Файл: 3. Задача 1 Задача 2 Задача 3 Список используемых источников Понятие, предмет и система земельного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие, предмет и система земельного права

2. Правовой режим земель, предоставляемых для разработки недр и земель запаса

3. Задача №1

4. Задача №2

5.Задача №3

6.Список используемых источников

Понятие, предмет и система земельного права.

Земля и другие природные ресурсы, находящиеся на ее поверхности (леса, иная растительность, воды), а также в ее недрах (нефть, газ, подземные воды), являются основой жизни и деятельности народов мира, в том числе и Российской Федерации. Российское земельное право призвано регулировать ту часть отношений природопользования, которая непосредственно связана с использованием и охраной земель (в том числе почв). Поэтому предметом земельного права являются отношения по предоставлению (приобретению) земельных участков, совершению сделок с ними, по организации управления в сфере использования и охраны земель различных форм собственности, реализация прав и исполнении обязанностей участниками земельных отношений, другие вопросы обеспечения эффективного использования земель, т.е. комплекс имущественных и управленческих отношений.

Особенность земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земельные имущественные отношения могут в определенной части регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями о порядке ведения земельного кадастра, госрегистрации земельных участков, об особом режиме их использования и т.д.

 Земельное право можно рассматривать в качестве отрасли права, отрасли законодательства, правовой науки и учебной дисциплины.

Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы, которые как «кирпичики» образуют целое здание правовой системы. Правовая норма – это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответственность за соблюдение договорной дисциплины и т.д.


Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права. Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть – специальными (особенными).

К правовым институтам, составляющим общую часть земельного права, относятся: право собственности на землю, право пользования землей, право управления в области землепользования. Сюда же относятся такие правовые институты, как институт землеустройства, предоставление и изъятие земли, планирование использование земли; государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли; правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий. Сложным является правовой институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются: группы (блоки) правовых норм, устанавливающие целевые категории земель в составе единого земельного фонда страны, виды землепользования, а также провозглашающих права и обязанности собственников земли и землепользователей. В состав правовых институтов особенной части земельного права входят, в частности: институт права собственности, землевладения и землепользования на землях сельскохозяйственного назначения, институты, определяющие правовой режим использования и охраны земель других категорий, право собственности на землю, землевладения и землепользования граждан, их объединений и т.д.

Правовой режим земель, предоставляемых для разработки недр и земель запаса.

Земли, предоставленные для разработки недр

По закону «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Данный федеральный закон является головным, так как содержит правовые и экономические основы комплексного и рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской федерации, а так же прав недропользователей.

Закон «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи и геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а так же в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.


Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Частная и муниципальная собственность на недра не допускается.

Государственный фонд недр составляет используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими дефицитными видами ресурсов, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета, а так же для выполнения обязательств по международным договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального назначения.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

- разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах,

- определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства,

- создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах,

- определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых,

- составление государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственный учет участков недр,

- распоряжение недрами континентального шельфа РФ,

- введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды,

- установление размеров и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах,

- заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр,

Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам РФ.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

- принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах,


 - участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр,

 - создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов,

- составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,

- распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения,

- установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых,

- защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами,

- участие субъектов РФ в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр,

- участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых,

- государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством РФ порядком,

- регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

- участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков,

- развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности,

- предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых,

- приостановление работ, связанных с недропользованием, на земельных участках в случае возможности использования отходов горнодобывающей промышленности, как альтернативы источников сырья,

- контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых.

 Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и законодательством субъектов РФ они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.


Недра предоставляются в пользование для:

- регионального геологического изучения, контроль за режимом подземных вод,

- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых,

- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств,

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,

- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение,

- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а так же в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добычи минерального сырья участок недр предоставляется пользователю виде горного отвода – геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок. Предварительные границы горного отвода предоставляются при предъявлении лицензии на пользование недрами.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и имеющие разрешения (лицензии), выданные уполномоченными на то