Файл: Программирование в технологии учебновоспитательного процесса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• составляется поурочная сетка учебных занятий по четвертям;
• графически указываются последовательность и продолжительность прохождения каждого раздела программы.
Решение этой задачи требует от учителя творческого подхода к применению полученных им знаний на практике с учетом конкретных условий. Некоторые авторы понимают планирование только как распределение физических упражнений на то количество времени, которое указано в сетке часов. В действительности, распределяя упражнения, учителя планируют и задачи, и время, и средства (те же упражнения), и методы, и формы организации учебной деятельности на уроках. Учитель, таким образом, планирует учебный процесс на один год, чтобы последовательно выполнить ведущие (для каждого класса) педагогические задачи.
С учетом возможностей и педагогической целесообразности приемлемо и комбинированное программирование, когда одновременно изучается материал из двух разделов программы, например, гимнастика и спортивные игры, спортивные игры и легкая атлетика и др.
Таким образом, перспективное программирование ориентирует педагога на достижение цели и задач предмета «Физическая культура» в относительно законченных (завершенных) годичных циклах.
Оперативное программирование. Нацелено на достижение промежуточных результатов путем последовательной реализации цели, задач перспективных планов с учетом конкретно складывающейся обстановки. В педагогической практике текущие планы нацелены на достижение запланированных для данного отрезка времени (четверти, месяца) уровня знаний, умений и навыков, норм, видов физкультурной деятельности. Это одно из важных условий улучшения планирования — ориентация на конечные результаты, которые помогают выстроить систему целей и задач, разных по масштабам и срокам их выполнения и обусловливающих дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Временной интервал функционирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в текущем плане в практике общеобразовательной школы — учебная четверть — определенный этап, логически взаимосвязанный с предыдущими и последующими этапами учебного года. Обнаруживается сходство между циклами спортивной тренировки и учебного процесса по физической культуре, который имеет много общего со спортивной тренировкой (и по части развития двигательных качеств, двигательных умений и навыков, и воспитания морально-волевых качеств и др.).
Поэтому возможно приблизить содержание текущего, четвертного плана к содержанию циклов учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», подчинив их закономерностям обучения по данной дисциплине. Имеется в виду специфика формирования знаний, двигательных навыков, качеств, умения школьников использовать знания и навыки в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями в зависимости от особенностей своего морфофункционального развития.
Документ текущего программирования по названию соответствует его назначению и содержанию:
«Календарно-тематическое планирование учебной работы по физической культуре для классов (наименование образовательного учреждения) на четверть учебного года» (приложение 2).
Составляется он на основе годового плана-графика учебного процесса и учебного материала программы. Целевое назначение четвертного плана — это дальнейшая конкретизация цели и педагогических задач и учебного материала. Если в плане на год учитель определил последовательность изучения отдельных разделов программы, то здесь он устанавливает последовательность изучения учебного материала из каждого раздела программы.
Например, в годовом плане предусмотрено изучение в первой четверти упражнений из разделов «Легкая атлетика, подвижные игры и баскетбол». Составляя план на четверть, необходимо определить круг физических упражнений из этих разделов для изучения, закрепления, совершенствования именно в этой четверти; нормативные требования, которые должны быть выполнены учащимися именно в этот период учебного года, и т.д.
Требования к плану на учебную четверть:
1) конкретность педагогических целей и задач;
2) строгое соответствие логике развертывания учебно-воспитательного процесса в микроцикле (учебном году), т.е. плану-графику изучения программного материала;
3) наглядность (компактность);
4) доступность для восприятия без излишних интеллектуальных усилий;
5) всесторонность воздействия каждого урока на учащихся;
6) системность уроков, посвященных темам, педагогическим задачам (формированию двигательных навыков: инструктивных умений, знаний, развитию двигательных качеств и т.д.);
7) вариативность;
8) логичность динамики объема и интенсивности физической нагрузки;
9) взаимосвязь обучения, воспитания и развития.
Текущее программирование
. Это составление плана на каждый очередной урок, конечный документ планирования, кульминационный момент подготовки учителя к уроку. В общеобразовательных школах составляют план урока и план-конспект урока. Целесообразность того или иного документа определяется уровнем методической подготовленности самого учителя. Педагогу, имеющему достаточный опыт работы, видимо, нет необходимости составлять подробный план-конспект урока (достаточно плана урока). А молодым учителям это необходимо.
Многие учителя ограничиваются составлением простой схемы, где указаны физическое упражнение (а иногда и вид спорта), части урока и методы обучения двигательным действиям. Анализ уроков, проведенных по таким планам, в большинстве своем подтвердил их низкое качество.
Главный недостаток подобных поурочных планов — отсутствие конкретных педагогических целей и задач. А ведь конкретные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи определяют содержание урока физической культуры, методы его проведения.
Другой недостаток — это когда в качестве содержания указывают его части и описание физических упражнений. Не формальные три части (подготовительная, основная, заключительная) определяют структуру урока, как это считают некоторые учителя, а конкретные элементы урока (организация учащихся, подготовка их организма к предстоящей основной работе по усвоению учебного материала, подготовка места занятий, задание на дом и т.д.), из которых состоят упомянутые части.
Поурочный план по физической культуре от текущего отличает уровень детализации его цели, педагогических задач и содержания. Здесь необходимо конкретизировать ведущие дидактические задачи данной дисциплины, и затем задачи по развитию двигательных и воспитанию морально-волевых качеств, решение которых обеспечивается в тесной связи с укреплением здоровья и морфофункциональным развитием школьников.
Кроме оперативного плана основанием для конкретизации педагогических задач урока служат результаты анализа и оценки самим учителем итогов предыдущего урока, особенности коллектива конкретного класса, его готовности к решению намеченных на очередном, предстоящем уроке педагогических задач, условия, где будет проведен урок, и др.
В практике работы учителей и в методической литературе используются разные формы планов, планов-конспектов и конспектов уроков физической культуры.
Записи в плане могут быть краткими, с использованием принятой формы сокращений (например, исходное положение — и. п.) в языке, на котором ведется обучение в школе, и принятой в научно-методической литературе терминологии.
Наиболее распространенной и используемой является следующая форма план-конспекта урока.
План-конспект урока физической культуры №
(номер урока смотреть в рабочем плане на четверть) для учащихся класса.
Дата проведения
Раздел программы:
Задачи урока:
Число учащихся по списку Число занимающихся
Место проведения:
Инвентарь и оборудование:
Часть урока | Содержание | Дозирование нагрузки | Организационно-методические указания |
| | | |
План-конспект в отличие от плана урока более детально отражает содержание урока. Сюда записываются все физические упражнения (общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные) в той последовательности, в которой они будут представлены в содержании и структуре урока. План-конспект позволяет лучше ориентироваться в построении урока, а следовательно, быстрее выявлять его достоинства и недостатки. Планом-конспектом пользуются студенты-практиканты, молодые учителя (работающие первые 3 — 5 лет) и педагоги, дающие открытые и показательные уроки (приложение 3).
В первой графе («Части урока») указываются названия частей урока, и желательно указывать их ориентировочную продолжительность.
Во второй («Содержание») записываются содержание урока по его элементам, о которых уже говорилось, и видам деятельности, из которых они состоят. Физические упражнения записываются в соответствии с очередностью их выполнения, начиная с построения, деятельность учителя и учащихся — в виде определенных действий.
В третью графу («Дозирование нагрузки») входит все, что связано с дозировкой содержания урока, особенно физических упражнений. Указываются продолжительность выполнения физических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающих упражнений, игр и т.д.); число повторов двигательных действий (число раз); расстояние (м, км), отягощения (кг и количество повторов).
Назначение данной графы состоит в том, чтобы, во-первых, указать очередность вида деятельности, основываясь на показателях второй графы, во-вторых, помочь учителю управлять объемом и интенсивностью физической нагрузки и их динамикой на уроке.
Четвертая графа («Организационно-методические указания») требует особого внимания педагога, так как сюда записывается все то, что представляет определенную ценность для него: способы построений, перестроений, размещения, порядок перемещений, возможные затруднения и ошибки учащихся при обучении технике двигательных действий, меры по их профилактике и исправлению, способы использования средств наглядности, словесных воздействий. Словом, деятельность педагога по управлению уроком раскрывается именно в этой графе. Желательно, чтобы после урока учитель на основе самоанализа записывал в конце каждого поурочного плана критические замечания, выводы и рекомендации к очередному уроку.
Конспект урока физической культуры — это полное воспроизведение его содержания. Здесь должны быть записи, отражающие деятельность педагога и ожидаемую деятельность учащихся на уроке; от приветствия, с которого учитель начинает его, до заключительных слов. Конспект используют только студенты-практиканты на своих первых пробных уроках.
В вопросах программирования учебного процесса в годичном цикле (четверти, месяц, неделя, уроки) много сходного с построением спортивной тренировки (макро-, мезо- и микроциклы тренировочного занятия). Это открывает возможность для совершенствования физического воспитания школьников.