Файл: Урока по теме политика фёдора алексеевича романова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сценарии урока по теме:
«ПОЛИТИКА ФЁДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА РОМАНОВА»
Разработчик: учитель истории МБОУ СОШ № 40
Яковлев Денис Тимофеевич
Класс: 7
Тип урока: урок нового знания
Цели урока:
-
сформировать представление об альтернативных путях решения проблем, стоящих перед обществом и государством (на примере реформаторской деятельности Фёдора Алексеевича Романова); -
усвоить термины и персоналии: полки «нового (иноземного) строя», Фёдор Алексеевич; -
рассмотреть предпосылки петровских реформ.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
учащиеся смогут: дать определение понятиям «Расправная палата», «полки нового «иноземного» строя, парсуна; перечислить не менее трех преобразований в каждой из сфер жизни общества; применить исторические знания для характеристики политики царя Фёдора Алексеевича.
Метапредметные
Регулятивные УУД: примут участие в планировании своей деятельности на уроке; научатся выстраивать алгоритм действий; самостоятельно оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД: научатся находить информацию в тексте; научатся анализировать иллюстративный материал; научатся вести самостоятельный отбор информации и преобразовывать её.
Коммуникативные УУД: научатся аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные
смогут сформулировать и высказать собственное мнение о личности Фёдора Алексеевича; продолжа формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
5 | Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) | | |
| Добрый день, ребята! Мы хорошо поработали над прошлой темой и узнали о том, как осваивалась Западная Сибирь – регион, в котором мы проживаем. Сегодня мы перейдем к следующей теме, но перед этим я попрошу вас удостоверится, что у вас на столах есть все необходимое для урока: учебник, тетрадь, ручка, дневник. Молодцы! Взгляните, пожалуйста, на экран – перед вами два портрета. Известны ли вам изображенные люди? Почему одного исторического деятеля узнали сразу, а другого – нет? Это Фёдор Алексеевич – старший брат Петра I, известного своими преобразованиями (реформами). Однако реформаторской деятельностью занимался и Фёдор Алексеевич Ознакомьтесь с двумя цитатами историков, представленными на слайде. Ответьте: Какую оценку дает каждый из историков правлению Федора Алексеевича? Какого правителя можно назвать реформатором? Как вы понимаете выражение «оставаться в тени»? Как вы считаете кто из историков прав?.. Помогает сформулировать проблемный вопрос занятия: можно ли назвать политику правительства царя Фёдора Алексеевича реформаторской? | Приветствуют учителя. Проверяют учебные принадлежности. Рассматривают портреты. Узнают Петра I. Читают фрагменты из исторических исследований. Отвечают на поставленные вопросы. Приходят к выводу, что для того, чтобы определить кто из историков прав, им необходимо сначала узнать о периоде правления Фёдора Алексеевича. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) |
8 | Актуализация знаний | | |
| Запишите с экрана тему урока и ознакомьтесь с планом. Прежде, чем мы перейдём к изучению последнего десятилетия XVII века, давайте вспомним период правления Алексея Михайловича Романова. Предлагаю вам самостоятельно сформулировать по одному «тонкому» и одному «толстому вопросу», а после задать их одноклассникам. Организует фронтальный вопрос. Сделайте вывод, каков был уровень развития России в конце XVII в., выделив основные тенденции социально-экономического и политического развития. | Записывают тему урока. Формулируют примерно следующие вопросы: - Каковы годы царствования Алексея Михайловича? - Кто был патриархом при Алексее Михайловиче? - Что нового появилось в экономике, политическом устройстве, культуре, социальных отношениях? - Почему правление Алексея Михайловича было насыщено народными восстаниями? Задают вопросы одноклассникам. Отвечают на вопросы одноклассников. Вспоминают, что у самодержавия и крепостного строя появилась законодательная основа (Соборное уложение 1649 г.), о дальнейшем подчинение церковной власти светской в результате столкновения патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
15 | Проблемное объяснение нового знания | | |
| Царь Алексей Михайлович скончался в 1676 г. Его смерть застала всех врасплох. Наследник Фёдор Алексеевич вошёл на престол в возрасте 15 лет. Известно, что царь Фёдор знал латынь, древнегреческий и польский языки, сочинял музыку и писал стихи. При нем стала ощутима тяга к западноевропейской культуре, однако он не стремился резко порвать с традиционной русской культурой, как будет при его брате Петре I. Фёдор чтил традиции, был набожен, предпочитал постепенные перемены, а не радикальные преобразования. Кроме того, у царя было слабое здоровье, и он правил всего 6 лет, тогда как Петр I был у власти 43 года. Ребята, оформите у себя в тетрадях таблицу, которую вы видите на слайде: 1 колонка – Сфера 2 колонка – Суть реформы 3 колонка – Итоги. Теперь я разделю класс на четыре группы. Первая и вторая будет работать с фрагментами исторических работ (фрагменты из книг историков Платонова и Богданова), которые я вам сейчас раздам. Участником третьей и четвертой группы предстоит проанализировать текст учебника (стр. 208-209; стр. 2010-2011). Прочтите свой текст и определите о каких государственных изменениях идет речь. Основываясь на прочитанном, заполните колонки таблицы. Теперь я попрошу вас представить результат своей работы остальным группам. Цель слушателей записать в таблицу преобразования, о которых расскажет выступающая группа. | Знакомятся с краткой характеристикой Фёдора Алексеевича. Рисуют таблицу. Работают в группах. Читают текст. Заполняют таблицу. Представляют полученные результате одноклассникам. Заполняют таблицы в собственных тетрадях. | Поиск и выделение информации; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
10 | Первичное закрепление | | |
| Итак, внимательно посмотрите на свои заполненные таблицы. Подведите итог: какие преобразования были проведены, в чем их суть, каковы причины и итоги? Как вы считаете, можно ли назвать царя Федора Алексеевича «государем - реформатором»? Можно ли сказать, что события и решения были «судьбоносными» для России, то есть решительно изменили путь её дальнейшего развития? Давайте еще раз посмотрим на неоднозначные оценки историков о личности Фёдора Алексеевича и решим, чья оценка и почему кажется вам наиболее верной? А может быть, вы сформулируете свою собственную позицию? | Учащиеся должны перечислить следующие преобразования: военно-окружная реформа, отмена местничества, полки «нового (иноземного) строя», переход к подворному принципу обложения, реформа платья придворных. Оценивают важность реформ Алексея Михайловича. Выбирают точку зрения, с которой они согласны. Аргументируют свой ответ. | Анализ текста, выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Контроль, коррекция, оценка (Р) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
5 | Рефлексия | | |
| Предлагаю подвести итоги сегодняшнего урока. Ответьте на следующие вопросы: - Исследование какой темы вели на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? Спасибо. А теперь попрошу вас высказаться следующим образом: «Я не знал… - Теперь я знаю…». | Отвечают на поставленные вопросы. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Оценивание успеваемого содержания (Л) |
2 | Домашнее задание | | |
| Откройте, пожалуйста, дневники и запишите задание на следующий урок (задание дублируется на слайде): повторить параграф 27; стр. 212 «Мнение историка» прочесть и письменно ответить на вопросы к тексту; учить записи в таблице. Индивидуальное задание – доклад «Роль Симеона Полоцкого в воспитании Федора Алексеевича». Урок окончен. Спасибо за сотрудничество. | Записывают домашнее задание. | |