Файл: 3. Задача 1 Задача 2 Задача 3 Список используемых источников Понятие, предмет и система земельного права.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
федеральным органом исполнительной власти, на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для
- геологического изучения – на срок до 5 лет
- добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождения полезных ископаемых
- добычи подземных вод – до 25 лет
- добычи полезных ископаемых на краткосрочный период – 1 год
Без ограничения могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя. Порядок продления срока определяется указанным соглашением.
Основания возникновения права пользования участками недр являются:
- решение Правительства РФ, принятое,
1. по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых
2. при установлении факта открытия месторождения
- решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, для строительства нефте- газохранилищ
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия должна содержать данные о пользователе, данные о назначении работ, границы участка, сроки действия, условия, связанные с платежами, порядок ликвидации.
Основания для прекращения права пользования недрами: истечение срока, отказ владельца от лицензии, переоформление лицензии; возникновение угрозы жизни или здоровью людей, нарушение условий лицензии, непредставления пользователем отчетности.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых.
Лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого редкого геологического объекта имеют право зарегистрировать данный участок и получить денежное вознаграждение.
Земли запаса.
Статья 103. Земли запаса Земельного кодекса
1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
По ст.80 ЗК РФ фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения
- при добровольном отказе от земельного участка
- если нет наследников на земельный участок
- при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренным законом.
В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создание защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственными производствами целей (ст.78 ЗК РФ), использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию.
Будучи временно не востребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными. У них имеется собственник – российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование. Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать занимать без надлежащих правовых оснований, т.е. самоуправно.
Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например, гражданами, проживающими на соответствующей территории. Местные органы обычно мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные строения. Огороды же, которые на них традиционно располагаются, не создают у местных органов каких-либо хозяйственных проблем. Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.
Фактическое занятие и использование земель по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание для правообладания земельным участком. Нарушители помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п.2 ст.76 ЗК РФ).
Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию органами земельного кадастра по заявлению государственных или муниципальных органов, в ведении которых находятся земли запаса.
Не могут считаться землями запаса участки, собственники или законные пользователи которых оставили их без надзора и использования, продолжая являться законными правообладателями по земельно-кадастровой документации. Лишь после того, как названную документацию будут внесены соответствующие изменения об отказе земельного участка, они могут быть зачислены в состав земельного запаса.
Земли запаса, как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки, по этому признаку сходные с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Но этим их сходство исчерпывается.
Консервация земель, или их временное исключение из хозяйственного оборота, осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. Однако земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в запас.
Земли запаса находятся в ведении местных органов. Они ведут учет земель данной категории, следят за их охраной, предупреждают местных жителей о сроках перевода земель запаса в другие категории земель в целях интенсивного использования для государственных или муниципальных нужд. С этого момента решается вопрос о переводе земель запаса в соответствии с их разрешенным использованием по правилам ст.8 ЗК РФ.
Задача №1
Прокурор Республики Карелия в защиту государственных интересов обратился с иском в суд о применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи автодороги, а именно: возврате автодороги в государственную собственность Республики Карелия. Иск обоснован тем, что автодорога является государственной собственностью Республики Карелия, поскольку земельный участок был предоставлен под реконструкцию автодороги, а, следовательно, не порождает права собственности лица, проводившего реконструкцию. Ответчик иска не признал, пояснив, что Постановлением мэра района ответчику передан земельный участок площадью 7,2 га из состава нелесных земель лесного фонда, находящихся в ведении управления по лесу, в постоянное пользование для реконструкции, ремонта и эксплуатации автодороги. Государственная приемочная комиссия подписала акт о приемке законченного строительством объекта - новой автодороги, который был утвержден Постановлением Главы районной администрации.
Решите дело.
Статья 71. Лесного кодекса
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
1. В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
2. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
3. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
4. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В задаче сказано, что был оформлен договор купли-продажи, а не аренды земельного участка, поэтому п.2,3 данной статьи применятся не могут. Поскольку ответчику был предоставлен земельный участок в постоянное пользование, значит он является лицом юридическим.
Полномочия мэра позволяют передавать земельные участки в аренду или постоянное пользование.
Передача земельного участка площадью 7,2 га из состава нелесных земель лесного фонда, находящихся в ведении управления по лесу, в постоянное пользование была проведена законно.
Прокурору в иске отказать.
Задача №2
Домовладелец Крюков обратился в администрацию города с заявлением о переоформлении используемого им земельного участка площадью 0,2 га в собственность. В администрации ему предложили передать в собственность земельный участок площадью 0,1 га, поскольку деревня, на территории которой располагается земельный участок, год назад вошла в состав города и градостроительной документацией не предусмотрено использование в данном месте земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, норма предоставления для индивидуального жилищного строительства в городе установлена в размере 0,1 га.
Правомерен ли отказ в переоформлении в собственность всего земельного участка? Решите дело.
Статья 28. Земельного кодекса
Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Отказ в переоформлении не правомерен.
Задача 3.
Из-за неправильного применения ядохимикатов на полях фермерского хозяйства погибло 169 диких перелетных гусей. Обработку полей по договору проводила специализированная организация. Судебно-химическая экспертиза установила, что гибель гусей произошла в результате попадания в организм птиц фосфида цинка, которым производилась обработка полей, в том числе, и на расстоянии ближе, чем 500 м от водоема, где остановились дикие гуси.
Какие нарушения и кем были совершены? Какая предусмотрена ответственность за причинение вреда? Решите дело.
Нарушение совершила организация, проводившая обработку полей. Нарушение, предусмотренного ст. 74. Земельного кодекса
Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для
- геологического изучения – на срок до 5 лет
- добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождения полезных ископаемых
- добычи подземных вод – до 25 лет
- добычи полезных ископаемых на краткосрочный период – 1 год
Без ограничения могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя. Порядок продления срока определяется указанным соглашением.
Основания возникновения права пользования участками недр являются:
- решение Правительства РФ, принятое,
1. по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых
2. при установлении факта открытия месторождения
- решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, для строительства нефте- газохранилищ
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия должна содержать данные о пользователе, данные о назначении работ, границы участка, сроки действия, условия, связанные с платежами, порядок ликвидации.
Основания для прекращения права пользования недрами: истечение срока, отказ владельца от лицензии, переоформление лицензии; возникновение угрозы жизни или здоровью людей, нарушение условий лицензии, непредставления пользователем отчетности.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых.
Лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого редкого геологического объекта имеют право зарегистрировать данный участок и получить денежное вознаграждение.
Земли запаса.
Статья 103. Земли запаса Земельного кодекса
1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
По ст.80 ЗК РФ фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения
- при добровольном отказе от земельного участка
- если нет наследников на земельный участок
- при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренным законом.
В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создание защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственными производствами целей (ст.78 ЗК РФ), использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию.
Будучи временно не востребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными. У них имеется собственник – российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование. Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать занимать без надлежащих правовых оснований, т.е. самоуправно.
Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например, гражданами, проживающими на соответствующей территории. Местные органы обычно мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные строения. Огороды же, которые на них традиционно располагаются, не создают у местных органов каких-либо хозяйственных проблем. Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.
Фактическое занятие и использование земель по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание для правообладания земельным участком. Нарушители помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п.2 ст.76 ЗК РФ).
Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию органами земельного кадастра по заявлению государственных или муниципальных органов, в ведении которых находятся земли запаса.
Не могут считаться землями запаса участки, собственники или законные пользователи которых оставили их без надзора и использования, продолжая являться законными правообладателями по земельно-кадастровой документации. Лишь после того, как названную документацию будут внесены соответствующие изменения об отказе земельного участка, они могут быть зачислены в состав земельного запаса.
Земли запаса, как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки, по этому признаку сходные с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Но этим их сходство исчерпывается.
Консервация земель, или их временное исключение из хозяйственного оборота, осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. Однако земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в запас.
Земли запаса находятся в ведении местных органов. Они ведут учет земель данной категории, следят за их охраной, предупреждают местных жителей о сроках перевода земель запаса в другие категории земель в целях интенсивного использования для государственных или муниципальных нужд. С этого момента решается вопрос о переводе земель запаса в соответствии с их разрешенным использованием по правилам ст.8 ЗК РФ.
Задача №1
Прокурор Республики Карелия в защиту государственных интересов обратился с иском в суд о применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи автодороги, а именно: возврате автодороги в государственную собственность Республики Карелия. Иск обоснован тем, что автодорога является государственной собственностью Республики Карелия, поскольку земельный участок был предоставлен под реконструкцию автодороги, а, следовательно, не порождает права собственности лица, проводившего реконструкцию. Ответчик иска не признал, пояснив, что Постановлением мэра района ответчику передан земельный участок площадью 7,2 га из состава нелесных земель лесного фонда, находящихся в ведении управления по лесу, в постоянное пользование для реконструкции, ремонта и эксплуатации автодороги. Государственная приемочная комиссия подписала акт о приемке законченного строительством объекта - новой автодороги, который был утвержден Постановлением Главы районной администрации.
Решите дело.
Статья 71. Лесного кодекса
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
1. В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
2. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
3. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
4. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В задаче сказано, что был оформлен договор купли-продажи, а не аренды земельного участка, поэтому п.2,3 данной статьи применятся не могут. Поскольку ответчику был предоставлен земельный участок в постоянное пользование, значит он является лицом юридическим.
Полномочия мэра позволяют передавать земельные участки в аренду или постоянное пользование.
Передача земельного участка площадью 7,2 га из состава нелесных земель лесного фонда, находящихся в ведении управления по лесу, в постоянное пользование была проведена законно.
Прокурору в иске отказать.
Задача №2
Домовладелец Крюков обратился в администрацию города с заявлением о переоформлении используемого им земельного участка площадью 0,2 га в собственность. В администрации ему предложили передать в собственность земельный участок площадью 0,1 га, поскольку деревня, на территории которой располагается земельный участок, год назад вошла в состав города и градостроительной документацией не предусмотрено использование в данном месте земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, норма предоставления для индивидуального жилищного строительства в городе установлена в размере 0,1 га.
Правомерен ли отказ в переоформлении в собственность всего земельного участка? Решите дело.
Статья 28. Земельного кодекса
Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Отказ в переоформлении не правомерен.
Задача 3.
Из-за неправильного применения ядохимикатов на полях фермерского хозяйства погибло 169 диких перелетных гусей. Обработку полей по договору проводила специализированная организация. Судебно-химическая экспертиза установила, что гибель гусей произошла в результате попадания в организм птиц фосфида цинка, которым производилась обработка полей, в том числе, и на расстоянии ближе, чем 500 м от водоема, где остановились дикие гуси.
Какие нарушения и кем были совершены? Какая предусмотрена ответственность за причинение вреда? Решите дело.
Нарушение совершила организация, проводившая обработку полей. Нарушение, предусмотренного ст. 74. Земельного кодекса
Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.