Файл: Дисциплина Основы организации каникулярного отдыха детей Практическое задание 1 Обучающийся Шлепина Дарья Валерьевна Преподаватель Токарева Татьяна Юрьевна Задание 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
глядя на нее.
1. Мизинец (М) – «мысль», какие знания и опыт я сегодня получил.
2. Безымянный (Б) – «близка цель»: что сегодня я сделал для достижения
своей цели.
3. Средний (С) – «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно
зависело.
4. Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их.
5. Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я
сделал для своего здоровья.
Метод оценки. Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне.
Затем ладошкой показать оценку (по пятибалльной системе). Педагог выборочно
спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
Десять вожатских шагов
74
«Я хочу сказать» (в форме пресс-конференции). Каждому ребенку выдается
листик бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что…» После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о
дне, о ребятах и т. д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку. После того, как все справятся с заданием, вожатый открывает коробку и
поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментариям подключаются и ребята.
«Церемония дружбы». Дети стоят в кругу. Вожатый подводит итог дня. Затем просит ребят подумать и ответить на следующий вопрос: кому бы и за что в
этот день я сказал «спасибо». Ребенок подходит к человеку, говорит слова благодарности, объясняет за что, протягивает руку и заканчивает фразу такими словами: «Спасибо за…», следующий участник выбирает другого. И так далее, пока
весь отряд не станет в одну цепочку. Затем вожатый замыкает цепочку, образуя
круг, и просит ребят поделиться своими ощущениями: приятно ли было тебе услышать теплые слова, что ты ощущал?..
«Выбери свое Я». Вожатый предварительно вырезает из разноцветной бумаги различные по форме и размеру буквы «Я». На вечернем огоньке вожатый раскладывает эти буквы по центру и предлагает ребятам выбрать себе букву и поразмышлять на тему: «Я в сегодняшнем дне» и обосновать свой выбор буквы.
«Моя библиотека». Вожатый предлагает каждому ребенку представить себя
книгой, в которой отражается история каждого дня смены. И вот сегодня давайте
попытаемся поразмышлять на тему «Что будет написано о сегодняшнем дне в моей книге».
«Если бы я был…» Ребятам задается вопрос: Если бы я был волшебником,
то в сегодняшнем дне я бы… исправил… сделал…. добавил… и т. д. Ребятам
предлагается вопрос для обсуждения: «Каким цветом я бы закрасил этот день и
почему».
Метод коллективного рассказа. Каждый ребенок по очереди произносит
предложения на тему «На что похож сегодняшний день».
Метод фотосъемки. Педагог задает ситуацию: ребята, представьте, что сегодня весь день снимал фотограф все, что мы с вами делали. Но, увы, по неумелости
фотографа фотографии испортились. Давайте сейчас восстановим каждый кадр
этой фотосъемки.
А) самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;
Б) кадры, которые получились «не очень».
Десять вожатских шагов
75
Идеи для проведения тематических «огоньков»
Идеи «огоньков» вожатые черпают из любимых книг, как художественных,
так и педагогических, собственных воспоминаний и фантазий. Можно смело утверждать: сколько вожатых, столько и разных «огоньков».
А иногда тему для разговора подсказывают дети и происходящие события в
отряде, лагере, а может быть, дома или в школе.
Например:
От чего мне бывает скучно?
Каким я представляю себя и каким меня представляют другие через 20 лет?
Понимаю ли я своих родителей, и если нет, то почему?
Какой хороший поступок был в моей жизни?
Есть ли у меня человек, которого я ненавижу?
Какие люди мне больше нравятся – скромные или вызывающие?
Пришлось ли мне пережить разочарование в человеке, и с чем это было связано?
Какие профессии мне нравятся? Какие – не нравятся, и почему?
Что значит для меня отряд?
и многие-многие другие.
Задание 12.
Одна из наиболее распространенных форм каникулярного отдыха детей, подростков и юношества являются детские оздоровительные лагеря, обладающие значимым воспитательным потенциалом. В настоящее время наблюдаются положительные тенденции в области развития оздоровительных лагерей как основной формы детского оздоровительно-образовательного отдыха: отказ от ненужного единообразия; разработка и реализация программ воспитательной деятельности различной направленности, в том числе в области профилизации; создание условий, для педагогического творчества коллектива, внедрения и развития корпоративной этики; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждениями дополнительного образования и детскими лагерями; осуществление психологического просвещения и психологической профилактики, личностного развития и роста, самообразования и самореализации, раскрытия творческого и коммуникативного потенциала каждого участника оздоровительно-образовательного процесса, грамотное владение и применение диагностического инструментария на протяжении всей смены. Реализация данных тенденций направлена на создание особого воспитательного пространства оздоровительного лагеря, в основе которого - «со-бытие» детей и взрослых. Создание детско-взрослой общности посредством развития коллективной деятельности – одна из ключевых воспитательных задач детского оздоровительного лагеря, решение которой позволит помочь молодому человеку сформировать граждански активные, социально значимые качества. Понимание важности воспитательной компоненты в работе детского оздоровительного лагеря предъявляет особые требования к разработке и реализации программы воспитательной деятельности лагеря.
Задание 13.
Исполнители программы: учреждение образования совместно с заинтересованными ведомствами, обучающиеся, родители (законные представители).
Основные направления работы в летний период
1. Оздоровительное.
2. Профилактическое.
3. Патриотическое.
4. Досуговое.
5. Трудовое.
6. Спортивно-оздоровительное.
7. Туристско-краеведческое.
8. Экологическое.
9. Профориентационная работа.
10. Мероприятия, посвященные Году исторической памяти.
11. Приобщение воспитанников к соблюдению правил безопасной жизнедеятельности и соблюдению здорового образа жизни.
Содержание работы
-
Подготовительный этап.
Планирование.
2. Организационный период. Комплектование ученических формирований, лагеря, подбор кадров для летней оздоровительной кампании, проведение семинаров с педагогами.
3. Основной период
Работа по направлениям:
- оздоровительное (оздоровление в лагере с дневным пребыванием, в передвижных палаточных лагерях);
- профилактическое (организация летней занятости учащихся, с которыми проводится ИПР, признанных в социально опасном положении, ВШК);
- патриотическое (оказание помощи «детям войны», ветеранам труда, одиноко проживающим пожилым людям; уход за захоронениями воинов, погибших в Великой Отечественной войне; участие в акциях и конкурсах патриотической направленности);
- досуговое (работа объединений по интересам, разновозрастных отрядов);
- трудовое (ученические производственные бригады, трудовые отряды, студенческий отряд, вторичная трудовая занятость, заготовительные работы, индивидуальное трудоустройство);
- спортивно-оздоровительное (спортивные площадки, игровые площадки, товарищеские встречи по видам спорта, спортландии);
- туристско-краеведческое (экскурсии, походы, экспедиции);
- экологическое (экологические акции);
- профориентационная работа (экскурсии в организации и на производства);
- мероприятия, посвященные Году исторической памяти (тематические выставки литературы и детского творчества, просмотры видеофильмов, благоустройство территорий);
- приобщение воспитанников к соблюдению правил безопасной жизнедеятельности и соблюдению здорового образа жизни (проведение обучения и проверки знаний правил безопасного поведения, тематических конкурсов).
-
Заключительный период. Подведение итогов: педагогический совет.
Механизм реализации
1. Защита программы летнего отдыха учреждением образования.
2. Организация сотрудничества с учреждениями культуры, физической культуры и спорта, общественными объединениями и другими заинтересованными организациями и учреждениями.
4. Организация выезда на оздоровление.
5. Создание трудовых формирований учащихся.
6. Организация работы СППС.
Ожидаемые результаты реализации программы
- совершенствование научно-методического и информационного обеспечения летней оздоровительной кампании;
- создание условий по обеспечению оздоровительного процесса учащихся, их трудовой и досуговой занятости;
- вовлечение учащихся в активный отдых, развитие творческой активности несовершеннолетних, уровня саморазвития в творческой деятельности;
- приобретение учащимися навыков социального взаимодействия и творческой самореализации;
- закрепление навыков здорового образа жизни;
- эффективность работы по профилактике преступлений и правонарушений: снижение уровня преступлений и правонарушений среди учащихся в летний период;
- формирование осознанной потребности у детей в ведении здорового образа жизни;
организация сотрудничества с заинтересованными структурами в области организации и содержательного наполнения летнего отдыха учащихся;
- уменьшение количества правонарушений, иных асоциальных проявлений среди учащихся, случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
-
Организационные мероприятия
№ п/п | Мероприятия |
1 | Педсовет по вопросу организации летнего отдыха учащихся. Утверждение программ летней занятости. |
2 | Защита программ летней занятости учащихся |
-
Планирование
1 | Планирование работы: - детской игровой площадки; - школьной спортивной площадки; - профильного отряда; - ученической производственной бригады; - волонтерского отряда; - студенческого отряда; - лагеря с дневным пребыванием учащихся. |
-
Руководство и контроль
1 | Определение администраторов школы, которые будут курировать вопросы летнего отдыха; педагогов, отвечающих за данный участок работы в течение лета. |
2 | Составление и согласование графиков отпусков педагогических работников на летний период |
3 | Оформление приказа «Об организации работы с учащимися в летний период», «О назначении ответственных за организацию летней занятости» (по месяцам) |
4 | Отчет о выполнении программ летнего отдыха |
5 | Педсовет «Об итогах летнего отдыха и оздоровления учащихся» |
1 | Провести семинар: - «Организация работы в оздоровительном лагере с дневным пребыванием» - «Об организации летнего отдыха учащихся» (для педагогов) |
2 | Оформить выставку методической литературы и периодической печати «В помощь организатору летнего отдыха», «В помощь руководителю и воспитателю летнего лагеря» |
3 | Оформить информационный стенд «Лето – 2022» |
4 | Обеспечение медицинского сопровождения детей в оздоровительном лагере закрепленным медицинским работником |
5 | Участие в конкурсе на лучший оздоровительный лагерь учреждений общего среднего образования «Сделаем лето ярче» |
1 | Подготовка памяток по летней занятости классов |
2 | Способствовать посещению мероприятий сельского центра культуры, сельской библиотеки |
1 | Организовать работу лагеря с дневным пребыванием на 43 места |
2 | Вовлечь детей и подростков в работу палаточных лагерей |
1 | Организовать работу профильного разновозрастного отряда: отряд милосердия |
2 | Организовать вторичную трудовую занятость старшеклассников (на основе договора с управлением по труду, занятости и социальной защите населения) |
3 | Создать ученическую производственную бригаду и организовать работу в питомнике |
4 | Организовать работу волонтерского отряда |
5 | Организовать работу студенческого отряда |
6 | Организовать работу педагогического отряда |
1 | Спланировать работу с учащимися, с которыми проводится ИПР, находящимися в социально опасном положении, на период летних каникул, вовлечение в работу игровых площадок, отряда милосердия |
2 | Проводить беседы по разъяснению уголовного и административного законодательства, мер личной, противопожарной безопасности, электро безопасности, правил поведения на воде, в лесу, предупреждению травматизма, профилактических бесед на противопожарную тематику практических занятий по эвакуации при пожаре, викторин на правовую тематику |
3 | Составить график совместных патрулей учителей, родителей на летний период, график рейдов к озеру |
4 | Участвовать в межведомственной операции «Забота», в рейдах в вечернее время по местам массового отдыха детей и молодёжи |
5 | Обеспечить функционирование лагеря с дневным пребыванием, а также безопасность отдыхающих |
6 | Обследовать игровую и спортивную площадки, спортзал на предмет подготовки к летнему времяпрепровождению несовершеннолетних |
7 | Выявлять несовершеннолетних выпускников, не поступивших в учреждения профессионально-технического среднего специального, высшего образования и нетрудоустроенных |
8 | Провести мониторинг эффективности работы всех видов летней занятости |
9 | Организовать в лагере дневного пребывания проведение профилактических бесед, викторин на правовую тематику, по безопасности жизнедеятельности |
10 | Демонстрация тематических и обучающих видеофильмов, мультфильмов; проведения викторины по ОБЖ, конкурсной программы, обсуждение тематических ситуационных задач; презентация журнала «Юный спасатель»; распространение обучающей наглядно-изобразительной продукции, а также обучение детей и работников учреждений правилам пожарной безопасности |
11 | Профилактическая отработка мест массового сбора молодежи, дискотек, танцевальных вечеров с участием педагогического состава с целью недопущения противоправного поведения среди несовершеннолетних |
12 | Участие в республиканской акции «Каникулы без дыма и огня» |
13 | Участие и отчёт по марафону «Провожу лето с пользой» |
14 | Разработать планы работы в летний период с учащимися, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, состоящими на внутришкольном контроле, признанными находящимися в социально опасном положении |
15 | Посещение семей, признанных находящимися в социально опасном положении, а также семей, в которых воспитываются несовершеннолетние, с которыми ИДН Чериковского РОВД проводит индивидуальную профилактическую работу |
1 | Шефство над ветеранами, престарелыми, одиноко проживающими (индивидуальное и через работу отрядов милосердия) |
2 | Молодежный проект «ЗаДело!» |
3 | Принять участие в мероприятиях в рамках Года исторической памяти |
4 | Вахта памяти |
5 | Акция «Ветеран живет рядом» |
6 | Организовать работу отрядных вожатых-старшеклассников |
7 | Работа студенческого отряда на зернотоке в КСУП «Езерский» |
8 | Акция «День защиты детей с БРСМ» |
9 | Молодежная патриотическая акция «Звон скорби» |
10 | День молодежи |
11 | Участие в республиканском фотоконкурсе «Сэлфі&фота з вышыванкай» |
12 | Благотворительный марафон «Все краски жизни для тебя» |
13 | «Восстановление святынь Беларуси» «День защиты детей с БРСМ»; «В школу с Добрым Сердцем»; «Мы выбираем помощь пожилым людям» |
14 | Участие в Дне молодежи |
1 | Родительское собрание по вопросам летнего отдыха и занятости детей и подростков и их безопасности во время летних каникул |
2 | Организация совместных с родителями мероприятий, соревнований, походов, экскурсий |
3 | Организация индивидуальных бесед, консультаций, посещения семей на дому |
| Неделя походов, экскурсий и прогулок «Познай Родину – воспитай себя» |
1 | Районный конкурс по спортивным туристическим походам, посвященный Году исторической памяти |
2 | Районный этап республиканской экологической акции «Сцяжынкамі Бацькаўшчыны» |
3 | Районный этап республиканского конкурса туристических видеороликов «Путешествуй вместе с нами!» |
4 | Районный этап республиканского конкурса по благоустройству и озеленению территорий «Украсим Беларусь цветами» |
5 | Районный конкурс «Славутыя роды краю майго» |
6 | Районный конкурс «Па старонках Дзенніка вандроўніка» |
7 | Районный конкурс экскурсионных видеороликов «Сердечно приглашаем» в рамках третьего этапа областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» |
8 | Дневник путешественника «Пуцявінамі роднага краю» в рамках третьего этапа областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» |
9 | Районный конкурс «Интересное рядом»в рамках третьего этапа областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» |
10 | Краеведческий квест «Листая страницы» в рамках третьего этапа областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» |
11 | Районный этап областного конкурса «Могилевщина. Мой край родной» в рамках гражданско-патриотической акции «Шагая в будущее, помним о прошлом» |
12 | Республиканская патриотическая акция «Их подвиг в памяти потомков сохраним» |
13 | Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» |
14 | Героико-патриотический час «Войны священные страницы навеки в памяти людской» |
15 | Час творчества, выставка-экспозиция рисунков и поделок «Зямля мая, нябесаў родных сінь» |
16 | Калейдоскоп – выставка «Мой чароўны беларускі край» |
1 | Проведение мероприятий по экологическому воспитанию: - встречи с работниками леса: - экскурсии по экологическим тропам на тему: «Живой лес»; - конкурс детского рисунка «Лес – это жизнь»; - экскурсии в музеи природы и экологии; - проведение акции «Сбереги дерево – сдай макулатуру», «Беречь природу – значит, Любить Родину»; «Доходы из отходов»; |
2 | Эколого-краеведческая экспедиция «Жизнь в гармонии с природой» |