Файл: Детскородительская психотерапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  2023-01-20 10:08:44

Уникальность текста: 65% контент уник
тема : детско-родительская психотерапия
Введение

Детско-родительские отношения - это та среда, которая определяет психическое развитие ребенка и определяет формирование его личности. Воздействие родителей на ребенка во многом связано с воспитательным воздействием на него, а представления о ребенке являются внутренней (руководящей) основой воспитания.

Общеизвестна роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка ситуации социального развития. Стиль семейного воспитания, определяемый ценностными ориентациями родителей, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способами поведения с ним, является значимым фактором развития личности ребенка личность.

Семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Положительное влияние на личность ребенка заключается в том, что никто, кроме самых близких ему людей в семье - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его и не заботится о нем так много. И в то же время никакой другой социальный институт потенциально не может нанести столько вреда воспитанию детей, сколько семья.

Авторы, занимающиеся данным вопросом (Р. В. Бортов, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. А. Логинова, Л. Г. Матвеева, О. В. Переломова, О. Е. Смирнова, М. В. Быкова и др. ), отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношений родителей с ребенком.

Вопросы семейного воспитания и влияния отношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Н. И. Лисина, В. К. Копырло и др. ).

В то же время, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе функции влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка рассматриваются достаточно глубоко и подробно, вопрос о специфике влияния воспитательных принципов каждого родитель на различных структурных элементах личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловых образований личности.


Детско-родительские отношения описываются разными психологами очень разными понятиями и терминами, что определяется исходными теоретическими позициями авторов. В то же время практически во всех подходах просматривается исходная дихотомия, создающая двойственность или поляризацию родительских отношений.

Вопрос о детско-родительских отношениях всегда остается острым на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка и родителя – это первый опыт взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В любом обществе складывается определенная культура отношений и взаимодействия родителей и детей, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщине но и отношение к детям.

Отношения или установки родителей являются одним из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематические экспериментальные исследования в этой области проводились А. Я. Варги и В. В. Столина, которые под родительскими установками понимали «систему, или совокупность родительских, эмоциональных установок по отношению к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним» [3]. Под стилем воспитания понимаются установки и соответствующее поведение, не связанные конкретно с данным ребенком, но характеризующие отношение детей в целом. Поэтому в качестве важнейших особенностей родительских отношений авторы выделяют их эмоциональную, познавательную и деятельностную стороны.

Цель - выявление конфликтов в отношениях между детьми и родителями.

Задания:

изучить типы конфликтных семей;

выявить детско-родительские отношения в структуре семейных отношений;

решить проблемы в отношениях


выявить типы стилей детско-родительских отношений;

Изучите психотерапевтические методы и подходы

1. Типы конфликтных семей

Приведем типы неблагополучных семей, выделенные С. Минухиным, и основные факторы, влияющие на них.

Семья pas de deux (от франц pasdedeux — танец для двоих, музыкально-танцевальная форма в балете) состоит из двух человек, с обедненной ролевой структурой и высокой зависимостью друг от друга. В такой семье меньше возможностей поддерживать нормальный ритм человеческих отношений; отношения между супругами слишком тесные, что ограничивает свободу действий членов семьи. Помимо общих трудностей в этих семьях существуют трудности, связанные с лишением значимых человеческих потребностей.

Семья аккордеонного типа, или дальняя семья, – это семья, в которой один из членов отсутствует в течение длительного времени в связи со специфическими занятиями. Название этого типа семейства также связано с графическим изображением структуры. Трудности такой семьи связаны с нарушением нормального функционирования брачной подсистемы. Сами супруги обычно испытывают лишение своих потребностей в близости, поддержке и защите и нередко живут «в режиме ожидания» по несколько месяцев. Такие супружеские отношения могут быть формой скрытого развода.

Флюктуирующие (неустойчивые) семьи – семьи, часто меняющие место жительства. Непостоянство касается социальной среды. Даже при переезде в пределах одной страны члены семьи рвут важные связи с соседями и друзьями. Меняется известная инфраструктура, ландшафт и география окружающей среды; члены семьи испытывают миграционный стресс. Ситуация улучшится, когда начнут формироваться новые отношения, но на это нужно сознательно потратить определенное количество усилий.

В своей типологии неблагополучных семей С. Минухин также выделяет семьи с приемными детьми и приемными родителями, но мы не будем на них останавливаться.


Классификация типов должна основываться на таких параметрах, как эмоциональное принятие ребенка родителем, интерес к ребенку и забота о нем, требовательность к ребенку, демократичность или авторитарность в семейных отношениях. Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, Е. Т. Соколова и И. Г. Чеснокова, например, выделяют две оси, два измерения: любовь — контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителей к ребенку, отношение родителя и то, как он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие – это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие – это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежение, невнимательность. Ось (автономия - контроль) описывает виды дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты – полная самостоятельность, граничащая с пренебрежением, и чрезмерно строгий, строгий контроль, предполагающий абсолютное подчинение воле родителей, подавление любой инициативы и самодеятельности ребенка.

Подробную классификацию неадекватных типов семейного воспитания, основанную на многолетних исследованиях, дает А. Е. Личко. Выявлены следующие десять типов семейного воспитания: гипопротекция, доминантная гиперпротекция, толерантная гиперпротекция, воспитание в культивировании болезни, эмоциональное неприятие, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, состязательное воспитание и воспитание вне семьи.

Таким образом, существует достаточно полная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их последствий - формирование индивидуально-характерных черт ребенка в рамках нормального или девиантного поведения. Также можно встретить описание неблагоприятных, патологически острых черт характера личности родителей, которые приводят к тому или иному разрыву в воспитании.

Однако эта гамма эмоций, изначально положительная для развития ребенка, может стать как положительным, так и отрицательным фактором в воспитании. Здесь важно измерение проявления чувства. Ребенок, не получивший родительской любви, вырастает недобрым, озлобленным, нечувствительным к чужим переживаниям, грубым, неуживчивым в кругу сверстников, а иногда и замкнутым, беспокойным, излишне застенчивым и так далее, что отрицательно сказывается на адаптации в дошкольном учреждении или в школе.


Растущий в атмосфере чрезмерной любви, ласки, благоговения и почитания, у маленького человека рано развиваются качества эгоизма и эгоцентризма, женственности, баловства, высокомерия, лицемерия и так далее, что также сказывается на адаптации ребенка в школе.

Если в семье нет правильной гармонии чувств, если ребенок вообще подвержен влиянию безнравственной атмосферы, бурных и часто низменных страстей, эмоционально-негативных проявлений по отношению к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка усложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности, так что семейная атмосфера в будущем грозит дезадаптацией ребенка [6].

Существует несколько типов семей с искаженными эмоциональными связями:

"Традиционные" семьи - в таких семьях все должно быть "как у людей". Члены семьи прилагают все усилия для создания внешнего имиджа состоятельной и благополучной семьи. Такая семья держится на рациональной основе.

«Эмоционально остракизированные» семьи - здесь нет прямого межличностного общения и отсутствуют какие-либо контакты, их заменяют отсутствующие гневные выпады и обвинения.

Семьи «рабочих» - членов семьи все время отдают работе и собственной самореализации вне семьи, не контактируя друг с другом днями, неделями и даже месяцами. Дети в таких семьях получают уход в интернаты, посещение нянь, бабушек и дедушек и т. д.

Семьи с симбиотическими связями, куда вошел новый член семьи, претендующий на первенство в отношениях.

Семьи с неполным родительским кланом, где родитель любой ценой пытается добиться самореализации в лице собственного ребенка.

2. Детско-родительские отношения в структуре семейных отношений

Успешная совместная жизнь требует особых способностей от каждого из участников. Уже отмечалось, что любое взаимодействие в семье требует минимум каких-то общих идей, минимум «согласия». В браке, как и в любой другой малой социальной группе, возникает принципиально новая форма поведения, которую можно назвать кооперативной. Эта совместная деятельность многообразна, поэтому включенный в нее человек должен обладать определенными способностями, навыками и умениями.