Файл: Структура и динамика доходов федерального бюджета.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


доходы от государственной (муниципальной) предпринимательской деятельности и государственного имущества, получаемые в виде арендной платы за сдачу имущества, дивидендов и процентов по ценным бумагам, находящимся в собственности государства, прибыли государственных организаций (ЦБ РФ и др.), платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам;

доходы от внешнеэкономической деятельности государственных органов;

доходы от платных услуг;

средства, полученные в результате применения мер ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и т.д.), а также средства, полученные в возмещение вреда, и иные суммы принудительного изъятия;

другие (безвозмездные перечисления различных физических и юридических субъектов, клады, доходы от разгосударствления и приватизации (продажи) государственного достояния, государственные финансовые санкции и т.д.).

Таким образом, размер неналоговых доходов зависит от объемов и результативности функционирования имущества государства. Наибольшие доходы казна должна получать от прибыли государственных предприятий (ЦБ РФ, Газпром и др.) и дивидендов по акциям, находящимся у государства. Что касается поступлений от разгосударствления и приватизации государственного имущества (земли, различных активов), то здесь доходов нет, а есть лишь смена товарной формы стоимости на денежную, осуществляемая, как правило, не в пользу государства.

Право на эмиссию денежной массы принадлежит представительным органам государственной власти, которые используют ее в случае недостатка поступлений для накрытия бюджетного дефицита. Эмиссия кредитных денег, применяемая для покрытия дефицита бюджета, непосредственно ведет к инфляции, так как происходит переполнение каналов обращения избыточной массой денежных средств. В данном случае инфляция служит мощным инструментом скрытого рыночного перераспределения (отчуждения) стоимости денежных средств массовых потребителей. Особенно страдают физические лица как конечные потребители продовольственных и промышленных товаров, а также услуг. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов, и о ее применении становится известно широкой общественности постфактум. Так было на протяжении всей истории товарно-денежных отношений: во время феодализма, при капитализме, в СССР при социализме; так остается и в настоящий период в России. Особенно широко эмиссия использовалась в 1990-1996гг. Бюджетным кодексом РФ эмиссия в качестве источника поступления бюджета не предусматривается, хотя в бюджетной классификации источников финансирования дефицитов первой группой покрытия дефицита бюджета указывается на "финансирование дефицита бюджета за счет кредита ЦБ РФ".


Трансферты (финансовая помощь) приняты исключительно в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней и включают дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим. Для большинства региональных и особенно местных образований они играют большую роль, поскольку составляют значительную долю доходов их бюджетов, достигающую в ряде случаев 70-80%. Характерной чертой дотаций и субвенций служит целевой характер. Так, это может быть помощь для поддержания минимальной бюджетной обеспеченности или специфических функций (административных, военных, экологических и т.д.) органов власти административно-территориальных образований.



2.2 Перспективы развития доходной базы федерального бюджета РФ



Сценарием прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенным в основу бюджетного планирования, предполагаются относительно стабильные условия, при которых масштабные экономические санкции к России не применяются, допускается ослабление внешнеполитической напряженности и возобновление роста инвестиций в основной капитал.

Формирование бюджета происходило в условиях замедления темпов роста российской экономики, стремительного падения цен на нефть, негативных последствий введения санкций, а также с учетом дополнительных расходов, связанных с присоединением Крыма.

Прогнозирование параметров доходной части федерального бюджета осуществляется с учетом внешних и внутренних рисков экономического развития страны.

Наиболее высокие риски дестабилизации состояния российской экономики, а значит, и бюджетной устойчивости в среднесрочной перспективе, обусловлены геополитической напряженностью в связи с ситуацией вокруг Украины. Ужесточение санкций в отношении отдельных субъектов экономических отношений и целых отраслей российской экономики, финансовой инфраструктуры способны в значительной степени негативно повлиять на динамику ВВП.

Введение санкций в отношении отдельных отраслей российской экономики может привести к ухудшению их финансового состояния, условий заимствования и усилению оттока капитала. Это может привести к дальнейшему ослаблению обменного курса, росту инфляции и ухудшению потребительской уверенности.

Кроме того, сохраняется риск нарушения экспортных поставок газа через Украину, а также введения торговых санкций со стороны стран Евросоюза. В краткосрочном и среднесрочном периодах у России достаточно резервов для компенсации большей части возможных экономических потерь, связанных с санкциями, в то же время эскалация напряженности может понизить прирост ВВП до 0,2 - 0,3%. В более длительной перспективе санкции могут оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости, а также ухудшение условий и сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта технологий, инвестиций и передовых практик.


В части риска изменения прогнозируемой динамики цены на нефть, с одной стороны, существует вероятность снижения цены на нефть в связи с высоким предложением нефти, превышающим спрос, а с другой стороны, высока вероятность повышения цены на нефть в связи с сохранением растущего спроса на нефть и нестабильностью поставок 24, с. 6.

В прогнозе социального экономического развития России в 2018 - 2020 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 18,5% к ВВП в 2018 году до 18,4% в 2019 году, с дальнейшим снижением к 2019 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,6% к ВВП в 2018 году до 7,7% к ВВП в 2020 году, при этом не нефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2016 годом на 0,4% к ВВП и в 2020 году достигают 10,3% к ВВП (таблица 1):
Таблица 1 - Динамика доходов федерального бюджета за 2018-2020…………..гг. , млрд.руб.

Показатель

2018 г

2019 г

2020 г

Доходы, всего

10 627,8

11 687,6

12 645,5

в %% к ВВП

18,5

18,4

18,0

в том числе:










Нефтегазовые доходы

4 942,2

5 228,6

5 444,3

в %% к ВВП

8,6

8,2

7,7

Не нефтегазовые доходы

5 685,6

6 458,9

7 201,2

в %% к ВВП

9,9

10,2

10,3

Доля в общем объеме доходов,%

100,0

100,0

100,0

в том числе:










Нефтегазовые доходы

46,5

44,7

43,1

Не нефтегазовые доходы

53,5

55,3

56,9


Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2018 - 2020 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.


Вместе с тем, по мнению законодателей, конструкция бюджета обладает значительным запасом прочности в связи с корректировкой бюджетного правила, которая позволяет направлять дополнительные нефтегазовые доходы на замещение выпадающих доходов и источников финансирования дефицита.

Увеличение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2018 - 2020 годах по отношению к 2016 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2016 году - на 714 млрд. рублей (0,1% ВВП), в 2020 году - на 752 млрд. рублей (0,1% ВВП) 26.

Прогноз доходов федерального бюджета по основным источникам представлен в таблице 2.


Таблица 2 - Прогноз доходов федерального бюджета за 2018-2020…….гг.

Показатель

2018 год

2019 год

2020 год




Млрд. руб.

% к ВВП

Млрд. руб.

% к ВВП

Млрд. руб.

% к ВВП




1

2

3

4

5

6

7

Доходы, всего

10 627,8

18,5

11 687,6

18,4

12 645,5

18,0

в том числе:



















Нефтегазовые доходы

4 942,2

8,6

5 228,6

8,2

5 444,3

7,7

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

46,5

-

44,7

-

43,1

-

НДПИ

1 804,4

3,1

1 962,4

3,1

2 076,9

2,9

Таможенные пошлины

3 137,8

5,5

3 266,2

5,1

3 367,4

4,8

Не нефтегазовые доходы

5 685,6

9,9

6 459,0

10,2

7 201,2

10,3

Доля не нефтегазовых доходов в общем объеме доходов,%

53,5

-

55,3

-

56,9

-

НДС

3 447,6

6,0

3 901,6

6,2

4 445,1

6,3

Налог на прибыль организаций

352,2

0,6

369,2

0,6

385,8

0,5

Акцизы

396,2

0,7

567,3

0,9

718,1

1,0

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

19,6

0,0

26,7

0,0

31,2

0,0

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

752,5

1,3

836,0

1,3

942,2

1,3