Файл: Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение...................................................................................................................3

Теоретическая часть................................................................................................5

Практическая часть................................................................................................15

Заключение.............................................................................................................23

Список литературы................................................................................................25

Введение

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговый учет является обязанностью всех организаций, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Согласно п. 8 ст. 346.5 гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ установлено, что организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимой для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений гл.26.1 НК РФ.

Отсюда следует, что, даже организации при ведении бухгалтерского и налогового учета должны учитывать положения законодательства о налогах и сборах. Получать необходимую информацию для исчисления единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) налогоплательщики могут не только по данным бухгалтерского учета, но и из актуализированных учетных регистров, и из специальных налоговых регистров, которые разрабатывает сам налогоплательщик.

Цель налогового учёта - формирование полной и достоверной информации об учёте для целей налогообложения всех фактов хозяйственной жизни в организации. Существует два основных способа ведения налогового учёта:

1. На основе бухгалтерского учёта.

Для этого, в первую очередь, нужно четко определить, какие правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, и чем они отличаются.

2. Организация отдельного налогового учёта. В данном случае налоговый учёт ведется независимо от бухгалтерского. В этом случае строится самостоятельная система налогового учета, которая не связанна с бухгалтерским учетом.

В НК РФ не содержится указаний на конкретную методику налогового учета. Он закрепляет лишь основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных учета. Саму же систему налогового учета налогоплательщик должен организовать самостоятельно.


В связи с этим перед специалистами финансовой службы неизбежно встает задача практической реализации требований НК РФ. Причем необходимо создать такую оптимальную систему учета, которая позволит минимизировать трудозатраты на обработку информации и обеспечит последующий контроль за формированием налоговой базы.

Целью написания данной работы является рассмотрение особенностей учета затрат на капитальные вложения в налоговом учете.

Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:

– определить какие должностные лица ведут налоговый учет;

– исследовать учетную политику организации для целей налогообложения;

– охарактеризовать порядок и сроки уплаты налога на прибыль и подачи налоговой декларации.
Теоретическая часть
Требования к налоговому, как и к любому другому, бухгалтеру можно разделить на две группы: профессиональная квалификация и личные качества. Здесь сразу нужно отметить, что на сегодня обязательных квалификационных требований для рядовых бухгалтеров законодательство РФ не содержит. Закон № 402-ФЗ говорит только о требованиях к главбухам, да и то не для всех категорий организаций.

Профстандарт «Бухгалтер» (приказ Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н) подлежит обязательному применению только, если это указано в законах или других нормативных актах (ст. 195.3 ТК РФ). Т.е. его обязательность относится только к главбухам организаций, перечисленных в ст. 7 закона № 402-ФЗ (ОАО, банки, страховые компании и т.п.).

Бухгалтер, как и любой работник, обладает общими правами, которые охватывает ст. 21 ТК РФ: рабочее место, соответствующее нормативным требованиям, оплата труда, отдых установленной продолжительности и т.п. Но обычно эти права не включают в инструкцию, а отражают в трудовом договоре. Для непосредственного выполнения обязанностей бухгалтер может выступать с инициативой. Например, для повышения эффективности на своем участке работы он может предложить своему руководителю новшество. Также иногда бухгалтеру могут дать полномочия в части подписания отдельных первичных документов.

Что же касается обязанностей, то они для налогового бухгалтера заключаются в начислении обязательных платежей, их отражении на счетах бухгалтерского учета и формировании деклараций. Конкретный круг обязанностей зависит от масштабов компании. В малых предприятиях один специалист может отвечать за расчет сразу нескольких обязательных платежей. В средних и крупных компаниях бухгалтер обычно ведет один налог или даже только часть расчетов по нему. Например, специалист по НДС может заниматься только книгой продаж.

НК РФ предусмотрено обязательное наличие в организации учетной политики для целей налогообложения, причем в качестве самостоятельного документа. Учетная политика для целей бухгалтерского учета этот документ не заменяет. Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Если у налогоплательщика отсутствуют регистры налогового учета, которые статьей 314 НК РФ предписано устанавливать приложениями к учетной политике, то наступает ответственность по статье 120 НК РФ (штраф от 10 тысяч рублей). 

Отсутствие учетной политики, точнее, отсутствие выбранных показателей для расчета, просто не позволит налогоплательщику, применяющему общий режим налогообложения, в большинстве случаев уплатить налоги. Например, налогоплательщик не сможет учитывать расходы на приобретение основных средств, если не выберет метод амортизации и т.д.

Ответственность за допущенные в самом документе ошибки не установлена. Но следование устаревшим положениям может привести к неправильному определению налоговой базы, занижению суммы налога. Обнаружив в учетной политике ошибочные положения (предположим, неправильно определена дата реализации применительно к недвижимому имуществу), налоговый орган получает основания для целенаправленной проверки подобных вопросов [2, c.431].

Обязанности налогоплательщика направлять учетную политику в налоговый орган к какому-либо установленному сроку нет. Поэтому представлять учетную политику нужно, если получено соответствующее требование налогового органа в рамках налоговой проверки. Обратите внимание, что в таком случае представлению подлежат приказ об утверждении учетной политики, собственно учетная политика, все приложения, входящие в ее состав.

В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого, нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж. 


Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода [7, c.102]. 

Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). 

Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога. 

В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС. Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.

Требования, в соответствии с которыми должна быть составлена учетная политика, перечислены в различных статьях Налогового кодекса. Из приведенных в кодексе положений, можно выявить следующие требования к ее формированию:

1) организация осуществляет выбор одного способа (метода) из нескольких, допускаемых законодательными актами;

2) способы, выбранные организацией, устанавливаются для всех структурных подразделений;

3) данные способы устанавливаются на длительный срок и применяются с 1 января года, следующего за годом ее утверждения;

4) данные способы должны быть закреплены приказом, распоряжением руководителя организации [5, c.281].

Потребности в том, чтобы формировать налоговую учетную политику каждой год, нет. Однажды приняв, ее применяют до тех пор, пока в документ, закрепляющий ее, не будут внесены изменения.

Изменения, которые вносятся организацией добровольно, применяются с нового налогового периода. При изменении налогового законодательства - с момента начала действия нормативного акта. При этом закрепляются элементы, имеющее значение для ведения хозяйственной деятельности.


Организация формирует две учетные политики: в целях бухгалтерского учета и для расчета налогов. Оформить их можно в виде отдельных документов, так и в виде частей общей учетной политики. На практике вести две независимые учетные политики будет удобнее.

В учетной политике для целей налогообложения следует выделять организационно-технические и методические приемы, при этом давая ссылку на статью Налогового кодека РФ, на которой основан выбор.

Методические вопросы раскрывают способы учета объектов налогообложения:

– квалификация объектов учета в целях расчета налоговых баз;

– оценка объектов учета в целях формирования налоговых баз;

– момент признания объектов учета, таких как доходы и расходы, и момент формирования налоговой базы и др. [1, c.223].

Организационно-технические вопросы рассматривают способы организации и ведения налогового учета с точки зрения работы бухгалтерской службы в части налогового учета:

– построение работы бухгалтерской службы в области налогового учета (или отдельной налоговой службы и организация ее взаимодействия с бухгалтерией);

– состав и порядок формирования аналитических регистров налогового учета;

– документооборот в части налогового учета, порядок хранения документов налогового учета;

– формы регистров налогового учета, которые организация разрабатывает самостоятельно.

Согласно НК РФ, аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Налоговые органы не могут устанавливать обязательные формы налоговых регистров, предприятие разрабатывает их самостоятельно, однако регистры должны содержать обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дата составления;

- измерители операций (натуральный или денежные);

- название хозяйственной операции;

- подписи ответственных лиц [6, c.221].

Аналитические регистры налогового учета играют большую роль в организации налогового учета на предприятии и являются неотъемлемым элементом учетной политики для целей налогообложения.

Группировка элементов учетной политики организации для целей налогообложения предполагает их деление на основные, специальные и дополнительные элементы.

Основная группа – это те элементы, обязательное наличие которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Это такие элементы, как момент определения налоговой базы, момент признания доходов и расходов, метод начисления амортизации и т.д. [3, c.121].