Файл: 1. Мышление и речь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3.1-15

1.Мышление и речь

Второй функцией речи является обобщение. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и является всегда носителем их существенных признаков. Функцией обобщения слово тесно связывается с мышлением. Речь является формой существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно-логического мышления. В настоящее время доказано, что генетические корни мышления и речи различны, но существует тесная взаимосвязь этих двух процессов.

Так, Л.С.Выготский отмечал неравномерность развития мышления и речи, количественную и качественную изменчивость их отношений на разных этапах развития, различия генетических корней мышления речи. Ученый определил слово как некое обобщенное целое, как единство звука и значения, которому присуще все знаки свойственные речевому мышлению в целом. По его мнению значение может рассматриваться «как явление, речевое по своей природе, и как явление относящееся к области мышления… Оно есть речь и мышление в одно и тоже время, потому что оно есть единица речевого мышления».

Во внутренней речи слова превращаются в мысли, оформляются в слова. Процесс превращения слов в мысли совершается быстрее, но эти два процесса взаимосвязаны между собой. Своеобразие внутренней речи, ее особый синтаксис, предельная сжатость и семантическая сверхнаполняемость языковых единиц затрудняет перекодирование из внутреннего во внешний план.

Внутренняя речь имеет особое значение при решении проблемных задач без опоры на наглядность, планирование в уме. Сокращенная форма внутренней речи возникает на основе словесно-логического мышления. У детей наблюдается более развернутое и последовательное проговаривание слов про себя, так как у них преобладают формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Внутренняя речь является основой для формирования понятий, так как в процессе ее происходит обобщение всей информации.

Проблемам развития функций речи у детей посвящена работа Ж.Пиаже, где он различает речь социализированную, выполняющую функцию общения, и речь эгоцентрическую, которая не выполняет функции общения, являясь речью для себя.

Л.С.Выготский в сотрудничестве с А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьевым и другими провел специальное экспериментальное исследование, выясняющее вопрос о причинах, пораждающих эгоцентрическую речь. На основании этих исследований Л.С.Выготский приходит к выводу, «что, видимо, эгоцентрическая речь помимо чисто
экспрессивной функции и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении»(Л.С.Выготский, собр. Соч Т.6)

На основании проведенных исследований Л.С.Выготского можно высказать следующее предположение о природе и функциях эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь вырастает из социальной речи и реального сотрудничества детей и взрослых в практической деятельности. Ее появление и развитие связаны с тенденцией детей младшего дошкольного возраста к сотрудничеству и совместной деятельности со взрослым. Эта тенденция тем выше, чем менее самостоятелен ребенок и чем больше затруднений вызывает у него деятельность. Возникая при условиях, затрудняющих реальное сотрудничество, эгоцентричная речь имеет социальную направленность и является своеобразным речевым эквивалентом реального практического сотрудничества в той или иной деятельности. В зависимости от конкретной деятельности и возможностей реального сотрудничества изменяется и содержание эгоцентрических высказываний.(Д.Б.Эльконин, 2006)

При возникновении трудностей в интеллектуальной деятельности эгоцентрическая речь отражает желательное для ребенка содержание сотрудничества и помощи. Тем самым эгоцентрическая речь выполняет регулирующую функцию в отношении деятельности (А.Н.Леонтьев,1982)

А.А.Люблинская в своей работе, посвященной анализу наглядно-действенного мышления показала, что такая речь может выполнять, во-первых, функцию формулировки задачи ребенком при затруднениях, во-вторых, функцию планирования деятельности. Речь сперва включается в деятельность на всем ее протяжении, но с возрастом постепенно концентрируется главным образом в ее начале, представляя собой прототип будущего планирования.

В связи с этим происходят изменения и в самой деятельности. К концу дошкольного возраста в ней явственно начинают обозначаться как бы два этапа: первый – принятие решения и планирование, протекающие в речевой форме; второй – практическое выполнение принятого решения и плана.

Можно считать, что в дошкольном возрасте формируется новая функция речи

, которую следует назвать интеллектуальной, т.е. планирующей и регулирующей практические действия.

Познавательная функция речи теснейшим образом связана с семантической, то есть смысловой стороной слова, с тем значением, которое в него вкладывается. Чтобы к концу дошкольного детства речь стала действительным средством мышления, она должна быть развита до определенного уровня. Познавательная функция речи формируется в процессе становления различных видов деятельности, восприятия и мышления, по мере развития, которых чувственный опыт ребенка должен сопровождаться постоянно речью.

4. Теории психического развития

Направления, общие особенности:

1. Биогенетическое направление понимания психического развития. Вед. знач-е имеет наследственность – определяет ход псих. развития. Разв-е сводится к адаптации окр. среде.

2. Социогенетическое направление. Его представители делают акцент на изучении процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации.

3. Анализ внутренних причин психического развития - теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется.

4. Концепция усвоения общественно - исторического опыта. Л.С. Выготский.

Характеристика теорий, отражающая содержание того или иного направления.

  1. В рамках биогенетического направления основными теориями являются:

Теории рекапитуляции Э. Геккеля и С.Холла.

Э.Геккель сформулировал закон внутриутробного, эмбрионального развития, согласно которому онтогенез есть краткое развитие филогенеза. Человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. С.Холл перенес этот закон на постнатальное развитие ребенка. в период детства ребенок проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Так, раннее детство (овладение схватыванием, прямохождением) связывалось с периодом превращения обезьяны в первобытн. человека, дошк. возраст (дет. рисунки, игры, сказки) соотносились с периодом превращения обезьяны в первобытных народов и т.д.


Теория конвергенции двух факторов В.Штерна

Психическое развитие – не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. при этом предпочтение эндогенных факторов факторам среды, поскольку наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды. главная роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.

Теория трех ступеней развития К.Бюлера.

3 ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Движущая сила развития – переживание удовольствия, связанного с действием. Переход удовольствия от конца деятельности к началу. Первый этап (уровень инстинктов) характеризуется тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, т.е. после выполнения действия. На уровне навыков (дрессура) удовольствие переносится на сам процесс совершения действия: появилось понятие «функциональное удовольствие». Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задач.

Психоаналитический подход к развитию ребенка

3. Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии – «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс детского развития Фрейд укладывал в 4 стадии : оральная, анальная, фаллическая стадия, латентный период и генитальная стадия.

На каждой из стадий «либидо»(или «ид») сосредоточивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с оральной областью, может затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т . п . Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения ( конформизм ). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии – возврат к низшему уровню мотивации поведения.


На оральной стадии (до 1 года) поскольку все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция – «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность.

На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – «Сверх-Я» как воплощения социальных норм, внутренняя цензура, совесть. развиваются аккуратность, пунктуальность. упрямство, агрессивность, скрытность и др.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Вед. эрог. зоной становятся гениталии. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). зарождаются новые черты личности – самонаблюдение, т.д.

Латентная стадия (5 – 12 лет) как бы временно прерывает секс. развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские переживания вытесняются. Интересы ребенка направляются на общение с друзьями, шк. обучение.
  1.   1   2   3   4   5