Файл: Методические указания к контрольной работе iго семестра для студентов специальности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Методические указания к выполнению

работы по системам счисления

1. Системы счисления и арифметические операции в них

Совокупность приемов обозначения (записи) чисел называется системой счисления. Известны позиционные и непозиционные системы счисления.

В непозиционных системах счисления числовое значение символа не зависит от его местоположения в числе. Примером может служить римская.

Основание системы счисления – количество цифр, используемых для представления чисел в позиционной системе счисления.

Режимы просмотра документа в окне

Изменение цвета

Создание таблицы с помощью меню Таблица.

Нарисовать таблицу

Добавление строк и столбцов в таблице

Изменение ширины столбцов и высоты строк

Объединение ячеек

Разбиение и объединение таблиц

Границы и заливка

Расчет в таблицах по формулам

Создание списков

Вернуться к вопросам…

Табуляция

Р После вставки нужной фигуры, откроется вкладка «Формат» на которой можно отредактировать рисунок\фигуру.исунки

В Во вкладке меню «Вставка» в разделе «Иллюстрации» выбрать «Рисунок». В открывшемся окне выбрать рисунок и нажать вставить.ставка готовых рисунков

Word Art

Нумерация страниц

Расстановка номеров страниц с помощью меню

Индивидуальные варианты для формул

Индивидуальные варианты к таблицам

Вариант № 1

Вариант № 2

Вариант № 3

Вариант № 4

Вариант № 6

Вариант № 7

Вариант № 8

Вариант № 9

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ЭЛЕКТРОННЫМ ТАБЛИЦАМ EXCEL

2.1Структура Excel

2.2 Ввод данных

2.2.1. Типы данных Excel

2.4 Примеры применения формул В EXCEL

ЛИТЕРАТУРА






Например,



При переводе целого числа, представленного в десятичной системе счисления в шестнадцатеричную, восьмеричную или двоичную систему счисления, необходимо заданное число последовательно делить на основание 16, 8 или 2. Полученный от деления остаток будет младшим разрядом искомого 16, 8 или двоичного числа. Целая часть частного снова делится на 16, 8 или 2 и остаток будет следующим по старшинству разрядом и т.д. до тех пор, пока частное от деления не будет меньше основания (16, 8 или 2). Число читается снизу вверх. Такой способ перевода чисел называется правилом последовательного деления.
Пример 1: Переведем число 75 из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:



Ответ: 7510 = 1 001 0112   =  1138  =  4B16.
Для дробных чисел правило последовательного деления заменяется правилом последовательного умножения. Переводят отдельно целую и дробную части, затем второй результат приписывают к первому после запятой. При переводе дробной части числа из 10 системы счислении ее умножают на основание той системы, в которую переводят, выделяя при этом целые, образующие вначале старший, а затем младшие разряды искомого числа. Перевод осуществлен, когда во всех разрядах дробной части появятся нули или будет достигнута необходимая точность. Число читается сверху вниз.
Пример 2. Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную (получить пять знаков после запятой в двоичном представлении).

а) 464(10); б) 380,1875(10); в) 115,94(10)

а) 464

0




б) 380

0




1875




в) 115

1




94

232

0




190

0

0

375




57

1

1

88

116

0




95

1

0

75




28

0

1

76

58

0




47

1

1

5




14

0

1

52

29

1




23

1

1

0




7

1

1

04

14

0




11

1










3

1

0

08

7

1




5

1










1

1

0

16

3

1




2

0






















1

1




1

1























а)  464(10)=111010000(2); б) 380,1875(10) = 101111100,0011(2); в)  115,94(10)  1110011,11110(2)

(в данном случае было получено шесть знаков после запятой, после чего результат был округлен.)

При переводе чисел из системы счисления с основанием P в десятичную систему счисления необходимо пронумеровать разряды целой части справа налево, начиная с нулевого, и дробной части, начиная с разряда сразу после запятой, слева направо (начальный номер –1). Затем вычислить сумму произведений соответствующих значений разрядов на основание системы счисления в степени, равной номеру разряда. Это и есть представление исходного числа в десятичной системе счисления.

Пример 3. Перевести данное число в десятичную систему счисления:

а) 1000001(2).

1000001(2) = 1  26 + 0  25 + 0  24 + 0  23 + 0  22 + 0  21 + 1  20 = 64 + 1 = 65(10).

Замечание. Если в каком-либо разряде стоит нуль, то соответствующее слагаемое можно опускать.

б) 1000011111,0101(2).

1000011111,0101(2) = 1  29 + 1  24 + 1  23 + 1  22 + 1  21 + 1  20 + 1  2–2 + 1  2–4 =

= 512 + 16 + 8 + 4 + 2 + 1 + 0,25 + 0,0625 = 543,3125(10).

в) 1216,04(8).

1216,04(8) = 1  83 + 2  82 + 1  81 + 6  80 + 4  8–2 = 512 + 128 + 8 + 6 + 0,0625 = 654,0625(10).

г) 29A,5(16).

29A,5(16) = 2  162 + 9  161 + 10  160 + 5  16–1 = 512 + 144 + 10 + 0,3125 = 656,3125(10).

Для выполнения арифметических операций в системе счисления с основанием P необходимо иметь соответствующие таблицы:

а) двоичная система счисления

+

0

1




0-0=0

1-1=0

0

0

1




1-0=1

10-1=1

1

1

10











б) восьмеричная система счисления

+

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

1

2

3

4

5

6

7

1

1

2

3

4

5

6

7

10

2

2

3

4

5

6

7

10

11

3

3

4

5

6

7

10

11

12

4

4

5

6

7

10

11

12

13

5

5

6

7

10

11

12

13

14

6

6

7

10

11

12

13

14

15

7

7

10

11

12

13

14

15

16



в) шестнадцатеричная система счисления


+

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

0

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

2

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

3

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

4

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

5

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

6

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

7

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

8

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

9

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

A

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

B

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

C

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

1B

D

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

1B

1C

E

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

1B

1C

1D

F

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

1B

1C

1D

1E




Сложение

При сложении цифры суммируются по разрядам, и если при этом возникает избыток, то он переносится влево.


Пример 4. Сложить числа 15 и 6 в различных системах счисления.


   

 

Шестнадцатеричная: F16+616



Ответ: 15+6 = 2110 = 101012 = 258 = 1516
Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду:
101012 = 24 + 22 + 20 = 16+4+1=21, 
258 = 2 . 81 + 5 . 80 = 16 + 5 = 21, 
1516 = 1 . 161 + 5 . 160 = 16+5 = 21. 


Пример 5. Сложим числа 15, 7 и 3.





Шестнадцатеричная: F16+716+316



Ответ: 5+7+3 = 2510 = 110012 = 318 = 1916
Проверка:
110012 = 24 + 23 + 20 = 16+8+1=25,
318 = 3 . 81 + 1 . 80 = 24 + 1 = 25, 
1916 = 1 . 161 + 9 . 160 = 16+9 = 25. 

Пример 6. Сложим числа 141,5 и 59,75.








 
Ответ: 141,5 + 59,75 = 201,2510 = 11001001,012 = 311,28 = C9,416
Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду:
11001001,012 = 27 + 26 + 23 + 20 + 2-2 = 201,25
311,28 = 3 . 82 + 1 . 81 + 1 . 80 + 2 . 8-1 = 201,25