Файл: Программирование в технологии учебновоспитательного процесса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕДМЕТЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
План
1. Сущность и содержание программирования и планирования в системе предмета «Физическая культура»;
2. Виды, формы и методы программирования учебно-воспитательного процесса
1. Сущность и содержание программирования и планирования в системе предмета «Физическая культура»
Программирование понимается как процесс, интеграция, характеризующие работу по достижению конечной и промежуточной целей учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».
Планирование характеризуется документами программирования по конкретным вопросам.
Программируются: цели циклов технологии; содержание образования; формы организации учебной деятельности учащихся и учителя; средства и методы взаимодействия субъектов программирования, которые отобраны в соответствии с целевой ориентацией конкретных циклов его реализации.
Термин «программирование» применительно к управлению учебно-воспитательным процессом обусловлен своеобразием содержания и структуры технологического подхода.
Понятие «программирование» почти заменяет «планирование» — инвариантную составляющую методического подхода к преподаванию физической культуры в школе.
Оба термина имеют много общего, они ориентированы на достижение определенной цели в установленные сроки в рамках конкретных реальных возможностей.
Программирование рассматривается как проекция в ожидаемое будущее, образ которого обозначен целью цикла технологии, или как процесс преобразования информации о будущем в директивы для целенаправленного учебно-воспитательного процесса.
Следовательно, программирование в рассматриваемом аспекте — это важный компонент технологии, сущность которого — предварительное осмысление учителем предстоящего учебно-воспитательного процесса в целом, его этапа (учебный год, полугодие, семестр, чет верть, период, месяц, неделя, урок) с установлением последовательности его осуществления с ориентацией на достижение цели преподавания.
Результатом программирования должны быть четко сформулированная цель, конкретно определенные задачи, этапы реализации, средства, формы и методы их достижения.
Поскольку научно обоснованное программирование базируется на анализе итогов функционирования процесса обучения в предыдущем цикле, то начальный момент, определяющий содержание программирования, — это:
• анализ результатов учебно-воспитательного процесса в истекающем учебном году (если составляется план на год);
• период (или четверть) учебного года (если речь идет о полугодовых или четвертных планах);
• предыдущий урок (если речь идет о поурочном плане).
На программирование влияют условия, в которых будет проходить учебно-воспитательный процесс (в новом учебном году, полугодии, четверти, на уроке), и много других факторов.
Назначение программирования учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» — объединение в целостное явление физкультурного образования учащихся общеобразовательных учреждений, осуществляемое на протяжении всего периода пребывания детей в школе.
Функции программирования заключаются в следующем:
• обеспечение целенаправленности учебно-воспитательного процесса по дисциплине по годам обучения школьников в общеобразовательной школе;
• установление целесообразной последовательности, непрерывности изучения разделов (блоков) учебной программы по ступеням школы, годам обучения и периодам учебного года;
• определение рациональной взаимосвязи образования, воспитания, развития учащихся, укрепления их здоровья, формирования здорового образа и стиля жизни для достижения личной физической культуры в соответствии с особенностями роста и развития детей
и подростков.
Таким образом, программирование как компонент технологии учебно-воспитательного процесса, его назначение и функции в управлении данным явлением имеют большое значение для преподавания предмета «Физическая культура». Программирование позволяет педагогу видеть перспективу и динамику процесса, прогнозировать возможные затруднения и выбирать эффективные средства и методы их профилактики. Если затруднения все же возникли, нужно обосновать пути их преодоления. Отсюда программирование — важнейший инструмент эффективного функционирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе.
2. Виды, формы и методы программирования учебно-воспитательного процесса
Программирование осуществляется в виде документов планирования, различных по форме и содержанию. Чаще используются три вида: перспективное, текущее и оперативное.
Разработка документов планирования — дело учителя физической культуры, который определяет их наименование, номенклатуру, количество. Учитель не только разрабатывает документы планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре, но и стремится их реализовать на практике. Не следует вводить большое количество документов планирования, это может усложнить учителю его работу. Будущему бакалавру во время учебы в вузе нужно помочь в разработке этих материалов и рекомендовать их разумную номенклатуру.
Целесообразно разрабатывать документы планирования, в которых учебный материал программируется на учебный год, четверть, на каждый очередной урок (план-конспект).
Программирование учебно-воспитательной работы по физической культуре значительно отличается по своему содержанию от данного вида работы по другим учебным предметам. Это обусловлено спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программного материала и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся.
При планировании по предмету «Физическая культура» используются следующие основные документы:
1) компонент федерального государственного стандарта общего образования;
2) базисный учебный план;
3) программа по физической культуре;
4) годовой план-график учебного процесса по физической культуре;
5) рабочий план на четверть (триместр, полугодие) — тематический, поурочный;
6) план-конспект или план урока.
Перспективное программирование. В практике работы учителей необходимо выделить перспективное программирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Имеются в виду предвидение и предварительное осмысливание учителем учебной работы по предмету в общих (основных) ее аспектах на учебный год в целом. Учитель представляет структуру и содержание предмета и проектирует его обучение (преподавание и учение). Одновременно он представляет наиболее значимые фрагменты учебно-воспитательного процесса.
Обычно учителя физической культуры самостоятельно разрабатывают план работы на учебный год на основе учебно-тематического плана (сетки часов) программы по физическому воспитанию. При его составлении используется
графический способ изображения разделов программы, поэтому он имеет название «Годовой план-график учебного процесса вклассах»(приложение 1).
Назначение плана-графика определяется тремя пунктами.
1. Определение цели и ведущих педагогических задач на учебный год для каждой параллели классов.
2. Установление рационального (в условиях данной школы) объема учебного времени для каждой параллели классов.
3. Выбор педагогически оправданной последовательности в изучении программного материала в течение учебного года по классам.
Приведем пример определения цели и задач на период освоения основной ступени общего образования (5 — 9 классы).
Цель: освоить основную образовательную программу основного общего образования по предмету «Физическая культура»
Задачи:
1) осознать роль и значение физической культуры в формировании личностных качеств, здорового образа жизни, укреплении здоровья;
2) овладеть системой специальных знаний;
3) сформировать умения и навыки организации самостоятельных занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности;
4) расширить опыт организации и проведения мониторинга физического развития и физической подготовленности; сформировать умения вести наблюдения за воздействием физических нагрузок на организм, определять личностную динамику развития физических качеств;
5) сформировать умения выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений;
6) овладеть основами технических действий базовых физкультур-но-спортивных видов, уметь использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
7) расширить двигательный опыт, повысить функциональные возможности основных систем организма.
К составлению плана на год предъявляются такие требования: конкретность, вариативность, преемственность, содержательность, компактность, наглядность. Перспективный годовой план должен быть составлен на основе глубокого анализа результатов предыдущего учебного года, оценки материально-технических и природно-климатических условий места расположения школы и учебных возможностей школьников и учителя. Должна быть обеспечена реальность выполнения плана.
Конкретность плана. Годовой план должен иметь четкую структуру, конкретизирующую содержание его конкретных частей: цель, основные задачи, основные средства их достижения в виде разделов программы (легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, плавание, лыжная подготовка, теоретические сведения и др.), последовательность их прохождения, четко ограниченные временные интервалы, их взаимосвязь.
Вариативность плана. Заключается в возможности внесения в него некоторых корректив в соответствии с изменением условий, в рамках которого будет функционировать учебно-воспитательный процесс (изменение последовательности изучения разделов, акцентов на формирование умений или на развитие двигательных качеств и др.).
Преемственность плана. Обеспечивается определением последовательности обучения с учетом сходства структурных компонентов движений и распределением учебного материала по урокам с учетом развивающего и воспитывающего эффекта предыдущих уроков.
Содержательность плана. Это его соответствие своему назначению и выполнение учителем поставленных в нем задач, соответствие местным условиям.
Компактность плана. Это возможность восприятия и осознания содержания плана без излишних усилий, относительная простота составления, краткость, сжатость.
Наглядность плана. План должен быть красочно оформлен и вывешен на видном месте в школе, доступен для ознакомления с ним.
Приступая к составлению годового плана-графика изучения программного материала по физической культуре, педагог должен исходить из следующих условий:
• требований программы и других нормативных документов органов управления образованием;
• состояния здоровья школьников;
• уровня физического развития и двигательной подготовленности учащихся;
• интересов учащихся;
• климато-географических условий места расположения школы;
• материальной базы школы;
• материала программы по физической культуре не только для данного класса, для которого планируется материал, но и предыдущего;
• результатов анализа и оценки итогов предыдущего года;
• возможностей учителя и пр.
Техника составления годового плана-графика предполагает определенный порядок действий:
• определяются и формулируются цель и задачи обучения (оздоровительные, образовательные и воспитательные) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
• составляется сетка часов, в которой указываются изучаемые разделы программы и отводимое на них количество часов в году (в программе В. И. Ляха (2011 г.) это называется учебно-тематическим планом). В соответствии с сеткой часов учебный материал распределяется по четвертям с учетом сезонно-климатических условий, наличия, состояния и комплектации материально-технической базы и инвентаря;