Файл: Урока по теме политика фёдора алексеевича романова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сценарии урока по теме:

«ПОЛИТИКА ФЁДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА РОМАНОВА»

Разработчик: учитель истории МБОУ СОШ № 40

Яковлев Денис Тимофеевич

Класс: 7

Тип урока: урок нового знания

Цели урока:

  • сформировать представление об альтернативных путях решения проблем, стоящих перед обществом и государством (на примере реформаторской деятельности Фёдора Алексеевича Романова);

  • усвоить термины и персоналии: полки «нового (иноземного) строя», Фёдор Алексеевич;

  • рассмотреть предпосылки петровских реформ.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

учащиеся смогут: дать определение понятиям «Расправная палата», «полки нового «иноземного» строя, парсуна; перечислить не менее трех преобразований в каждой из сфер жизни общества; применить исторические знания для характеристики политики царя Фёдора Алексеевича.

Метапредметные

Регулятивные УУД: примут участие в планировании своей деятельности на уроке; научатся выстраивать алгоритм действий; самостоятельно оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД: научатся находить информацию в тексте; научатся анализировать иллюстративный материал; научатся вести самостоятельный отбор информации и преобразовывать её.

Коммуникативные УУД: научатся аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные

смогут сформулировать и высказать собственное мнение о личности Фёдора Алексеевича; продолжа формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

5

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)







Добрый день, ребята!

Мы хорошо поработали над прошлой темой и узнали о том, как осваивалась Западная Сибирь – регион, в котором мы проживаем.

Сегодня мы перейдем к следующей теме, но перед этим я попрошу вас удостоверится, что у вас на столах есть все необходимое для урока: учебник, тетрадь, ручка, дневник. Молодцы!

Взгляните, пожалуйста, на экран – перед вами два портрета. Известны ли вам изображенные люди? Почему одного исторического деятеля узнали сразу, а другого – нет?

Это Фёдор Алексеевич – старший брат Петра I, известного своими преобразованиями (реформами). Однако реформаторской деятельностью занимался и Фёдор Алексеевич

Ознакомьтесь с двумя цитатами историков, представленными на слайде.

Ответьте: Какую оценку дает каждый из историков правлению Федора Алексеевича? Какого правителя можно назвать реформатором? Как вы понимаете выражение «оставаться в тени»? Как вы считаете кто из историков прав?..
Помогает сформулировать проблемный вопрос занятия: можно ли назвать политику правительства царя Фёдора Алексеевича реформаторской?

Приветствуют учителя.


Проверяют учебные принадлежности.


Рассматривают портреты. Узнают Петра I.

Читают фрагменты из исторических исследований. Отвечают на поставленные вопросы. Приходят к выводу, что для того, чтобы определить кто из историков прав, им необходимо сначала узнать о периоде правления Фёдора Алексеевича.

Самоопределение,

смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)


8

Актуализация знаний







Запишите с экрана тему урока и ознакомьтесь с планом.

Прежде, чем мы перейдём к изучению последнего десятилетия XVII века, давайте вспомним период правления Алексея Михайловича Романова.

Предлагаю вам самостоятельно сформулировать по одному «тонкому» и одному «толстому вопросу», а после задать их одноклассникам.

Организует фронтальный вопрос.
Сделайте вывод, каков был уровень развития России в конце XVII в., выделив основные тенденции социально-экономического и политического развития.

Записывают тему урока.

Формулируют примерно следующие вопросы:

- Каковы годы царствования Алексея Михайловича?

- Кто был патриархом при Алексее Михайловиче?

- Что нового появилось в экономике, политическом устройстве, культуре, социальных отношениях?

- Почему правление Алексея Михайловича было насыщено народными восстаниями?
Задают вопросы одноклассникам.

Отвечают на вопросы одноклассников.
Вспоминают, что у самодержавия и крепостного строя появилась законодательная основа (Соборное уложение 1649 г.), о дальнейшем подчинение церковной власти светской в результате столкновения патриарха Никона и царя Алексея Михайловича.

Анализ объектов с целью выделения

признаков; подведение под понятие;

целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного

действия; фиксирование

индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации

затруднения (Р)

Выражение своих мыслей;

аргументация своего мнения; учёт

разных мнений (К)

15

Проблемное объяснение нового знания







Царь Алексей Михайлович скончался в 1676 г. Его смерть застала всех врасплох. Наследник Фёдор Алексеевич вошёл на престол в возрасте 15 лет. Известно, что царь Фёдор знал латынь, древнегреческий и польский языки, сочинял музыку и писал стихи. При нем стала ощутима тяга к западноевропейской культуре, однако он не стремился резко порвать с традиционной русской культурой, как будет при его брате Петре I. Фёдор чтил традиции, был набожен, предпочитал постепенные перемены, а не радикальные преобразования.

Кроме того, у царя было слабое здоровье, и он правил всего 6 лет, тогда как Петр I был у власти 43 года.
Ребята, оформите у себя в тетрадях таблицу, которую вы видите на слайде:

1 колонка – Сфера

2 колонка – Суть реформы

3 колонка – Итоги.
Теперь я разделю класс на четыре группы. Первая и вторая будет работать с фрагментами исторических работ (фрагменты из книг историков Платонова и Богданова), которые я вам сейчас раздам. Участником третьей и четвертой группы предстоит проанализировать текст учебника (стр. 208-209; стр. 2010-2011). Прочтите свой текст и определите о каких государственных изменениях идет речь. Основываясь на прочитанном, заполните колонки таблицы.
Теперь я попрошу вас представить результат своей работы остальным группам. Цель слушателей записать в таблицу преобразования, о которых расскажет выступающая группа.

Знакомятся с краткой характеристикой Фёдора Алексеевича.

Рисуют таблицу.
Работают в группах. Читают текст. Заполняют таблицу.

Представляют полученные результате одноклассникам.
Заполняют таблицы в собственных тетрадях.

Поиск и выделение информации;

выдвижение гипотез и их

обоснование; самостоятельное

создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации; учёт

разных мнений (К)

10

Первичное закрепление







Итак, внимательно посмотрите на свои заполненные таблицы. Подведите итог: какие преобразования были проведены, в чем их суть, каковы причины и итоги?

Как вы считаете, можно ли назвать царя Федора Алексеевича «государем - реформатором»? Можно ли сказать, что события и решения были «судьбоносными» для России, то есть решительно изменили путь её дальнейшего развития?

Давайте еще раз посмотрим на неоднозначные оценки историков о личности Фёдора Алексеевича и решим, чья оценка и почему кажется вам наиболее верной? А может быть, вы сформулируете свою собственную позицию?

Учащиеся должны перечислить следующие преобразования: военно-окружная реформа, отмена местничества, полки «нового (иноземного) строя», переход к подворному принципу обложения, реформа платья придворных.

Оценивают важность реформ Алексея Михайловича. Выбирают точку зрения, с которой они согласны. Аргументируют свой ответ.

Анализ текста, выдвижение гипотез и их

обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой

и точностью; формулирование и

аргументация своего мнения; учёт

разных мнений (К)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Выражение своих мыслей полно и

точно; формулирование и

аргументация своего мнения, учёт

разных мнений (К)

5

Рефлексия







Предлагаю подвести итоги сегодняшнего урока. Ответьте на следующие вопросы:

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

Спасибо. А теперь попрошу вас высказаться следующим образом: «Я не знал… - Теперь я знаю…».


Отвечают на поставленные вопросы.

Рефлексия способов и условий

действия; контроль и оценка процесса

и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания

причин успеха или неуспеха в УД;

следование в поведении моральным

нормам и этическим требованиям (Л)

Оценивание успеваемого содержания

(Л)

2

Домашнее задание







Откройте, пожалуйста, дневники и запишите задание на следующий урок (задание дублируется на слайде): повторить параграф 27; стр. 212 «Мнение историка» прочесть и письменно ответить на вопросы к тексту; учить записи в таблице. Индивидуальное задание – доклад «Роль Симеона Полоцкого в воспитании Федора Алексеевича».
Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.

Записывают домашнее задание.