Файл: Программирование в технологии учебновоспитательного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕДМЕТЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
План

1. Сущность и содержание программирования и планирования в системе предмета «Физическая культура»;

2. Виды, формы и методы программирования учебно-воспитательного процесса


1. Сущность и содержание программирования и планирования в системе предмета «Физическая культура»

Программирование понимается как процесс, интеграция, характеризующие работу по достижению конечной и промежуточной целей учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».

Планирование характеризуется документами программирования по конкретным вопросам.

Программируются: цели циклов технологии; содержание образования; формы организации учебной деятельности учащихся и учителя; средства и методы взаимодействия субъектов программирования, которые отобраны в соответствии с целевой ориентацией конкретных циклов его реализации.

Термин «программирование» применительно к управлению учебно-воспитательным процессом обусловлен своеобразием содержания и структуры технологического подхода.

Понятие «программирование» почти заменяет «планирование» — инвариантную составляющую методического подхода к преподаванию физической культуры в школе.

Оба термина имеют много общего, они ориентированы на достижение определенной цели в установленные сроки в рамках конкретных реальных возможностей.

Программирование рассматривается как проекция в ожидаемое будущее, образ которого обозначен целью цикла технологии, или как процесс преобразования информации о будущем в директивы для целенаправленного учебно-воспитательного процесса.

Следовательно, программирование в рассматриваемом аспекте — это важный компонент технологии, сущность которого — предварительное осмысление учителем предстоящего учебно-воспитательного процесса в целом, его этапа (учебный год, полугодие, семестр, чет верть, период, месяц, неделя, урок) с установлением последовательности его осуществления с ориентацией на достижение цели преподавания.

Результатом программирования должны быть четко сформулированная цель, конкретно определенные задачи, этапы реализации, средства, формы и методы их достижения.


Поскольку научно обоснованное программирование базируется на анализе итогов функционирования процесса обучения в предыдущем цикле, то начальный момент, определяющий содержание программирования, — это:

• анализ результатов учебно-воспитательного процесса в истекающем учебном году (если составляется план на год);

• период (или четверть) учебного года (если речь идет о полугодовых или четвертных планах);

• предыдущий урок (если речь идет о поурочном плане).

На программирование влияют условия, в которых будет проходить учебно-воспитательный процесс (в новом учебном году, полугодии, четверти, на уроке), и много других факторов.

Назначение программирования учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» — объединение в целостное явление физкультурного образования учащихся общеобразовательных учреждений, осуществляемое на протяжении всего периода пребывания детей в школе.

Функции программирования заключаются в следующем:

• обеспечение целенаправленности учебно-воспитательного процесса по дисциплине по годам обучения школьников в общеобразовательной школе;

• установление целесообразной последовательности, непрерывности изучения разделов (блоков) учебной программы по ступеням школы, годам обучения и периодам учебного года;

• определение рациональной взаимосвязи образования, воспитания, развития учащихся, укрепления их здоровья, формирования здорового образа и стиля жизни для достижения личной физической культуры в соответствии с особенностями роста и развития детей

и подростков.

Таким образом, программирование как компонент технологии учебно-воспитательного процесса, его назначение и функции в управлении данным явлением имеют большое значение для преподавания предмета «Физическая культура». Программирование позволяет педагогу видеть перспективу и динамику процесса, прогнозировать возможные затруднения и выбирать эффективные средства и методы их профилактики. Если затруднения все же возникли, нужно обосновать пути их преодоления. Отсюда программирование — важнейший инструмент эффективного функционирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе.
2. Виды, формы и методы программирования учебно-воспитательного процесса



Программирование осуществляется в виде документов планирования, различных по форме и содержанию. Чаще используются три вида: перспективное, текущее и оперативное.

Разработка документов планирования — дело учителя физической культуры, который определяет их наименование, номенклатуру, количество. Учитель не только разрабатывает документы планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре, но и стремится их реализовать на практике. Не следует вводить большое количество документов планирования, это может усложнить учителю его работу. Будущему бакалавру во время учебы в вузе нужно помочь в разработке этих материалов и рекомендовать их разумную номенклатуру.

Целесообразно разрабатывать документы планирования, в которых учебный материал программируется на учебный год, четверть, на каждый очередной урок (план-конспект).

Программирование учебно-воспитательной работы по физической культуре значительно отличается по своему содержанию от данного вида работы по другим учебным предметам. Это обусловлено спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программного материала и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся.

При планировании по предмету «Физическая культура» используются следующие основные документы:

1) компонент федерального государственного стандарта общего образования;

2) базисный учебный план;

3) программа по физической культуре;

4) годовой план-график учебного процесса по физической культуре;

5) рабочий план на четверть (триместр, полугодие) — тематический, поурочный;

6) план-конспект или план урока.

Перспективное программирование. В практике работы учителей необходимо выделить перспективное программирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Имеются в виду предвидение и предварительное осмысливание учителем учебной работы по предмету в общих (основных) ее аспектах на учебный год в целом. Учитель представляет структуру и содержание предмета и проектирует его обучение (преподавание и учение). Одновременно он представляет наиболее значимые фрагменты учебно-воспитательного процесса.

Обычно учителя физической культуры самостоятельно разрабатывают план работы на учебный год на основе учебно-тематического плана (сетки часов) программы по физическому воспитанию. При его составлении используется
графический способ изображения разделов программы, поэтому он имеет название «Годовой план-график учебного процесса вклассах»(приложение 1).

Назначение плана-графика определяется тремя пунктами.

1. Определение цели и ведущих педагогических задач на учебный год для каждой параллели классов.

2. Установление рационального (в условиях данной школы) объема учебного времени для каждой параллели классов.

3. Выбор педагогически оправданной последовательности в изучении программного материала в течение учебного года по классам.

Приведем пример определения цели и задач на период освоения основной ступени общего образования (5 — 9 классы).

Цель: освоить основную образовательную программу основного общего образования по предмету «Физическая культура»

Задачи:

1) осознать роль и значение физической культуры в формировании личностных качеств, здорового образа жизни, укреплении здоровья;

2) овладеть системой специальных знаний;

3) сформировать умения и навыки организации самостоятельных занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности;

4) расширить опыт организации и проведения мониторинга физического развития и физической подготовленности; сформировать умения вести наблюдения за воздействием физических нагрузок на организм, определять личностную динамику развития физических качеств;

5) сформировать умения выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений;

6) овладеть основами технических действий базовых физкультур-но-спортивных видов, уметь использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;

7) расширить двигательный опыт, повысить функциональные возможности основных систем организма.

К составлению плана на год предъявляются такие требования: конкретность, вариативность, преемственность, содержательность, компактность, наглядность. Перспективный годовой план должен быть составлен на основе глубокого анализа результатов предыдущего учебного года, оценки материально-технических и природно-климатических условий места расположения школы и учебных возможностей школьников и учителя. Должна быть обеспечена реальность выполнения плана.

Конкретность плана. Годовой план должен иметь четкую структуру, конкретизирующую содержание его конкретных частей: цель, основные задачи, основные средства их достижения в виде разделов программы (легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, плавание, лыжная подготовка, теоретические сведения и др.), последовательность их прохождения, четко ограниченные временные интервалы, их взаимосвязь.


Вариативность плана. Заключается в возможности внесения в него некоторых корректив в соответствии с изменением условий, в рамках которого будет функционировать учебно-воспитательный процесс (изменение последовательности изучения разделов, акцентов на формирование умений или на развитие двигательных качеств и др.).

Преемственность плана. Обеспечивается определением последовательности обучения с учетом сходства структурных компонентов движений и распределением учебного материала по урокам с учетом развивающего и воспитывающего эффекта предыдущих уроков.

Содержательность плана. Это его соответствие своему назначению и выполнение учителем поставленных в нем задач, соответствие местным условиям.

Компактность плана. Это возможность восприятия и осознания содержания плана без излишних усилий, относительная простота составления, краткость, сжатость.

Наглядность плана. План должен быть красочно оформлен и вывешен на видном месте в школе, доступен для ознакомления с ним.

Приступая к составлению годового плана-графика изучения программного материала по физической культуре, педагог должен исходить из следующих условий:

• требований программы и других нормативных документов органов управления образованием;

• состояния здоровья школьников;

• уровня физического развития и двигательной подготовленности учащихся;

• интересов учащихся;

• климато-географических условий места расположения школы;

• материальной базы школы;

• материала программы по физической культуре не только для данного класса, для которого планируется материал, но и предыдущего;

• результатов анализа и оценки итогов предыдущего года;

• возможностей учителя и пр.

Техника составления годового плана-графика предполагает определенный порядок действий:

• определяются и формулируются цель и задачи обучения (оздоровительные, образовательные и воспитательные) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

• составляется сетка часов, в которой указываются изучаемые разделы программы и отводимое на них количество часов в году (в программе В. И. Ляха (2011 г.) это называется учебно-тематическим планом). В соответствии с сеткой часов учебный материал распределяется по четвертям с учетом сезонно-климатических условий, наличия, состояния и комплектации материально-технической базы и инвентаря;