Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
собственные неналоговые доходы;
средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления;
доходы федеральных целевых бюджетных фондов;
средства федеральных социальных внебюджетных фондов.
Основные методы, используемые государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, это налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени и определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации (статья 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Основными доходами федерального бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
Налоги на прибыль, доходы;
Налоги и взносы на социальные нужды;
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
Налоги на совокупный доход;
Налоги на имущество;
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
Государственная пошлина. Перечень и ставки налогов определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;
Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Они обеспечивают более 9/10 обшей суммы платежей.
Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему большую часть доходов бюджета. По итогам 2012 года НДС включает 35% всех доходов бюджета Российской Федерации. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.
Неналоговые доходы могут иметь форму, как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Неналоговые доходы составляют около 5% всех поступлений в федеральный бюджет. К этим доходам бюджетов разного уровня относятся:
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней) находящегося в государственной или муниципальной собственности после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
Средства самообложения граждан;
Иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
Дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Следующий по своему финансовому значению доход бюджета -- государственные кредиты в форме займов. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных займов:
Государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем размещения ценных бумаг от имени государства;
Кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.
Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга, который тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями. При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.
Кроме того, можно выделить два дополнительных основания классификации доходов, в зависимости от степени окончательности зачисления доходов в федеральный бюджет можно выделить:
Доходы, подлежащие окончательному зачислению. К данной группе доходов относится большинство налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета;
Доходы, подлежащие дальнейшему возмещению из бюджета. Сюда следует отнести в первую очередь суммы косвенных налогов (НДС и акцизов), возмещаемые налогоплательщикам, в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную по реализации товаров. Также к данной группе можно отнести суммы неправомерно удержанных и зачисленных в бюджет налогов, сборов и иных платежей, подлежащих дальнейшему возмещению из государственного бюджета.
Подобная классификация имеет важное значение при бюджетном планировании, поскольку позволяет реально оценить роль и значение отдельных видов доходов.
В зависимости от реальности зачисления дохода в бюджет можно выделить:
Реально зачисляемые доходы - это доходы в собственном смысле слова, то как они понимаются в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Выпадающие доходы - это доходы, которые бюджет мог бы получить, но не получил, в результате применения различного рода льгот и освобождений по отношению к плательщикам налогов, сборов и иных платежей.
Выпадающие или потенциальные доходы не являются доходами в собственном смысле этого слова, поскольку они не зачисляются в бюджет. Данная категория приобретает значение в процессе выработки государственной финансовой политики при бюджетном и налоговом планировании и позволяет, с одной стороны, оценить потенциал для дальнейшего роста доходов бюджета (в случае отмены каких-либо льгот), а с другой, - оценить возможности для снижения фискального бремени плательщиков налогов, сборов и иных платежей (в случае предоставления дополнительных льгот отдельным категориям плательщиков).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «бюджетные доходы» в его содержании сравнивается с понятием «государственные поступления». Следует также учитывать, что часть средств направляется государству за пределами бюджета, другим финансовым учреждениям (например, в форме государственных кредитов, государственному страхованию и т. д.). То есть бюджетные отношения по формированию доходов бюджета весьма широки
2. Состав, структура и динамика доходов бюджета РФ
2.1 Состав и роль поступлений государственного бюджета РФ
Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов. Напротив, когда экономика строится на общественной (социалистической) собственности, то поступления бюджета являются результатом командно-административного перераспределения стоимости единого государственного субъекта. Незначительную долю составляют платежи из личного достояния физических лиц.
В обществе с рыночной экономикой источниками внутренних поступлений могут быть чистый доход, национальный доход и национальное богатство страны. К внешним источникам относятся национальный доход и национальное богатство зарубежных государств. Эти поступления - результат осуществления специальных финансовых и нефинансовых (силовых) методов международного перераспределения (изъятия) стоимости. В историческом плане наблюдались различные формы пополнения государственной казны
За счет успешно проводимых войн, захватов чужой территории и других видов агрессии контрибуция и т.д. С другой стороны, длительное время существовали финансово-экономические методы аннексии (например, эмиссия зарубежных денежных знаков демпинговая политика, принудительные валютные клиринги). В настоящее время широкое распространение получили различные международные займы.
Налоговые поступления присущи мирному, политически стабильному периоду развития государств. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы современных стран. Принципы и механизм налогообложения формируются государством и находят выражение в фискальной политике и налоговом менеджменте. В России к налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. По существу, к ним следует отнести и поступления целевых бюджетных фондов. Они носят субъективный характер и зависят исключительно от особенностей бюджетного менеджмента в части финансирования государственных функций.
Государственные займы стоят по значимости поступлений на втором месте и имеют тысячелетнюю историю, но получили широкое распространение лишь в ХХ в., особенно в послевоенное время. Раньше они имели периодический характер, обусловленный чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийные бедствия и т.п.). Займы не являются доходами в истинном смысле. Это денежные поступления, которые через определенное время необходимо вернуть, причем с доплатой в виде процентов. В действительности займы представляют собой лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона заключается в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах или в создании условий для резкого ускорения развития какого-либо процесса, интенсификации очень выгодной сферы жизнедеятельности (разработки богатого месторождения, подготовки кадров и: т.д.).
Различают внутренние и внешние займы. Первые ведут к образованию внутреннего государственного долга, вторые - внешнего. Если выплата внутреннего долга поступает физическим и юридическим лицам своего государства, то обслуживание внешнего долга представляет чистый убыток, так как проценты уходят за пределы страны. Все это требует научно продуманного подхода к использованию заимствований и обязательного прозрачного отражения их в бюджетах.
К неналоговым доходам согласно действующей бюджетной классификации РФ относятся: