Файл: Термос. Решение задач (8 класс) Учебный предмет физика Класс 8 Тема урока Термос. Решение задач. Тип урока урок комплексного применения знаний и умений ( закрепления материала).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование функциональной грамотности на уроках физики.
«Термос. Решение задач»
(8 класс)
Учебный предмет: физика
Класс: 8
Тема урока: «Термос. Решение задач.»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепления материала).
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Средства обучения: электронное приложение к учебнику, мультимедийная техника, термос, калориметр.
Цель урока: формирование функциональной грамотности у учащихся, используя знания о трех видах теплопередачи: теплопроводности, конвекции, излучении; научить объяснять различные тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
объяснять понятия конвекция, излучение, теплопроводность; -
объяснять тепловые явления с точки зрения молекулярно-кинетической теории; -
изучить устройство термоса, сосуда Дьюара.
Метапредметный результаты:
-
уметь научно объяснять явления; -
корректировать свою учебную деятельность в соответствии с поставленными задачами; -
анализировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов; -
понимать особенности естественно – научного исследования.
Личностный результаты:
-
уметь сотрудничать с одноклассниками для достижения общей цели -
владеть навыками исследовательской деятельности -
формирование устойчивого интереса к учебе
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые способы деятельности | ||||||||
Организационный этап | 1.Приветствие класса 2. Выяснить количество отсутствующих учеников. Здравствуйте, садитесь! Надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас не только познавательным, но и интересным. Выясняет отсутствующих. Контролирует наличие учебных принадлежностей | Ученики помогают отметить отсутствующих в классе. В классе организуется рабочая обстановка | Личностные: Положительное отношение к получению нового знания Коммуникативные: Навыки общения с учителем и одноклассниками | ||||||||
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. | 1. Проверить выполнение домашнего задания 2. Повторить материал по теме «Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение» На прошлом уроке мы с вами изучили виды теплопередачи. Давайте вместе с вами вспомним, что называется теплопередачей. Фронтальная беседа с учащимися: 1. Что называют теплопередачей? 2. Какие виды теплопередачи вы знаете? 3. Дайте определение теплопроводности? 4. Назовите, какой вид теплопередачи называют конвекцией? 5. Что называют излучением? Учитель благодарит учеников за работу и отмечает наиболее активных учеников. Теперь проведем небольшую самостоятельную работу. Для этого нам понадобятся небольшие листочки. Напишите, пожалуйста, свою фамилию и имя и номер варианта. Учитель предлагает два варианта (по два вопроса в каждом варианте): В1 : №1 Чем объясняется плохая теплопроводность газов? №2 Как зависит излучение от температуры? В2 : №1 Назовите виды конвекции. №2 Как зависит поглощение энергии излучения от цвета поверхности тела? | Ученики отвечают по очереди на вопросы учителя. При необходимости они исправляют ошибки одноклассников и дополняют их Ученики выполняют самостоятельную работу | Личностные: Умение сконцентрироваться, навыки контроля и самоконтроля Познавательные: Закрепление таких понятий, как теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение. Коммуникативные: Навыки общения с одноклассниками. | ||||||||
Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. | Определить важность изучаемой темы Предлагается обучающимся объяснить, почему термос длительное время сохраняет чай теплым. Вопрос запуска постановки учебной задачи: - Достаточно ли у вас знаний о таком устройстве как «термос»? Формулирует учебную задачу: - Изучить устройство термоса, рассмотреть решение задач повышающих функциональную грамотность обучающихся. | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают гипотезы и предложения. Дискутируют между собой. Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Познавательные: Понимание важности изучаемой темы, связь изучаемого материала с реальными явлениями, повышение мотивации обучения Коммуникативные участие в обсуждении явлений | ||||||||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Сообщает тему урока. Организовывает совместное с обучающимся формулирование цели и задачи урока. - Внимательно прочитайте тему урока. -Что от вас ожидается на уроке? - Как бы вы сформулировали цели и задачи урока? -Чему вы хотели бы научиться? | Записывают в тетради тему урока. Участвуют в формировании целей и задач урока: -изучить устройство термоса. -научиться научно объяснять явления. | Личностные- повышение мотивации | ||||||||
Первичное закрепление. | 1.Класс разбивается на 4 группы. Каждая группа получает задания по функциональной грамотности связанных одной темой. 2.Во время обсуждения ответов корректирует и направляет деятельность обучающихся, приводя к правильным ответам. (см. приложение) | 1.В течении 10 минут обучающиеся обсуждают решение задач в группе. 2. Представитель от каждой группы рассказывает решение одной из задач. | Познавательные: Закрепление таких понятий, как теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение. Коммуникативные: Навыки общения с одноклассниками, работа в группе. | ||||||||
| Подвести итоги урока. | Объективно оценивают свое пребывание на уроке | Личностные : Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные: Самооценка и самоанализ. | ||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Закрепление изученного материала по теме Комментирует домашнее задание: Обязательное задание: Выучить § 4 - 6 учебника; ответить на вопросы после параграфов. Дополнительное задание (для желающих): Творческое задание:
| Обучающиеся записывают домашнее задание | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу | ||||||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Подвести итоги урока. - Заполните лист самоконтроля, поставив знак «+» в соответствующем поле.
Спасибо за работу на уроке. Всем удачного дня | Заполняют лист самоконтроля. | Личностные : Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные: Самооценка и самоанализ. Формируют умения рефлексивности, оценки и самооценки |
Используемая литература:
-
Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. – 4 –е изд. – М: Просвещение, 2016. -
Естественно – научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [Г. С. Ковалёва, А. Ю. Пентин, Е. А. Никишова, Г. Г. Никифоров]; под. ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. – М.; СПб: Просвещение, 2020.
Приложение.
-
Карточки с заданиями:
Карточка с заданием |
1 группа |
|
Карточка с заданием |
2 группа |
|
Карточка с заданием |
3 группа |
|
Карточка с заданием |
4 группа |
|