ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Азбука общения»

Цель: Развитие у пятиклассников интереса к проблемам общения.

Задачи:

- Расширить у учащихся понятие «Общение».

- Показать роль общения в жизни людей.

- Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.

Ход мероприятия.

  1. Приветствие - разминка "Я рад общаться с тобой».

Задание: Предлагаю одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.

Кл.рук.: Спасибо. Садитесь.

2. Разминка. Игра «Ладони»:

- если вы очень хотите со мной общаться, то покажите 2 ладони;

- если вы просто согласны на общение, то покажите 1 ладонь;

- если вы по какой-то причине вообще не хотите общаться, то не поднимайте руки.

( Большое спасибо за Вашу искренность – эту фразу обязательно нужно сказать, если дети в основном поднимают только одну руку, т.к. после нее отношения сразу становятся более доверительными)

  1. Интерактивная беседа на тему «Общение».

Классный руководитель.

Из приветствия-разминки вы, наверное, поняли, что наш сегодняшний классный час мы посвятим общению.

(Страница №1)

И назовем его «Азбука общения».

-Среди многих наук, без которых не обойтись, есть одна, совершенно для всех необходимая. Это наука общения, поведения человека среди людей, или этикет.

-Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня мы поговорим о том, каким бывает общение, какие эмоции при этом испытывает человек и каких правил необходимо придерживаться.

– Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?

Примерные ответы детей:

– Дома мы общаемся с членами своей семьи.

– Мы ходим в школу, общаемся с одноклассниками, учителями.

– Потом мы будем работать, будем общаться с людьми на работе.

– Даже старые люди, которые уже не ходят на работу, ходят в магазин, на рынок, вызывают врача.

– Даже если мы окажемся в кабине космического корабля, мы будем общаться по радио с Центром управления полетом.

Классный руководитель.

- Да, вы правы, человек не может прожить без общения с другими людьми. Но общаться можно по-разному.
(Страница №2)

- Ссора, драка, ругань – это ведь тоже общение. Нравится ли вам такое общение? Хотели ли вы так общаться?

Дети отвечают.

4. Мини-лекция «Золотые правила общения».

Классный руководитель.

-Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совер­шаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь Владимира Ивановича Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, де­литься сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. ( Страница №3)

Общение – это взаимодействие двух или более людей , состоящее в обмене между ними информацией различного характера “.

- Ведь для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.

-Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрыва­ются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко дове­сти свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).

-Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или историю , поко­рять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в, согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

-У общения как у всякой деятельности есть свои законы и правила.

(Страница №4)

-Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

В этой книге автор дает простые правила:

  • как понравиться окружающим;

  • как стать популярным;

  • как заставить людей выполнять твои желания.

-Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми. Манипулирует – значит управляет, использует в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.


-Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила.

(Страница №5)

-Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки?

-Этих правил всего два. И вытекают они из Евангелия.

-Евангелие (греческого — «благая весть»)

— жизнеописание Иисуса Христа;

книги, почитаемые как священные в христианстве,

в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа,

его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении.

-Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя».

Классный руководитель.

-Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнего»?

Примерные ответы детей:

– Значит принять его таким, какой он есть.

– Значит найти в нем что-то хорошее.

– Значит простить ему какие-то недостатки.

– Значит пожалеть его.

– Значит сочувствовать ему.

-Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».

-Эти правила общения мы используем и в современном мире. Но человечество развивается и в результате этого формируются и другие правила, благодаря которым общаемся .

-Давайте посмотрим, что говорили об общении великие люди.

(Страница №6)

-Высказывания великих людей об общении

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше”. Ларошфуко.( Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр.  15 сентября 1613Париж — 17 марта 1680Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист)

"Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое"

Сухомлинский (СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918—1970) — украинский педагог и психолог, специалист по проблемам практической педагогики)

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения"

Антуан де Сент-Экзюпери(Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (фр. 29 июня 1900Лион, Франция — 31 июля 1944) — французский 
писательпоэт и профессиональный лётчик.)

-Как видим мы из высказываний общение людям необходимо.

- Как вы думаете, какие качества человека помогают общению? (ответы детей)

-А какие мешают? (ответы детей)

(Страница №7)

Задание: Здесь название качеств поместите их в данные колонки: помогающие в общении (в левую колонку) и мешающие (в правую колонку) общению и не влияют на общение.

(Страница №8)

Задание: В этом задании вам необходимо разместить качества, по мере их значимости в общении.

- Хорошо. А кто думает по-другому? Почему?

И как сказал один древний мыслитель:

Стать человеком — большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше “!

Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов. Поэтому, пожалуйста помните, что раз общение – это взаимодействие с другим человеком, то этот человек, который перед вами—он самый главный на свете. И как вы к нему должны относиться? (Страница №9)

Вот первый закон общения:

1. Самый главный человек на свете -- это тот , кто перед тобой. Относитесь к нему со вниманием и уважением.

А) В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения.

А сейчас послушаем стихотворение А. Барто.

Друзья , вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

А в лучшем случае «Здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слово «до свиданья»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье:

«Ну, я пошел… Пока! Всего!»

А. Барто.

-А какие слова употребляете вы в различных ситуациях?

(Страница №10)

Задание: Давайте же поиграем в « Речевой этикет».

( Ребятам раздаются карточки с заданиями, работают в парах ).

Назовите слова приветствия.

( Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! )

Выскажите просьбу.

( Вы можете мне сказать..? Не могли бы вы мне сказать..? Скажите, пожалуйста..? Разрешите попросить вас… Будьте добры!)

Какими словами лучше всего начать знакомство ?


(Разрешите представить вам. Разрешите познакомить вас. Познакомьтесь. Вы знакомы? Как тебя зовут? Позвольте познакомиться).

Как принято извиняться в культурном обществе?

( Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Простите за… )

Есть ли несколько слов утешения и ободрения у вас в запасе ?

( Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен. Признателен вам. Примите мою благодарность. )

Как попращаться , чтобы людям было приятно вновь встретить тебя ?

(До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

(Страница № 11).

Кл. руководитель: Посмотрите на экран, прослушаем стихотворение Льва Кузьмина «Дом с колокольчиком»

Дом с колокольчиком.

Стоит небольшой старинный дом над земляным бугром.

У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка, и сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет: «Входи, не стесняйся, дружок».

На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если, но если ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,

И не услышать тебе сказки, и не видать пирога.

Вопрос: Какой вывод сделаете вы, прослушав это стихотворение?

(Страница № 12)

Вот наш второй закон общения :

2. Не забывайте вежливо здороваться , прощаться , извиняться .

Б) Умение высказывать своё расположение к собеседнику – вот ещё одно важное правило общения. Самый простой способ - запомнить имя собеседника. При знакомстве с новым человеком , повторите его имя несколько раз , и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени.

А то ведь вот как часто бывает: (мини – сценка)

-Бык! Постой Бык! Ну, погоди ты.

-Ну чего тебе, Ходуля, надо?

-Пошли скорее в раздевалку, Косой там шапку потерял . Ща расхныкаться.

-Ха , так его шапку Кабан забрал и за батарею спрятал . Пусть поищет.

Вот так , войдёшь в школу , а кажется , что в страшную сказку попал , где живут некрасивые звери , и разговаривают они мальчишечьими и девчоночьими голосами .