там, где

ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит лица своих товарищей. У

круга нет конца и нет начала – одна непрерывная цепь, по которой проходят токи

духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Отрядный «огонек» учит детей осмыслению жизни, воспитывает в них

культуру общения, искусство разговора. Главное в «огоньке» – содержание и тональность.

Нет более важного дела в смене, чем правильно проведенный вечерний «огонек». Никакой, даже самый насыщенный день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон самым тщательным образом не оценен, не разобран «по косточкам» и из всего произошедшего не сделано обобщающих выводов.

«Огонек» – особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Условия, необходимые для проведения «огонька»:

1) Участники удобно устроены в кругу.

2) Наличие живого огня (обычно в центре круга костер или свеча).

3) «Огонек» готовится ведущими (в конце смены – лидерами группы).

4) Необходимый эмоциональный настрой.

5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т. д.

6) Поддержание доброй атмосферы.

7) Правило «свободного микрофона», нужно избегать повышенного тона.

8) Тема «огонька» актуальна для большинства участников.

9) Возможно наличие своих традиций «огонька».

Как появился «огонек»

Наша история произошла давным-давно во Всероссийском детском центре

«Орленок». Лагерь был еще очень молодым. В нем была всего одна дружина –

детский лагерь «Солнечный» – и маленький коллектив вожатых.

В одну из смен вожатые заметили, что, несмотря на все их усилия, ребята в

отрядах не были дружными. Что бы ни делали взрослые, ситуация не менялась.

Прошло некоторое время, и все стали замечать, что с одним отрядом что-то творится. Все мальчишки и девчонки в этом отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчишки всегда брали

на себя трудную работу, помогали девчонкам; девчонки заботились о мальчишках


– и никто никого не оставлял в беде. Увидят грустное лицо – и сделают все, чтобы

печаль оставила товарища.

Десять вожатских шагов

70

Никто сначала не мог понять причины такой перемены, а потом стали замечать, что каждый вечер эти ребята уходят в лес и возвращаются оттуда оживленными и счастливыми. И вожатые решили узнать тайну этого отряда. Долго пришлось в следующий вечер им идти в темноте по следам, и вдруг между темных

стволов сосен блеснуло высокое пламя костра. Вожатые увидели, что мальчишки

и девчонки сидят вокруг костра плечом к плечу, поют песни и разговаривают о

разном: о любви и дружбе, о бедах и радостях, о добре и зле – о том, что их волнует, чем они хотят поделиться с другими.

Как ни странно, безмолвный огонь тоже был участником их разговора. Он

освещал лицо говорившего, а если разговор оживлялся, костер, часто вспыхивая,

бросал снопы искр в небо; если же разговор затихал и лилась негромкая песня, он

горел плавно, чуть подрагивая языками пламени. А когда пришло время возвращаться, ребята взялись за руки, и над лесом понеслись тихие слова: «Лагерный

день окончен, день отшумел…» И домой они возвращались, держась за руки.

Вожатым было над чем подумать. Ведь они не оставляли надежду подружить

ребят в других отрядах. И с того самого дня все больше и больше костров вспыхивало вокруг лагеря. Вечерние костры стали доброй традицией.

Эта традиция жива и по сей день. Во всех детских лагерях ребята вечерами собираются вокруг костра или свечи, обсуждают проблемы прошедшего дня, говорят о том, что им дорого. А называют они такие вечерние сборы

теплым и ласковым словом «огонек».

Виды «огоньков»

На сегодняшний день в лагере существуют следующие виды «огоньков»:

знакомства, аналитический, конфликтный, тематический, прощания.

Следуя логике развития смены, мы можем выстроить в системе данные виды

«огоньков» и тогда получим следующую классификацию:

Организационный

период

 «огонек» знакомства;

 «огонек» знакомства с законами и традициями «Мира»;

 «огонек» анализа первых дней смены

Основной период  «огонек» анализа дня;

 «огонек» анализа дела;

 «огонек» первой или второй десятидневки;

 «огонек» экватора;

 конфликтный «огонек»;

 «огонек» – откровенный разговор;


 тематический «огонек»

Итоговый период  «огонек» подведения итогов смены;

 «огонек» прощания

1. «Огонек» знакомства – в первые дни «огоньки» могут быть достаточно

продолжительными (40–60 мин.), в зависимости от возраста. Желательно, чтобы

на «огонек» собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть.

Вожатый и ребята рассказывают о себе, о своих увлечениях, поют песни. Самое

главное – это разбудить у детей потребность к непринужденному общению. В

конце вручаются сюрпризки с напутствиями на предстоящую смену.

Десять вожатских шагов

71

2. Тематический «огонек» – организация разговора по актуальной для отряда теме (мои любимые строки… музыка вокруг нас… с песней по жизни… настоящий друг…).

3. Конфликтный «огонек» – разрешение межличностных, межгрупповых

конфликтов.

4. Прощальный «огонек» – подведение итогов жизни отряда, какое влияние

отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является важным в

формировании самопознания и самооценки.

5. «Огонек» – анализ дня (вечерний «огонек») – рассматривается день, как

временной промежуток, включающий в себя и быт, и отношения, и дела, и замыслы. Можно обсудить день по следующей примерной схеме:

– что значит этот день для меня и моего отряда;

– что я сделал для отряда, лагеря сегодня;

– что я одобряю в этом дне и почему;

– что я критикую и почему;

– что я предлагаю на завтра.

6. «Огонек» – анализ дела – необходим для обсуждения прошедших дел.

Его можно провести по следующим примерным вопросам:

– что нового и полезного вы открыли для себя?

– какая проблема привлекла ваше внимание?

– помогло ли это дело стать тебе лучше?

– помогло ли это дело коллективу стать лучше?

– кто из ребят раскрылся по-новому?

– как выглядел твой отряд на фоне других?

– с какими отрядами удалось подружиться?

– какие отряды вы узнали лучше?

Схема проведения «огонька»

1. Настрой (вечерняя песня, легенда, история, ненавязчивая проблема).

2. Небольшое вступительное слово педагога.

3. Разговор в кругу (символ, свеча, уголек).

4. Через 15 минут пауза (песни, стихи, рассказы ребят других смен, наказ, сюжет

с движениями, но не такими, которые бы не нарушали общий настрой).

5. Последнее слово педагога, в котором он выражает надежду, рисует оптимистическую перспективу, говорит слова благодарности или пожелания.

6. Общая песня, речевка.

Правила «огонька»


1. Правило скрещенных рук. Означает, что человек не готов сейчас говорить.

2. Правило поднятой правой руки. Когда кто-то поднимает правую руку вверх,

он обращает на себя внимание и предлагает замолчать. Это правило еще называют «Правилом тишины».

3. Правило свободного микрофона. Говорит только тот, кто хочет высказаться.

4. Правило двух минут. Не затягивай разговор, говори две минуты.

5. Бережного отношения к предлагаемым идеям: «Камнем в идею бросить не

смей, бросишь камень – не будет идей!»

6. Правило аплодисментов. «Согласен – аплодируй!»

Десять вожатских шагов

72

Идеи для проведения «огоньков»

«Огоньки» знакомства

Рассказ-эстафета. Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет.

Пакет откровений. Наличие необычно оформленного конверта с необычными

вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

Музей любимых вещей. 3-4-й день смены. Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующем хозяина и демонстрируемом на «огоньке». Развитие абстрактнообразного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность

ребенка показать себя с неожиданной стороны.

Гороскоп. 2-3-й день смены. Дети распределяются по группам – знакам зодиака.

Перед высказыванием – краткая характеристика знака. Необычная характеристика

детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно

сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т. д.

Фонарщик. 3-5-й день смены. Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы.

Букет цветов. На каждом цветке – вопрос. Высказывающийся дарит цветок по

своему выбору.

Памятный день. 2-3-й день. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это «огонек»-тест. Ведущий получает срез по уровню

ценностей ребенка, его запросам. Сам «огонек» проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета.

«Огонек» знакомства «Я расскажу вам про себя»

Цель: сформировать у ребенка представление об отряде и о своем месте в

этом отряде.


Задачи: познакомить детей с традициями доброго отношения к песне, вечернего «огонька» и речевки, с правилами поведения на «огоньке».

Идея: ребенок через выбранный предмет рассказывает о себе, своем характере, принимаемых им общечеловеческих ценностях.

Необходимое оборудование: свечи, игрушки, кисти, книги, значки, фотографии, магнитофон, гитара.

Подготовка: заранее готовится место для «огонька», необходимо сделать

так, чтобы каждому ребенку было удобно сидеть. Вокруг свечи или костра разложены различные предметы, звучит музыка.

Ход дела: дети выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, приходят на

«огонек». После того как все удобно расположились, звучит любая вечерняя песня.

Вожатые дарят детям традицию доброго отношения к песне: она заключается в бережном отношении к песне, надо знать песню, уважать людей, ее написавших, а если не знаешь, то молчи, песню не кричат, ее поют от начала до конца.

Далее вожатый рассказывает о традициях и правилах «огонька».

Десять вожатских шагов

73

Затем переходят к знакомству друг с другом через демонстрацию ребятам

различных предметов. Любой предмет может многое рассказать о человеке, которому он принадлежит. Например: краски и кисточка – символ творчества, фантазии, желание сделать жизнь вокруг ярче, красочнее. Вожатый рассказывает о себе

через определенный предмет, задавая тон. После чего по кругу высказываются все

ребята.

Вожатый говорит свои пожелания отряду на смену:

Желаю вам счастливого пути,

Мои друзья, моя надежда, вера.

Без сожаленья открываю двери,

Желаю вам счастливого пути.

Я знаю: солнце путь вам осветит,

И вы дойдете, вы придете к цели.

Так будьте вечны, счастливы и целы.

Желаю вам счастливого пути.

Ребята исполняют одну из песен и произносят речевку. С «огонька» отряд

уходит цепочкой, взявшись за руки.

Речевка: Лагерный день окончен.

День отшумел, и ночью объятый, лагерь готов ко сну.

Доброй вам ночи, наши ребята! (говорят девочки)

Доброй вам ночи, наши девчата! (говорят мальчики)

Доброй вам ночи, наши вожатые! (все дети отряда)

Завтра нам снова в путь!

Всем, всем! Спокойной ночи!

Смена стала днем короче!

Идеи для проведения «огонька»-анализа

Мы предлагаем познакомиться с некоторыми игровыми формами, которые

помогут в организации вечерних «огоньков».

Метод анализа «Пять пальцев». Этот способ подведения итогов занимает 5

минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать,