ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Азбука общения»
Цель: Развитие у пятиклассников интереса к проблемам общения.
Задачи:
- Расширить у учащихся понятие «Общение».
- Показать роль общения в жизни людей.
- Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.
Ход мероприятия.
-
Приветствие - разминка "Я рад общаться с тобой».
Задание: Предлагаю одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.
Кл.рук.: Спасибо. Садитесь.
2. Разминка. Игра «Ладони»:
- если вы очень хотите со мной общаться, то покажите 2 ладони;
- если вы просто согласны на общение, то покажите 1 ладонь;
- если вы по какой-то причине вообще не хотите общаться, то не поднимайте руки.
( Большое спасибо за Вашу искренность – эту фразу обязательно нужно сказать, если дети в основном поднимают только одну руку, т.к. после нее отношения сразу становятся более доверительными)
-
Интерактивная беседа на тему «Общение».
Классный руководитель.
Из приветствия-разминки вы, наверное, поняли, что наш сегодняшний классный час мы посвятим общению.
(Страница №1)
И назовем его «Азбука общения».
-Среди многих наук, без которых не обойтись, есть одна, совершенно для всех необходимая. Это наука общения, поведения человека среди людей, или этикет.
-Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня мы поговорим о том, каким бывает общение, какие эмоции при этом испытывает человек и каких правил необходимо придерживаться.
– Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?
Примерные ответы детей:
– Дома мы общаемся с членами своей семьи.
– Мы ходим в школу, общаемся с одноклассниками, учителями.
– Потом мы будем работать, будем общаться с людьми на работе.
– Даже старые люди, которые уже не ходят на работу, ходят в магазин, на рынок, вызывают врача.
– Даже если мы окажемся в кабине космического корабля, мы будем общаться по радио с Центром управления полетом.
Классный руководитель.
- Да, вы правы, человек не может прожить без общения с другими людьми. Но общаться можно по-разному.
(Страница №2)
- Ссора, драка, ругань – это ведь тоже общение. Нравится ли вам такое общение? Хотели ли вы так общаться?
Дети отвечают.
4. Мини-лекция «Золотые правила общения».
Классный руководитель.
-Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь Владимира Ивановича Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. ( Страница №3)
“ Общение – это взаимодействие двух или более людей , состоящее в обмене между ними информацией различного характера “.
- Ведь для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.
-Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко довести свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).
-Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или историю , покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в, согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.
-У общения как у всякой деятельности есть свои законы и правила.
(Страница №4)
-Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».
В этой книге автор дает простые правила:
-
как понравиться окружающим; -
как стать популярным; -
как заставить людей выполнять твои желания.
-Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми. Манипулирует – значит управляет, использует в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.
-Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила.
(Страница №5)
-Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки?
-Этих правил всего два. И вытекают они из Евангелия.
-Евангелие (греческого — «благая весть»)
— жизнеописание Иисуса Христа;
книги, почитаемые как священные в христианстве,
в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа,
его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении.
-Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя».
Классный руководитель.
-Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнего»?
Примерные ответы детей:
– Значит принять его таким, какой он есть.
– Значит найти в нем что-то хорошее.
– Значит простить ему какие-то недостатки.
– Значит пожалеть его.
– Значит сочувствовать ему.
-Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».
-Эти правила общения мы используем и в современном мире. Но человечество развивается и в результате этого формируются и другие правила, благодаря которым общаемся .
-Давайте посмотрим, что говорили об общении великие люди.
(Страница №6)
-Высказывания великих людей об общении
“Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше”. Ларошфуко.( Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист)
"Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое"
Сухомлинский (СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918—1970) — украинский педагог и психолог, специалист по проблемам практической педагогики)
“Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения"
Антуан де Сент-Экзюпери(Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (фр. 29 июня 1900, Лион, Франция — 31 июля 1944) — французский
писатель, поэт и профессиональный лётчик.)
-Как видим мы из высказываний общение людям необходимо.
- Как вы думаете, какие качества человека помогают общению? (ответы детей)
-А какие мешают? (ответы детей)
(Страница №7)
Задание: Здесь название качеств поместите их в данные колонки: помогающие в общении (в левую колонку) и мешающие (в правую колонку) общению и не влияют на общение.
(Страница №8)
Задание: В этом задании вам необходимо разместить качества, по мере их значимости в общении.
- Хорошо. А кто думает по-другому? Почему?
И как сказал один древний мыслитель:
“Стать человеком — большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше “!
Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов. Поэтому, пожалуйста помните, что раз общение – это взаимодействие с другим человеком, то этот человек, который перед вами—он самый главный на свете. И как вы к нему должны относиться? (Страница №9)
Вот первый закон общения:
1. Самый главный человек на свете -- это тот , кто перед тобой. Относитесь к нему со вниманием и уважением.
А) В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения.
А сейчас послушаем стихотворение А. Барто.
Друзья , вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
А в лучшем случае «Здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слово «до свиданья»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощанье:
«Ну, я пошел… Пока! Всего!»
А. Барто.
-А какие слова употребляете вы в различных ситуациях?
(Страница №10)
Задание: Давайте же поиграем в « Речевой этикет».
( Ребятам раздаются карточки с заданиями, работают в парах ).
Назовите слова приветствия.
( Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! )
Выскажите просьбу.
( Вы можете мне сказать..? Не могли бы вы мне сказать..? Скажите, пожалуйста..? Разрешите попросить вас… Будьте добры!)
Какими словами лучше всего начать знакомство ?
(Разрешите представить вам. Разрешите познакомить вас. Познакомьтесь. Вы знакомы? Как тебя зовут? Позвольте познакомиться).
Как принято извиняться в культурном обществе?
( Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Простите за… )
Есть ли несколько слов утешения и ободрения у вас в запасе ?
( Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен. Признателен вам. Примите мою благодарность. )
Как попращаться , чтобы людям было приятно вновь встретить тебя ?
(До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)
(Страница № 11).
Кл. руководитель: Посмотрите на экран, прослушаем стихотворение Льва Кузьмина «Дом с колокольчиком»
Дом с колокольчиком.
Стоит небольшой старинный дом над земляным бугром.
У входа висит колокольчик, украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка, и сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет: «Входи, не стесняйся, дружок».
На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку расскажет тебе она.
Но если, но если ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,
И не услышать тебе сказки, и не видать пирога.
Вопрос: Какой вывод сделаете вы, прослушав это стихотворение?
(Страница № 12)
Вот наш второй закон общения :
2. Не забывайте вежливо здороваться , прощаться , извиняться .
Б) Умение высказывать своё расположение к собеседнику – вот ещё одно важное правило общения. Самый простой способ - запомнить имя собеседника. При знакомстве с новым человеком , повторите его имя несколько раз , и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени.
А то ведь вот как часто бывает: (мини – сценка)
-Бык! Постой Бык! Ну, погоди ты.
-Ну чего тебе, Ходуля, надо?
-Пошли скорее в раздевалку, Косой там шапку потерял . Ща расхныкаться.
-Ха , так его шапку Кабан забрал и за батарею спрятал . Пусть поищет.
Вот так , войдёшь в школу , а кажется , что в страшную сказку попал , где живут некрасивые звери , и разговаривают они мальчишечьими и девчоночьими голосами .