Файл: Реферат по дисциплине " конституционное право зарубежных стран".docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.
6. Органы исполнительной власти
Федеральный совет является правительством (исполнительной властью) Швейцарии и тем самым высшей инстанцией федеральной администрации внутри страны, равно как и представительством Швейцарии в отношениях с зарубежными странами. В Конституции Федеральный совет назван «высшей исполнительной и руководящей властью Швейцарской Конфедерации».
Федеральный совет состоит из семи членов. Его задачи распределяются соответственно между семью департаментами (их можно сравнить с министерствами в других государствах):
- Федеральный департамент финансов; - Федеральный департамент окружающей среды, транспорта, энергетики и коммуникаций; - Федеральный департамент внутренних дел; - Федеральный департамент по экономическим вопросам, образованию и исследованиям; - Федеральный департамент иностранных дел; - Федеральный департамент обороны, гражданской защиты и спорта; - Федеральный департамент юстиции и полиции.
Члены Федерального совета выполняют исключительно исполнительные функции, этот коллективный орган полностью подотчетен парламенту и избирается парламентом.
Функции: - Исполнительная (статья 180). Федеральный Совет определяет цели и средства своей правительственной политики. Он своевременно и в полной мере информирует общественность о своей деятельности; - Право инициативы (статья 181). Федеральный Совет представляет Федеральному Собранию проекты своих актов; - Правотворчество и исполнение (статья 182). Федеральный Совет издает правотворческие положения в форме постановления, поскольку он уполномочен на это Конституцией или законом. Он заботится об исполнении законодательства, решений Федерального Собрания и решений судебных властей Союза; - Финансовые (статья 183). Федеральный Совет вырабатывает финансовый план, составляет проект бюджета и представляет государственный отчёт о его исполнении. Он заботится о надлежащем ведении бюджетного хозяйства; - Отношения с зарубежными странами (статья 184). Совет ведёт иностранные дела при соблюдении прав участия Федерального Собрания; он представляет Швейцарию вовне. Он подписывает договоры и ратифицирует их. Он представляет их Федеральному Собранию для одобрения. Если этого требует соблюдение интересов страны, то Совет может издавать постановления и распоряжения. Действие постановлений подлежит ограничению сроком; - Внешняя и внутренняя безопасность (статья 185). Федеральный Совет принимает меры для сохранения внешней безопасности, независимости и нейтралитета Швейцарии. Он принимает меры для сохранения внутренней безопасности. Он может, непосредственно опираясь на настоящую статью,
издавать постановления и распоряжения, чтобы противостоять наступившим или непосредственно грозящим нарушениям общественного порядка либо внутренней или внешней безопасности. Действие таких постановлений подлежит ограничению сроком. В срочных случаях он может использовать войска. Если он мобилизует для действительной военной службы более 4000 военнослужащих армии или если предусматривается, что их использование будет длиться в течение более трех недель, должно быть незамедлительно созвано Федеральное Собрание; - Отношения между Союзом и кантонами (статья 186). Федеральный Совет поддерживает отношения Союза с кантонами и сотрудничает с ними. Он одобряет акты кантонов, когда этого требует проведение в жизнь союзного права. Он может заявлять возражения против договоров кантонов между собой или с заграницей. Он заботится о соблюдении союзного права, а также кантональных конституций и договоров кантонов и принимает необходимые меры.
Федеральный Совет имеет, кроме того, следующие задачи и полномочия (статья 187): - Он осуществляет надзор за союзной администрацией и другими носителями задач Союза; - Он регулярно представляет Федеральному Собранию отчет о ведении им дел, а также о положении Швейцарии; - Он производит выборы, которые не входят в компетенцию других властей; Он разбирает жалобы, поскольку это предусматривается законом (также закон может передать Федеральному Совету дальнейшие задачи и полномочия).
Федеральный Совет избирается Собранием, при этом распустить оно его не может (и еще Совет подотчетен Собранию), так же, как Совет не может распустить парламент. Также Совет не имеет права вето закона, и вместо этого, коллегиальный орган может дать по закону рекомендацию, выраженную в виде Послания6.
Работает Федеральный Совет 4 года, но может произойти смена правительства, так как в Совете нет ограничений по пребыванию в нем – это исполнительная власть коллектива, а не личности и подчинённых.
В чём разница между этой моделью и обычной парламентской? Они в принципе очень схожи, но основное различие заключается в коллегиальности: данная модель упраздняет институт Президентства в привычном нам понимании, и создает коллективный орган, который будет принимать решения.
В парламентской республике Президент имеет определенные полномочия, в частности он подписывает федеральные законы, а во многих даже избирается, но эта должность по факту очень формальная и в теории не имеет никакого смысла вообще в том виде, в котором она есть. Коллегиальность подразумевает, что решения принимаются несколькими людьми: на практике это оказывается эффективно, так как несколько разных мнений могут помочь в формировании сбалансированных решений.
Проблемы могут заключаться в замедлении принятия решений и возможности конфликтов, и если первое может негативно повлиять на эффективность работы, то второе встречается не часто, ввиду особого метода формирования, при котором Федеральный Совет всегда формируют несколько партий, вне зависимости от результатов выборов. В целом можно сказать, что модель с коллективным главой государства очень похожа на классическую парламентскую модель, но в отличии от этой модели тут правительством является Президент в виде Федерального Совета.
7. Органы судебной власти
Судебная власть в Швейцарии осуществляется федеральными и кантональными судами. Нормативную основу функционирования судов составляют Конституция Федерации, а также Федеральный закон от 16 декабря 1943 г. «Об организации судебных органов». Принципы судебной власти в Конституции нс сконцентрированы, а разбросаны по различным статьям и главам: запрет чрезвычайных судов (ст. 30), обязательность решений суда (ст. 122).
Судебная система предопределена федеративным устройством государства, поэтому действуют федеральные суды и кантональные. К федеральным судам относятся Федеральный суд (трибунал), Федеральный страховой суд. К кантональным судам относятся суды по уголовным делам, суды по гражданским делам, административные суды.
Во главе всей судебной системы стоит Федеральный суд, статус которого определен Конституцией и Законом 2005 г. Судьи Федерального суда избираются парламентом на 6 лет с возможностью переизбрания. Количественный состав определен в 35—45 судей, действующих на постоянной основе, еще до 2/3 от этого числа осуществляют свою деятельность на условиях совместительства. Резиденция Федерального суда находится в Лозанне.
В число полномочий Федерального суда входят и полномочия по осуществлению конституционного контроля. Статья 189 Конституции устанавливает, что Федеральный суд разрешает:
а) жалобы на нарушение конституционных прав;
b) жалобы на нарушение автономии общин и других гарантий кантонов в пользу публично-правовых корпораций;
c) жалобы на нарушение государственных договоров или договоров кантонов;
d) публично-правовые споры между Союзом и кантонами или между кантонами».
В целом же в научной литературе отмечается, что конституционная юстиция в Швейцарии (как и во Франции) выстроена слабее, чем в Германии и других государствах
7.
8. Политические партии
Национально-консервативная политическая партия в Швейцарии. Официальный день образования партии — 22 сентября 1971 года, однако предыстория партии начинается в 1917 году, когда была образована Цюрихская крестьянская партия. В 1971 году произошло объединение Партии крестьян, бюргеров и ремесленников и Демократической партии кантонов Гларус и Граубюнден.
Швейцарская народная партия в своей политике придерживается «правого» популизма. Одни из главных приоритетов деятельности ШНП — ограничение иммиграции и защита нейтралитета Швейцарии. Партия также выступает за снижение налогов, государственных расходов. В 1992 году она являлась фактически единственным противником присоединения Швейцарии к Европейскому Экономическому Сообществу (ЕЭС) среди партий и добилась проведения референдума по этому вопросу, на котором граждане страны отвергли идеи присоединения к ЕЭС.
В последнее время ШНП завоевывает наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими партиями: на выборах в 1999, 2003 годах партия побеждала. На парламентских выборах 2019 года, партия получила 25,6% голосов (53 места в Национальном Совете и 6 мест в Совете кантонов).
Политическая партия социал-демократического толка в Швейцарии, одна из крупнейших политических сил страны. Впервые была создана в 1870 году, но уже через два года прекратила существование. Партия была воссоздана в 1888 году и вскоре стала главной оппозицией господствовавшей в парламенте фракции радикалов.
Политическая программа партии среди прочего содержит требование вступления страны в ЕС, хотя СДПШ выступает против членства в НАТО. Кроме этого, СДПШ также поддерживает легализацию марихуаны.
Лидер партии — Кристиан Левра (1970 года рождения). На выборах в Национальный совет в 2015 году партия получила 43 места. На парламентских выборах 2019 года, партия получила 16,8% голосов (39 мест в Национальном Совете и 9 мест в Совете кантонов).
Либеральная политическая партия Швейцарии. Имеет третью по численности фракцию в Национальном совете Швейцарии и вторую по численности в Совете кантонов Швейцарии.
Партия возникла 28 февраля 2009 года при слиянии Свободной демократической партии и Либеральной партии. Входит в евро партию Альянс либералов и демократов за Европу. На парламентских выборах 2019 года, партия получила 15,1% голосов (29 мест в Национальном Совете и 12 мест в Совете кантонов).
Центристская, христианско-демократическая политическая партия Швейцарии и самая маленькая из четырех участников правящей коалиции. Она является ассоциированным членом Европейской народной партии.
ХДНП позиционирует себя как центристскую партию. Партия способствует формированию социально ориентированной рыночной экономики, пытаясь соединить либеральные принципы с исполнением социальной справедливости. Партия имеет 27 мест в Национальном совете и 13 мест в Совете кантонов.
Лидер партии – Герхард Фистер (1962 года рождения). На парламентских выборах 2019 года, партия получила 11,4% голосов (25 мест в Национальном Совете и 13 мест в Совете кантонов).
Является пятой по величине партией в Национальном совете Швейцарии, и крупнейшей из не представленных в Федеральном совете..
Традиционно партия делает акценты на экологической и транспортной политике, но она также активно участвует в других областях швейцарской политики. В экономической политике, зелёные занимают лево центристскую позицию. Большинство зелёных поддерживают присоединение Швейцарии к Европейскому союзу. В иммиграционной политике, зелёные поддерживают инициативы по интеграции иммигрантов. Партия выступает за повышение цен на энергоносители. Согласно такой политике, в результате этого доходы должны быть переданы государственному социальному страхованию. На парламентских выборах 2019 года, партия получила 13,2% голосов (28 мест в Национальном Совете и 5 мест в Совете кантонов).
Центристская зеленая партия, стоящая на либеральных позициях. Основана в 2007 году и сразу же получила 14 мест в Национальном совете. Заявила о себе 19 июля 2007 года – на основе четырех кантональных организаций Зеленой партии. Сегодня активна в 13 кантонах, однако наибольшую активность проявляет в немецкоязычной части Швейцарии.
В отличие от левой Зеленой партии, Зеленая либеральная партия декларирует центристские позиции и либерализм в экономике.
Лидер партии – Юрг Гроссен. На парламентских выборах 2019 года, партия получила 7,8% голосов (16 мест).
Консервативная политическая партия в Швейцарии (второе название – Буржуазно-демократическая партия). Партия образована 1 ноября 2008 года группой выходцев из Швейцарской народной партии. Лидер партии – Мартин Ландольт (1968 года рождения). Партия имеет 7 мест в Национальном совете и 1 место в Совете кантонов. На парламентских выборах 2019 года, партия получила 2,4% голосов (3 места).
6. Органы исполнительной власти
Федеральный совет является правительством (исполнительной властью) Швейцарии и тем самым высшей инстанцией федеральной администрации внутри страны, равно как и представительством Швейцарии в отношениях с зарубежными странами. В Конституции Федеральный совет назван «высшей исполнительной и руководящей властью Швейцарской Конфедерации».
Федеральный совет состоит из семи членов. Его задачи распределяются соответственно между семью департаментами (их можно сравнить с министерствами в других государствах):
- Федеральный департамент финансов; - Федеральный департамент окружающей среды, транспорта, энергетики и коммуникаций; - Федеральный департамент внутренних дел; - Федеральный департамент по экономическим вопросам, образованию и исследованиям; - Федеральный департамент иностранных дел; - Федеральный департамент обороны, гражданской защиты и спорта; - Федеральный департамент юстиции и полиции.
Члены Федерального совета выполняют исключительно исполнительные функции, этот коллективный орган полностью подотчетен парламенту и избирается парламентом.
Функции: - Исполнительная (статья 180). Федеральный Совет определяет цели и средства своей правительственной политики. Он своевременно и в полной мере информирует общественность о своей деятельности; - Право инициативы (статья 181). Федеральный Совет представляет Федеральному Собранию проекты своих актов; - Правотворчество и исполнение (статья 182). Федеральный Совет издает правотворческие положения в форме постановления, поскольку он уполномочен на это Конституцией или законом. Он заботится об исполнении законодательства, решений Федерального Собрания и решений судебных властей Союза; - Финансовые (статья 183). Федеральный Совет вырабатывает финансовый план, составляет проект бюджета и представляет государственный отчёт о его исполнении. Он заботится о надлежащем ведении бюджетного хозяйства; - Отношения с зарубежными странами (статья 184). Совет ведёт иностранные дела при соблюдении прав участия Федерального Собрания; он представляет Швейцарию вовне. Он подписывает договоры и ратифицирует их. Он представляет их Федеральному Собранию для одобрения. Если этого требует соблюдение интересов страны, то Совет может издавать постановления и распоряжения. Действие постановлений подлежит ограничению сроком; - Внешняя и внутренняя безопасность (статья 185). Федеральный Совет принимает меры для сохранения внешней безопасности, независимости и нейтралитета Швейцарии. Он принимает меры для сохранения внутренней безопасности. Он может, непосредственно опираясь на настоящую статью,
издавать постановления и распоряжения, чтобы противостоять наступившим или непосредственно грозящим нарушениям общественного порядка либо внутренней или внешней безопасности. Действие таких постановлений подлежит ограничению сроком. В срочных случаях он может использовать войска. Если он мобилизует для действительной военной службы более 4000 военнослужащих армии или если предусматривается, что их использование будет длиться в течение более трех недель, должно быть незамедлительно созвано Федеральное Собрание; - Отношения между Союзом и кантонами (статья 186). Федеральный Совет поддерживает отношения Союза с кантонами и сотрудничает с ними. Он одобряет акты кантонов, когда этого требует проведение в жизнь союзного права. Он может заявлять возражения против договоров кантонов между собой или с заграницей. Он заботится о соблюдении союзного права, а также кантональных конституций и договоров кантонов и принимает необходимые меры.
Федеральный Совет имеет, кроме того, следующие задачи и полномочия (статья 187): - Он осуществляет надзор за союзной администрацией и другими носителями задач Союза; - Он регулярно представляет Федеральному Собранию отчет о ведении им дел, а также о положении Швейцарии; - Он производит выборы, которые не входят в компетенцию других властей; Он разбирает жалобы, поскольку это предусматривается законом (также закон может передать Федеральному Совету дальнейшие задачи и полномочия).
Федеральный Совет избирается Собранием, при этом распустить оно его не может (и еще Совет подотчетен Собранию), так же, как Совет не может распустить парламент. Также Совет не имеет права вето закона, и вместо этого, коллегиальный орган может дать по закону рекомендацию, выраженную в виде Послания6.
Работает Федеральный Совет 4 года, но может произойти смена правительства, так как в Совете нет ограничений по пребыванию в нем – это исполнительная власть коллектива, а не личности и подчинённых.
В чём разница между этой моделью и обычной парламентской? Они в принципе очень схожи, но основное различие заключается в коллегиальности: данная модель упраздняет институт Президентства в привычном нам понимании, и создает коллективный орган, который будет принимать решения.
В парламентской республике Президент имеет определенные полномочия, в частности он подписывает федеральные законы, а во многих даже избирается, но эта должность по факту очень формальная и в теории не имеет никакого смысла вообще в том виде, в котором она есть. Коллегиальность подразумевает, что решения принимаются несколькими людьми: на практике это оказывается эффективно, так как несколько разных мнений могут помочь в формировании сбалансированных решений.
Проблемы могут заключаться в замедлении принятия решений и возможности конфликтов, и если первое может негативно повлиять на эффективность работы, то второе встречается не часто, ввиду особого метода формирования, при котором Федеральный Совет всегда формируют несколько партий, вне зависимости от результатов выборов. В целом можно сказать, что модель с коллективным главой государства очень похожа на классическую парламентскую модель, но в отличии от этой модели тут правительством является Президент в виде Федерального Совета.
7. Органы судебной власти
Судебная власть в Швейцарии осуществляется федеральными и кантональными судами. Нормативную основу функционирования судов составляют Конституция Федерации, а также Федеральный закон от 16 декабря 1943 г. «Об организации судебных органов». Принципы судебной власти в Конституции нс сконцентрированы, а разбросаны по различным статьям и главам: запрет чрезвычайных судов (ст. 30), обязательность решений суда (ст. 122).
Судебная система предопределена федеративным устройством государства, поэтому действуют федеральные суды и кантональные. К федеральным судам относятся Федеральный суд (трибунал), Федеральный страховой суд. К кантональным судам относятся суды по уголовным делам, суды по гражданским делам, административные суды.
Во главе всей судебной системы стоит Федеральный суд, статус которого определен Конституцией и Законом 2005 г. Судьи Федерального суда избираются парламентом на 6 лет с возможностью переизбрания. Количественный состав определен в 35—45 судей, действующих на постоянной основе, еще до 2/3 от этого числа осуществляют свою деятельность на условиях совместительства. Резиденция Федерального суда находится в Лозанне.
В число полномочий Федерального суда входят и полномочия по осуществлению конституционного контроля. Статья 189 Конституции устанавливает, что Федеральный суд разрешает:
а) жалобы на нарушение конституционных прав;
b) жалобы на нарушение автономии общин и других гарантий кантонов в пользу публично-правовых корпораций;
c) жалобы на нарушение государственных договоров или договоров кантонов;
d) публично-правовые споры между Союзом и кантонами или между кантонами».
В целом же в научной литературе отмечается, что конституционная юстиция в Швейцарии (как и во Франции) выстроена слабее, чем в Германии и других государствах
7.
8. Политические партии
Швейцарская народная партия
Национально-консервативная политическая партия в Швейцарии. Официальный день образования партии — 22 сентября 1971 года, однако предыстория партии начинается в 1917 году, когда была образована Цюрихская крестьянская партия. В 1971 году произошло объединение Партии крестьян, бюргеров и ремесленников и Демократической партии кантонов Гларус и Граубюнден.
Швейцарская народная партия в своей политике придерживается «правого» популизма. Одни из главных приоритетов деятельности ШНП — ограничение иммиграции и защита нейтралитета Швейцарии. Партия также выступает за снижение налогов, государственных расходов. В 1992 году она являлась фактически единственным противником присоединения Швейцарии к Европейскому Экономическому Сообществу (ЕЭС) среди партий и добилась проведения референдума по этому вопросу, на котором граждане страны отвергли идеи присоединения к ЕЭС.
В последнее время ШНП завоевывает наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими партиями: на выборах в 1999, 2003 годах партия побеждала. На парламентских выборах 2019 года, партия получила 25,6% голосов (53 места в Национальном Совете и 6 мест в Совете кантонов).
Социал-демократическая партия
Политическая партия социал-демократического толка в Швейцарии, одна из крупнейших политических сил страны. Впервые была создана в 1870 году, но уже через два года прекратила существование. Партия была воссоздана в 1888 году и вскоре стала главной оппозицией господствовавшей в парламенте фракции радикалов.
Политическая программа партии среди прочего содержит требование вступления страны в ЕС, хотя СДПШ выступает против членства в НАТО. Кроме этого, СДПШ также поддерживает легализацию марихуаны.
Лидер партии — Кристиан Левра (1970 года рождения). На выборах в Национальный совет в 2015 году партия получила 43 места. На парламентских выборах 2019 года, партия получила 16,8% голосов (39 мест в Национальном Совете и 9 мест в Совете кантонов).
Свободная демократическая партия. Либералы
Либеральная политическая партия Швейцарии. Имеет третью по численности фракцию в Национальном совете Швейцарии и вторую по численности в Совете кантонов Швейцарии.
Партия возникла 28 февраля 2009 года при слиянии Свободной демократической партии и Либеральной партии. Входит в евро партию Альянс либералов и демократов за Европу. На парламентских выборах 2019 года, партия получила 15,1% голосов (29 мест в Национальном Совете и 12 мест в Совете кантонов).
Христианско-демократическая народная партия
Центристская, христианско-демократическая политическая партия Швейцарии и самая маленькая из четырех участников правящей коалиции. Она является ассоциированным членом Европейской народной партии.
ХДНП позиционирует себя как центристскую партию. Партия способствует формированию социально ориентированной рыночной экономики, пытаясь соединить либеральные принципы с исполнением социальной справедливости. Партия имеет 27 мест в Национальном совете и 13 мест в Совете кантонов.
Лидер партии – Герхард Фистер (1962 года рождения). На парламентских выборах 2019 года, партия получила 11,4% голосов (25 мест в Национальном Совете и 13 мест в Совете кантонов).
Зеленая партия
Является пятой по величине партией в Национальном совете Швейцарии, и крупнейшей из не представленных в Федеральном совете..
Традиционно партия делает акценты на экологической и транспортной политике, но она также активно участвует в других областях швейцарской политики. В экономической политике, зелёные занимают лево центристскую позицию. Большинство зелёных поддерживают присоединение Швейцарии к Европейскому союзу. В иммиграционной политике, зелёные поддерживают инициативы по интеграции иммигрантов. Партия выступает за повышение цен на энергоносители. Согласно такой политике, в результате этого доходы должны быть переданы государственному социальному страхованию. На парламентских выборах 2019 года, партия получила 13,2% голосов (28 мест в Национальном Совете и 5 мест в Совете кантонов).
Зеленая либеральная партия
Центристская зеленая партия, стоящая на либеральных позициях. Основана в 2007 году и сразу же получила 14 мест в Национальном совете. Заявила о себе 19 июля 2007 года – на основе четырех кантональных организаций Зеленой партии. Сегодня активна в 13 кантонах, однако наибольшую активность проявляет в немецкоязычной части Швейцарии.
В отличие от левой Зеленой партии, Зеленая либеральная партия декларирует центристские позиции и либерализм в экономике.
Лидер партии – Юрг Гроссен. На парламентских выборах 2019 года, партия получила 7,8% голосов (16 мест).
Консервативная демократическая партия
Консервативная политическая партия в Швейцарии (второе название – Буржуазно-демократическая партия). Партия образована 1 ноября 2008 года группой выходцев из Швейцарской народной партии. Лидер партии – Мартин Ландольт (1968 года рождения). Партия имеет 7 мест в Национальном совете и 1 место в Совете кантонов. На парламентских выборах 2019 года, партия получила 2,4% голосов (3 места).