Файл: Вопросы с ответами Введение в специальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы с ответами «Введение в специальность»

  1. Спортивно-оздоровительный сервис в системе социально-культурных услуг.

Спортивно-оздоровительный сервис – это культурный феномен, синтезирующий сущностные черты сервиса, физической культуры и спорта.

Социально-культурная услуга – услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности индивида

  • Услуги культуры

  • Услуги образования

  • Услуги туризма

  • Услуги здравоохранения

  • Услуги физкультуры и спорта

  1. Понятие спортивно-оздоровительный сервис.

Спортивно-оздоровительный сервис – это культурный феномен, синтезирующий сущностные черты сервиса, физической культуры и спорта.

  1. Мотивация потребления спортивно-оздоровительных услуг.

  2. Классификация услуг физической культуры и спорта.

Бывают:

  • Платные и бесплатные

  • Коммерческие и некоммерческие

  • Индивидуальные, групповые и массовые

  • Физкультурно-спортивные, зрелищные, консультационные и доп. Образование

  • Основные, дополнительные и сопутствующие

  1. Типология спортивно-оздоровительных услуг

  • Проведение занятий по физической культуре и спорту

  • Проведение спортивно-зрелищных мероприятий

  • Организацию и проведение учебно-тренировочного процесса

  • Предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению

  1. Генезис (возникновение и развитие) спортивно-оздоровительного сервиса за рубежом: античность, Средневековье, новое время.

В первобытнообщинном обществе была осознана необходимость в специальной физической подготовке для таких видов деятельности, как охота или война.

Подготовка к отряду инициации включала в себя бег, прыжки, лазание, метание, пищевые запреты и т.д.

Старейшины – первые тренеры – наставники

Обязательное физическое воспитание юношества – атлетика, стрельба из лука, гонки на колесницах, скачки, плавание, контактные физические поединки и танцы с оружием.

Тай-чи (тайцзициюань) – одна из разновидностей ушу сегодня воспринимается как оздоровительная гимнастика, соединяющая тренировку дыхания с физическими упражнениями, обеспечивающая психологическое взаимодействие и физическое развитие.


Хатха-йога – система физических упражнений и духовного совершенствования, сложилась в Древней Индии в начале 11 тыс. до н. э.

Калокагатия – идеал восприятия человека, гармонично сочетающего внешние (физические) и внутренние (духовные) достоинства.

  1. Развитие спортивно-оздоровительных услуг в 18-19 веке

1700 – открыт каток для катания на роликах (Англия)

1715 – первые соревнования на академической гребле (Англия)

1719 – первый чемпионат Англии по боксу

1733 – создание войсковые лыжные отряды в Норвегии

1742 – организуется конькобежный клуб в г. Эдинбург

1763 – первые официальные соревнования по бегу на коньках и фигурному катанию (Англия)

1767 – военно-спортивные лыжные соревнования

1775 – создан яхт-клуб

1786 – покорение Монблана (начало альпинизма)

1793 – первый учебник по физическому воспитанию

После 1945 новое направление – фитнес. Начиная с 60-х коммерциализация спорта (реклама, спортсооружения)

Россия

1846 – императорский яхт-клуб (Санкт-Петербург)

1860 – речной яхт-клуб

1864 – клуб теннисистов

1868 – клуб конькобежцев

1908 – первый олимпийский чемпион в одиночном фигурном катании Н. А. Панин – Коломенкин

  1. Возможности предоставления спортивно-оздоровительных услуг в условиях советской власти (1917–1991)

1918 – в Москве открылся Институт физической культуры.

50-е

  • Развитая сеть спортивных сооружений

  • Свободный доступ к ним

  • 24 института физической культуры и 3 филиала

  • 98 факультетов в пединститутах

  1. Социально-культурная роль спортивно-оздоровительных услуг в 20-е начало 21 вв. Россия и за рубежом

В наше время все хорошо

  1. Новые виды спортивно-оздоровительных услуг и возможности их предоставления в конце 20 – начале 21 вв.

  2. Особенности спроса и предложения на рынке спортивно-оздоровительных услуг

В условиях рыночной экономики услуги являются объектом куп­ли-продажи, в связи с чем их производители выступают в каче­стве продавцов, а потребители — в качестве покупателей. Первые представляют на рынке предложение, а вторые — спрос. Данная ситуация в полной мере относится к отрасли «физическая культу­ра и спорт», несмотря на то что в ней наряду с коммерческой деятельностью весьма широко представлена и деятельность не­коммерческая.

Предложение — это количество услуг (товаров), которое произ­водители готовы продать по определенной цене за определенный пе­риод времени.


Предложение в отрасли «физическая культура и спорт» напря­мую связано с количеством физкультурно-спортивных организа­ций, производящих различные услуги, и во многом зависит от таких неценовых факторов, как наличие кадров с высшим и сред­ним профессиональным образованием, сети физкультурно-спортивных сооружений, финансирования и др.

На рынке услуг в отрасли «физическая культура и спорт» имеет место как внутриотраслевая (между производителями определен­ных услуг), так и межотраслевая (с другими отраслями сферы ус­луг) конкуренция за свободное время и средства потребителя.

Спрос — это представленная на рынке потребность в услугах (товарах), ограниченная действующими ценами и платежеспособ­ностью потребителей. Совокупный спрос определяется такими неценовыми факторами, как численность населения, уровень доходов и наличия времени, который человек бы хотел потратить на СОУ. Частный спрос- спрос отдельных потребителей на отдельные услуги. Гос-во оказывает регулирующее воздействие на рынок СОУ. Также гос-во готовит кадры для СОС, например; специалисты (менеджеры, экономисты), тренеры и инструкторы, специалисты смежных сфер.

  1. Социально-культурное назначение организаций спортивно-оздоровительных услуг

Спортивно-оздоровительный сервис — это система экономически обоснованного создания, предоставления и потребления услуг, удовлетворяющих совокупность специальных потребностей человека и связанных с программированием занятий специалистом (тренером, инструктором) в целях оздоровления и физического развития.

К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования. Таким образом, предоставление социально-культурных услуг и есть социально-культурный сервис.

Иначе говоря, социально-культурный сервис (в широком смысле слова) — это система создания, предоставления и потребления социально-культурных услуг: услуг культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма.

Социально-культурный сервис (в узком смысле слова) – это предоставление социально-культурных услуг за плату, на коммерческих началах, на основе платежеспособного спроса. То есть благодаря, СОС могут быть произведены СКУ


  1. Полифункциональный характер спортивно-оздоровительного сервиса

Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура — это развитие физических, моральных, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения.

  1. Функции спортивно-оздоровительного сервиса с позиции личности

Функции с точки зрения личности:

  • Рекреационно-компенсаторная

  • Оздоровительная

  • Развивающая

  • Коммуникационная

  • Познавательная

  • Самореализационная

  • Гармонизирующая

  • Воспитательная

  • Активизирующая

  • Пропагандистская

Для человека спортивно-оздоровительный сервис имеет следующие характерные особенности:

  • возможность в рамках досуга потреблять спортивно-оздоровительные услуги в целях оздоровления, поддержания здоровья и физического развития;

  • свободный и добровольный выбор характера и объема услуг, соответствующих потребностям и возможностям человека;

  • преобладание культурной ориентации собственной деятельности, что предопределяет подчиненное значение экономического аспекта.

Здесь важно воздействие на человека занятий в сфере спортивно-оздоровительного сервиса, возможность самосовершенствования физических качеств и социальных навыков, повышение комфортности существования. Определяя функции спортивно-оздоровительного сервиса с позиций личности, можем опираться на результаты существующих опросов потребителей спортивно-оздоровительных услуг, приведенные ранее.

Респондентов, как уже было отмечено, привлекает возможность отдохнуть, расслабиться, преодолеть негативные эмоции, насладиться движением как одной из ценностей досуга, отвлечься от рутины повседневности, испытать острые ощущения. Все это говорит о стремлении к отдыху, разрядке, компенсации условий, преодолению неблагоприятных факторов жизни и может быть обозначено как рекреационно-компенсаторная функция спортивно-оздоровительного сервиса. Соответственно желание восстановить силы, снять стресс, почувствовать себя более здоровым, поддержать жизненный тонус является выражением оздоровительной функции спортивно-оздоровительного сервиса. Намерение продвинуться в физическом развитии, подготовиться к любой неожиданности в плане самозащиты, обрести спортивность выражает устремление к изменению физической формы — эго развивающая функция спортивно-оздоровительного сервиса.


Спортивно-оздоровительный сервис дает возможность включиться в совместную групповую деятельность, приобрести новые знакомства, интересно проводить время в компании, объединенной общим увлечением. Тем самым выполняется коммуникативная функция спортивно-оздоровительного сервиса. Приобретая новый опыт и культурные привычки здорового образа жизни, знакомясь с многообразием видов и разновидностей спортивно-оздоровительного сервиса, расширяя кругозор в отношении оздоровления организма, человек удовлетворяет потребность в обогащении знаний — познавательная функция спортивно-оздоровительного сервиса.

В спортивно-оздоровительном сервисе многих привлекает возможность встряхнуться, иначе ощутить свое «я», испытать удовлетворение от преодоления трудностей, от достижений, повысить самооценку, уверенность в себе, обнаружить скрытые возможности, полнее выразить себя — все это проявления установки на самопознание, самоутверждение, самореализацию. В этих мотивах находит выражение самореализационная функция спортивно-оздоровительного сервиса.

Итак, с позиции конкретной личности, включенной в процесс оздоровления, поддержания здоровья и физического развития, снортивнооздоровительный сервис выполняет рекреационно-компенсаторную, оздоровительную, развивающую, коммуникативную, познавательную и самореализационную функции.

Спортивно-оздоровительный сервис в личностном плане — предоставление возможностей и дополнительных условий для оздоровления, поддержания здоровья, развития способностей, физических возможностей, духовного роста и самореализации человека в пространстве физической культуры. Тем самым определяются такие характеристики спортивно-оздоровительного сервиса, как демократизм, социальная целесообразность, культурная эффективность.

  1. Функции спортивно-оздоровительного сервиса с позиции общества

Функции с точки зрения общества:

  • Оздоровительная

  • Развивающая

  • Коммуникационная

  • Гармонизирующая

  • Инновационная

  • Воспитательная

  • Активизирующая

  • Производственная

  • Пропагандистская

  • Экономическая

  1. Свободное время, образа жизни и спортивно-оздоровительный сервис

Свободное время – потенциальное пространство, свободное от неотложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры.