Файл: Реферат по дисциплине " конституционное право зарубежных стран".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государство служит гражданскому обществу, гражданское общество контролирует деятельность государства.

Формально-юридические принципы демократического государства:

1) принадлежность власти народу, народ - источник государственной власти, его воля в конечном счете является решающей;

2) признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;

3) политическая свобода граждан;

4) равенство всех перед законом.

В Швейцарии преобладает либерально-демократический режим , главным принципом которого является свобода гражданина, и главная цель демократии - защита этой свободы от чрезмерного вмешательства государства.

Важнейшими учреждениями демократии являются референдум и избирательная система, через них осуществляется прямая связь между гражданским обществом и государством.

Либерально-демократические режимы находятся в постоянном изменении, им присущ плюрализм партийной системы и свободная игра политических сил, что ведет к нестабильности исполнительной власти (правительства) и частым парламентским выборам.

3. Правовой статус личности (права, свободы и обязанности человека и гражданина)

Провозглашенные во время Французской революции 1789 г. права человека преследовали цель обеспечить свободу каждого отдельного человека и его личную независимость от сверх могущества государства. Ту же цель преследуют и права человека, закрепленные в Конституции Швейцарской Конфедерации. В отличие от прав политических права человека принадлежат каждому человеку как личности. Они не обуславливаются государственным гражданством человека. К этим правам относятся:

Свобода вероисповедания и свобода совести. Каждый человек свободен в выборе своей веры, как религиозной, так и политической. Но то или иное вероисповедание не освобождает от выполнения гражданских обязанностей.

Свобода выбора религии и религиозного культа. Разрешаются все богослужебные действия, не попирающие мораль и общественный порядок.

Право на заключение брака. Ничто не может юридически препятствовать заключению брака, за исключением несовершеннолетия, близкого родства или психического заболевания. Ни отсутствие средств, ни различие вероисповеданий и гражданства не считаются препятствиями к браку.

Право на свободное выражение мнений. Это право относится к основным свободам демократии. Если отличающиеся друг от друга точки зрения не могут быть свободно представлены в прессе или публично, то это означает, что отсутствует база для независимого формирования мнений.


Свобода торговли и свобода предпринимательства. Конкуренция в рыночной экономике защищена этой охраняемой правом свободой.

В некоторых сферах Швейцарская Конфедерация обладает исключительными правами (“монополией”). Это таможенная монополия, монополия на выпуск монет и банкнот, на производство пороха и алкоголя.

Кроме Конфедерации исключительные права (“прерогативы”) имеют также кантоны в основном в рыболовстве и охоте.

Для некоторых сфер хозяйственной деятельности, влекущих за собой пользование общим достоянием, государство выдает “концессии” (например, для транспортных предприятий, водопроводных станций, добычи полезных ископаемых и т.д.).

Социальные права человека. Так называемые социальные права человека в Конституции Швейцарской Конфедерации не содержатся.

Гражданские права , обладателями которых являются только граждане Швейцарии:

Равенство перед законом (в узком смысле). Нарушение этого равенства может быть обжаловано через суд. Неимущие граждане могут воспользоваться финансовой помощью государства (бесплатный процесс и/или бесплатное предоставление адвоката).

Право свободного выбора места жительства. Закрепляется право каждого швейцарца поселиться в любом месте Швейцарии. Это право не исключает правил, связанных с регистрацией места жительства.

Право на создание объединений и свободу собраний находится на грани между гражданскими и политическими правами. Граждане имеют право собираться вместе с единомышленниками и создавать объединения всех видов. Это право разрешает образование политических партий, равно как и религиозных и экономических объединений.

Политические права

Осуществление политических прав принципиально предполагает швейцарское гражданство. Кроме того, тут должны соблюдаться и прочие условия (например, минимальный возраст и место жительства при праве голосовать, избирать и быть избранным). К политическим правам относятся пассивное и активное избирательное право, а также право на инициативу и участие в референдуме.

Об обязанностях гражданина Швейцарии

Обязательное обучение. Посещение школы в течение восьми или девяти лет является обязательным, а государственной школы — бесплатным.

Налоговая повинность. Граждане уплачивают в Конфедерации и в кантонах подоходный налог, а в некоторых кантонах ещё и налог на имущество. Большинство налоговых систем нацелены сегодня на прогрессивное налогообложение, т.е. большие доходы облагаются большими в процентном отношении налогами, чем более низкие доходы.



Воинская повинность. Каждый гражданин Швейцарии мужского пола является военнообязанным и должен проходить в возрасте от 20 до 50 лет — в качестве офицера до 55 лет — специальную подготовку, а в случае войны — действительную военную службу. Граждане, непригодные к прохождению военной службы, выплачивают определенную сумму в качестве компенсации. Военное устройство Швейцарии претерпевает в настоящее время изменения, а именно возрастной ценз военнообязанных планируется снизить до 40 лет.

Обязанность голосовать. За исключением немногих кантонов, где неисполнение обязанности голосовать наказывается незначительным денежным штрафом (принуждение к голосованию), гражданин Швейцарии абсолютно свободен в использовании или неиспользовании своих политических прав.

4. Глава государства

В Швейцарии главой государства является Федеральный Совет, который является, помимо этого, ещё и правительством страны.

Сам Федеральный Совет состоит из глав следующих департаментов (так называют министерства в Швейцарии): Федеральный департамент финансов; Федеральный департамент окружающей среды, транспорта, энергетики и коммуникаций; Федеральный департамент внутренних дел; Федеральный департамент по экономическим вопросам, образованию и исследованиям; Федеральный департамент иностранных дел; Федеральный департамент обороны, гражданской защиты и спорта; Федеральный департамент юстиции и полиции.

Каждый глава занимается своим департаментом, но исполнительные решения принимаются коллективно (при этом результаты голосования между членами Совета хранятся в тайне в течении 50 лет). Выражается это, помимо прочего, ещё и в том, что им запрещено выступать друг против друга на публике, и они должны защищать решения правительства, вне зависимости от своих взглядов, так как по традиции в Совете отвергается партийная принадлежность.

Глав департаментов избирают депутаты обеих палат Швейцарского парламента, а именно Федеральное собрание, сроком на 4 года, так как после новых выборов в парламент депутаты переизбирают членов Совета. При этом должность Президента существует, но по факту он представляет собой первого среди равных, и он не обладает никакими полномочиями, кроме того, что он является представителем страны на международной арене.

Президента также избирает Федеральное Собрание, из членов Федерального Совета сроком на 1 год, при этом после окончания срока человек, который занимал эту должность, не может сразу пойти на второй срок.


Также избирается вице-президент, который по давнему соглашению на следующий год становится президентом (бывший президент при этом не может после своего ухода стать вице-президентом).

5. Органы законодательной власти

В Швейцарии федеральным парламентом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат. Первая палата – Совет кантонов (кантон — это регион в Швейцарии). В состав этой верхней палаты (часто верхняя палата именуется сенатом) Федерального собрания входят 46 членов, по два от каждого из двадцати кантонов и по одному от полукантонов независимо от численности их населения (нужно отметить, что это единственное между ними различие).

При этом из-за своей региональной специфики, по Конституции каждый кантон сам выбирает процедуру выборов своего представителя. Оговаривается лишь то, что эти процедуры должны быть демократическими. Из-за этого имеются свои особенности. Так, в кантоне Юра используется пропорциональная система выборов, то есть люди голосуют за списки кандидатов от партий. В полукантоне Аппенцелль-Иннерроден представитель избирается непосредственно собранием народа на центральной площади в его столице Аппенцелле. Связано это с тем, что сам кантон очень маленький как по площади, так и по численности населения (16 128 человек на декабрь 2019 года)2. В остальных кантонах граждане избирают самих кандидатов (мажоритарная система). Вторая палата – Национальный совет: это большая палата, в которой 200 депутатов, что закреплено в Конституции (а именно в статье 149.1).

Она избирается чисто по пропорциональной системе. При этом число депутатов в данной палате зависит от численности населения в отдельных кантонах. Исключение составляют 2 маленьких кантона и полукантоны, где из-за численности населения избирается всего 1 депутат.

Также интересным является то, что Швейцарский парламент организован по милиционной системе, то есть большинство его членов имеют основную профессию и в то же время по совместительству исполняют обязанности парламентариев. Работе в парламенте депутаты уделяют в среднем 60% своего времени3. Сделано это для того, чтобы парламент не превратился в недоступный и закрытый от общества институт, чтобы в обществе не возникала изолированная политическая «элита», и чтобы федеральный центр ни в коем случае не получил «лишней» власти, которая дала бы ему возможность ущемить суверенитет кантонов.

Полномочия и функции парламента (каждой из палат по отдельности): - Законодательная (статья 164). В Швейцарии федеральная власть оставляет в своей исключительной законодательной компетенции сферы внешней политики и обороны, финансовую систему, гражданское и уголовное право, патентное право, транспорт, почту, социальное страхование, атомную энергетику
4; - Международная (статья 166). Участвует в формировании внешней политики и осуществляет надзор за поддержанием отношений с заграницей. Одобряет международно-правовые договоры; исключением являются договоры, заключение которых на основании закона или международно-правового договора входит в компетенцию Федерального Совета; - Постановляет о расходах Союза (имеется в виду Швейцарский Союз как государство), утверждает проект бюджета и принимает государственный отчёт о его исполнении (статья 167). Осуществляет высший надзор за Федеральным Советом и союзной администрацией, судами Конфедерации и другими носителями задач Союза; - Контрольная: осуществляет высший надзор за Федеральным Советом и союзной администрацией, судами Конфедерации и другими носителями задач Союза; - Заботится о поддержании отношений между Союзом и кантонами, гарантирует конституции кантонов, одобряет договоры кантонов между собой и с заграницей, если Федеральный Совет или кантон заявляют возражения.

Также есть особые полномочия совместного Объединенного Федерального Собрания (то есть двух палат вместе): - Проведение выборов (статья 157, 1.а). Тут имеются в виду выборы в Федеральный совет, выборы федерального канцлера, федеральных судей разных федеральных судов, генерала (данное звание присваивается парламентом в военное время, и он является главнокомандующим вооружённых сил), которые выбираются согласно статье 168; - Разрешение споров о компетенции между верховными союзными властями (статья 157 1.b); - Дарование помилования (статья 157 1.с); - Также Федеральное Собрание собирается по особым поводам и для заслушивания заявлений Федерального Совета (статья 157 2).

Федеральное Собрание имеет следующие задачи (статья 173): а) Оно принимает меры для сохранения внешней безопасности, независимости и нейтралитета Швейцарии; b) Оно принимает меры для сохранения внутренней безопасности; с) Если чрезвычайные обстоятельства этого требуют, оно может издавать постановления или простые союзные решения для выполнения задач, предусмотренных пунктами «а» и «b»; d) Оно распоряжается о мобилизации на действительную военную службу и о приведении с этой целью в готовность армии или ее частей; е) Оно принимает меры для проведения в жизнь союзного права; f) Оно принимает решения о признании действительности заявленных народных инициатив; g) Оно участвует в составлении важных планов государственной деятельности; h) Оно принимает решения об индивидуальных актах, поскольку союзный закон это прямо предусматривает; i) Оно разрешает споры о компетенции между верховными союзными властями; k) Оно дарует помилование и принимает решения об амнистии. Избирается парламент полностью раз в 4 года. Избираться и быть избранным туда можно с 18 лет