Файл: Семинарского занятия 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Русский язык и культура речи

по теме семинарского занятия №2


Группа 22Э111
Студент
Е.В.Белая


МОСКВА 2023
Вопрос 1. Какова основная задача культуры речи?
Ответ: Задача культуры речи – контролировать эти нормы и прослеживать их реальное изменение. Нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Однако функции культуры речи не могут быть сведены к градациям «правильно-неправильно». Еще одна функция культуры речи – определение коммуникативных задач языка.
Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи. Она включает в себя такие качества речи, как точность, понятность, разнообразие речи, чистота и выразительность.


Вопрос 2. Что понимается под кодификацией языка?

Ответ:

Закрепление, фиксация языковых норм называется кодификацией. Источниками кодификации русского литературного языка являются словари, грамматики и учебники.
Словари бывают самые разнообразные: толковые, двуязычные, терминологические, словари иностранных слов, устаревших слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологизмов, словари языка писателей и поэтов и многие другие.
Вопрос 3. Что такое языковая норма?

Ответ:

Языковая норма (норма литературного языка) — это совокупность традиционных правил, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации — общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи.
Виды языковых норм
Эти нормы изначально классифицируются как:
Директивные (императивные)- обязательные к употреблению для всех членов общества (например, орфографические нормы).


Вариативные — допускающие варианты написания и произнесения: ветры — ветра, слесари- слесаря.

Нормы литературного языка существуют на каждом языковом уровне
• Орфоэпические (нормы ударения и произношения).
Свёкла, а не свекла, звонит, звонят, а не звонит, звонят. Скворе/ш/ник, а не скворе/ч/ник),
• Лексические
(употребление слова в том или ином значении).
Нежелательно использовать, например, ненужные пояснительные слова :Впервые дебютировал.
• Морфологические (употребление тех или иных форм слова или частей речи).
Нельзя, например, соединять две формы образования степени сравнения прилагательных: Более худшее, более лучшее и т.д.
• Синтаксические (употребление словосочетания или предложения).
Причастный оборот, как известно, должен стоять перед или после определяемого слова. Нельзя сказать: Купленные билеты вне кассы недействительны.
• Орфографические (нормы правописания).
• Пунктуационные (нормы постановки знаков препинания).
• Стилистические
(нормы, требующие выбора слов или построения предложений в соответствии со стилем.
Эта книжка правдиво отражает борьбу русского народа против французов.
• Нормы построения текста (пропорциональность частей, оправданное использование цитат, фактическая точность, логичность и т.п).

Вопрос 4. Как вы определите функции языковой нормы?

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это важная функция норм – функция защиты языка. Кроме того, нормы отражают то, что сложилось в языке исторически, – это функция отражения истории языка.
Говоря о сущности нормы, следует помнить, что норма не является законом. Закон составляет необходимость, не допускающую никаких отклонений, норма же только предписывает, как должно быть. Сопоставим такие примеры:
1. Камень, брошенный вверх, должен упасть потом вниз (это закон природы);
2. Человек, живущий в обществе, должен соблюдать правила общежития, например не стучать молотком в стенку после 23 часов (это социальные нормы);

3. Человек в процессе речевого общения должен ставить ударения правильно (это языковые нормы).
Итак, норма только указывает, как должно быть, – это функция предписания.
Таким образом, языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.
Вопрос 5. В чем опасность установления только жестких, незыблемых

норм?

Ответ: Устанавливать жесткие нормы для языка - все равно что пытаться установить жесткие нормы человеческого восприятия мира, что невозможно, так как язык существует лишь в головах людей, а поскольку мировоззрения людей со временем изменяются, изменяется и язык. Как таковой опасности никакой нету, люди все равно будут думать говорить по-своему. Другое дело, что необходимо учить правильно пользоваться языком: соблюдать грамматику, знать нормативную сочетаемость слов и т. п., что и составляет суть культуры речи.
ЗАДАНИЕ 1

Постановка ударения

Акцентологические

Произношения

Орфоэпические

Употребления слов

Лексические

Образование слов

Словообразование

Образования грамматических форм слова

Морфологические

Объединения слов в словосочетания и предложения

Синтаксические

Написания слов

Орфографические

Постановка знаков препинания

Пунктуационные

ЗАДАНИЕ 2

Основные признаки языковой нормы

Признаки:

1. Устойчивость и стабильность

2. Общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил

3. Литературная традиция и авторитет источников

4. Культурно-эстетическое восприятие или оценка языка и его фактор

5. Динамический характер, изменяемость

6. Возможность языкового плюрализма – существования нескольких вариантов нормы.

Примеры, доказывающие, что владение нормами –
показатель культуры личности.

ЗАДАНИЕ 3

  1. На решение этой задачи необходимы дополнительные средства (средства)

  2. Не могу согласится о том (с тем), что говорил докладчик

  3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство (большую часть) времени

  4. В современных переводах много языковых погрешностей (неточностей).

  5. Такого разностороннего органа ( такой разносторонний орган), как конференция по разоружению, можно было использовать по назначению.

  6. Хочу подчеркнуть о том (то), что сейчас особенно важно.

  7. Гражданам (граждан), которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону. (Второй вариант гражданам рекомендуем позвонить)

  8. Многие приняли участие в крёстном (крестном) ходе.