ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под когнитивной структурой П. понимал главной способ мышления ребенка, который определяет его активность и понимание мира. Достижение каждой новой стадии основываются на предыдущей и включают ее в более сложную когнитивную структуру. Порядок прохождения стадий и периодов является неизменным (инвариантным) для всех детей.
Периоды умственного развития по Пиаже
П. не только выявил качественное своеобразие мышления детей каждого возраста, но и предложил психологический механизм происходящих изменений. В основе теории П. лежит представление об исходной активности детского организма, врожденной потребности в познании и действии. Эта исходная активность ребенка сталкивается с внешним окружающим миром. включающим требования и запреты взрослых, предметы, звуки, т.д. Ребенок сталкивается с необходимостью приспособить себя и свое поведение к требованиям окр. среды. Этот процесс приспособления П. называл адаптацией. А. осуществляется через ассимиляцию и аккомодация.
Ассимиляция – стремление включить новые, непривычные явления в уже имеющиеся у реб. готовые мыслительные структуры.
Аккомодация – изменение готовых схем и приспособление их к окружающим явлениям.
Впервые увидев помидор, реб. может принять его по внешним признакам за мяч (круглый, красный, катится) – ассимилировать (включить в категорию знакомых предметов). Убедившись, что помидор не отскакивает от стенки, им нельзя играть, он вынужден соотнести имеющуюся у него мысл. схему со свойствами реального предмета. Он отказывается от наложения готовых схем, вырабатывает новые представления (осущ. аккомодацию), и таким образом достигает равновесия – соответствия своих мыслительных структур с объектами реальности. Процесс уравновешивания – один из главных в концепции П. – происходит благодаря практ. опыту ребенка, когда этот опыт не может быть в готовом виде ассимилирован и требует построения новых умственных конструктов.
Теория П. неоднократно подвергалась критике. Многие психологи отмечали, что выделенные им стадии развития мышления не являются однородными и зависят от конкретных условий. Ребенок может показывать значительно более высокие результаты, действуя со знакомыми объектами, чем с непонятными и абстрактными. Многие феномены, открытые П. «исчезают» при другой постановке задачи и при других условиях проведения эксперимента. Психологи показали также, что стадии развития мышления не являются столь инвариантными и во многом определяются условиями обучения и воспитания детей.
Несмотря на эту критику, нужно подчеркнуть, то вклад П. поистине огромен. Много других направлений дет.психологии формировались через противопоставление концепции П., через новую интерпретацию и преодоление открытых им закономерностей.
8. Возрастные периодизации общего психического развития.
В процессе развития ребенок проходит через несколько возрастных периодов, которые характеризуются своими психофизиологическими особенностями и определенной продолжительностью.
Отечественная психология исходит из положения Выготского, в том что ВП основана на сущности процессов развития. Развитие – есть присвоение социально – исторического опыта в ходе организованной взрослым деятельности и общения.
2 принципа в основе развития ребенка:
- периодизация историзма (детство – продукт эволюции, а человеческое детство – результат исторического развития), чем выше стоит вид на лестнице эволюции, тем длиннее его детство.
- периодизация развития в деятельности. Возникновение новообразований в психическом развитии ребенка происходит в процессе его деятельности. Особое значение имеет ведущий вид деятельности.
В ходе психического развития ребенка стабильные периоды сочетаются с кризисами (резкое изменения за короткий промежуток времени)
Признаки кризиса – неопределенность границ, трудновоспитуемость, в кризисный период отмечаются новообразования, отмечаются обострение противоречий, отмирание того, что сложилось = происходит изменение социализации с развитием, которое требует перестройки социальных отношений.
Схема:
- кризис новорожденности
- младенчество – кризис 1 года – раннее детство
- кризис 3х лет – дошкольное детство – кризис 7 лет – младший школьный возраст
- кризис 12 лет – пубертатный возраст – кризис 17 лет
Эльконин – считал, что ребенок в своей жизни познает окружающий мир через 2 системы: человек – предмет, человек – человек.
В основе периодизации – ведущий вид деятельности. В пределах одной и той же деятельности можно выделить этапы:
- усвоение мотивов и задач деятельности
- активность ребенка направленная на действия с предметом, их значение.
- познание взаимоотношений с людьми, общение
1. эмоционально личностное общение – 1
2. предметная – 2
3. игровая – 1
4. учебная – 2
5. интеллектуально – личностная – 1
6. учебная профессиональная деятельность – 2
Закон периодичности – в каждом этапе своего развития ребенок проходит с расхождениями между тем что он усвоил и системой отношений человек – человек, человек –предмет = в момент наибольших расхождений – кризис (малые и большие)
Эпохи:
раннее детство, детство, подростничество
периоды:
младенчество, раннее детство
дошкольник, младший школьник
младший подросток, старший подросток
Слободчиков: периодизация должна объяснять и предсказывать
Основные понятия – событийная общность, в ней происходит развитие (канал связи между ребенком и обществом).
Вводит новую характеристику в понятие норма – это высшая характеристика уровня развития в данном возрасте.
Развитие способностей
Ступени развития:
1 – оживление, освоение телесной, психосоматической индивидуальности, вписывает себя в жизнь семьи. Со-бытийную общность составляет родной взрослый.
2 – одушивление, со- общ. Составляет близкий взрослый, с которым происходит общение. Ребенок овладевает речью и ходьбой, культ-гиг навыками, происходит осознание себя, своих собственных хотений и умений.
3 – персонализация, в общность входит учитель, происходит освоение понятий науки, искусства, морали. Ребенок осознает ответственность за свое будущее, проявляет индивидуальность в совместном бытие, способность к саморазвитию.
4 – индивидуализация, (на том стою и не могу иначе) со- общ является человечество, отношения между людьми опосредованы системой общественных ценностей и идеалов.
5 – универсализация, высший уровень духового развития.
Развитие проходит через кризисы рождения и кризисы развития
Каждая ступень включает в себя 2 периода: период становления событийности и период становления самобытности. В период становления событийности субъект в своем развитии проходит сначала кризис рождения, затем стадию принятия, в периоде становления самобытности – кризис развития и стадию освоения.
9. Возрастные периодизации развития личности.
А.В.Петровский рассматривал развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. (считал, что для каждой возрастного периода ведущей деятельностью является не конкретная деятельность, а деятельностно-опосредованный стиль взаимодействия, который складывается у ребенка с наиболее референтной группой для него: семья – группа детского сада – школьный класс и неформальные подростковые объединения. Доя любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения, которые как раз и влияют на формирование его личности).
Существует 3 микрофазы:
Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы, и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценке.. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития – коллективе – способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.
Периоды умственного развития по Пиаже
Возраст | Период развития | Х-ка когнитивной структуры |
От 0 до 2л. | Сенсомоторный | Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, к 2 годам ребенок может целенаправленно строить и комбинировать свои действия |
От 2 до 11л. | Конкретных операций (его отличие от сенсом. периода: у дет. появляется способность строить внутренние, умств. образы и представления об окруж. предметах и действовать с ними во внутреннем плане) | |
От 2 до 6л. От 6 до 11л. | Дооперационная стадия Операционная стадия | Дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий с ними. Мысль отличается эгоцентричностью. Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дети могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами. |
От 12 до взрослости | Формальных операций | Дети приобретают способность к абстрактному рассуждению |
П. не только выявил качественное своеобразие мышления детей каждого возраста, но и предложил психологический механизм происходящих изменений. В основе теории П. лежит представление об исходной активности детского организма, врожденной потребности в познании и действии. Эта исходная активность ребенка сталкивается с внешним окружающим миром. включающим требования и запреты взрослых, предметы, звуки, т.д. Ребенок сталкивается с необходимостью приспособить себя и свое поведение к требованиям окр. среды. Этот процесс приспособления П. называл адаптацией. А. осуществляется через ассимиляцию и аккомодация.
Ассимиляция – стремление включить новые, непривычные явления в уже имеющиеся у реб. готовые мыслительные структуры.
Аккомодация – изменение готовых схем и приспособление их к окружающим явлениям.
Впервые увидев помидор, реб. может принять его по внешним признакам за мяч (круглый, красный, катится) – ассимилировать (включить в категорию знакомых предметов). Убедившись, что помидор не отскакивает от стенки, им нельзя играть, он вынужден соотнести имеющуюся у него мысл. схему со свойствами реального предмета. Он отказывается от наложения готовых схем, вырабатывает новые представления (осущ. аккомодацию), и таким образом достигает равновесия – соответствия своих мыслительных структур с объектами реальности. Процесс уравновешивания – один из главных в концепции П. – происходит благодаря практ. опыту ребенка, когда этот опыт не может быть в готовом виде ассимилирован и требует построения новых умственных конструктов.
Теория П. неоднократно подвергалась критике. Многие психологи отмечали, что выделенные им стадии развития мышления не являются однородными и зависят от конкретных условий. Ребенок может показывать значительно более высокие результаты, действуя со знакомыми объектами, чем с непонятными и абстрактными. Многие феномены, открытые П. «исчезают» при другой постановке задачи и при других условиях проведения эксперимента. Психологи показали также, что стадии развития мышления не являются столь инвариантными и во многом определяются условиями обучения и воспитания детей.
Несмотря на эту критику, нужно подчеркнуть, то вклад П. поистине огромен. Много других направлений дет.психологии формировались через противопоставление концепции П., через новую интерпретацию и преодоление открытых им закономерностей.
8. Возрастные периодизации общего психического развития.
В процессе развития ребенок проходит через несколько возрастных периодов, которые характеризуются своими психофизиологическими особенностями и определенной продолжительностью.
Отечественная психология исходит из положения Выготского, в том что ВП основана на сущности процессов развития. Развитие – есть присвоение социально – исторического опыта в ходе организованной взрослым деятельности и общения.
2 принципа в основе развития ребенка:
- периодизация историзма (детство – продукт эволюции, а человеческое детство – результат исторического развития), чем выше стоит вид на лестнице эволюции, тем длиннее его детство.
- периодизация развития в деятельности. Возникновение новообразований в психическом развитии ребенка происходит в процессе его деятельности. Особое значение имеет ведущий вид деятельности.
В ходе психического развития ребенка стабильные периоды сочетаются с кризисами (резкое изменения за короткий промежуток времени)
Признаки кризиса – неопределенность границ, трудновоспитуемость, в кризисный период отмечаются новообразования, отмечаются обострение противоречий, отмирание того, что сложилось = происходит изменение социализации с развитием, которое требует перестройки социальных отношений.
Схема:
- кризис новорожденности
- младенчество – кризис 1 года – раннее детство
- кризис 3х лет – дошкольное детство – кризис 7 лет – младший школьный возраст
- кризис 12 лет – пубертатный возраст – кризис 17 лет
Эльконин – считал, что ребенок в своей жизни познает окружающий мир через 2 системы: человек – предмет, человек – человек.
В основе периодизации – ведущий вид деятельности. В пределах одной и той же деятельности можно выделить этапы:
- усвоение мотивов и задач деятельности
- активность ребенка направленная на действия с предметом, их значение.
- познание взаимоотношений с людьми, общение
1. эмоционально личностное общение – 1
2. предметная – 2
3. игровая – 1
4. учебная – 2
5. интеллектуально – личностная – 1
6. учебная профессиональная деятельность – 2
Закон периодичности – в каждом этапе своего развития ребенок проходит с расхождениями между тем что он усвоил и системой отношений человек – человек, человек –предмет = в момент наибольших расхождений – кризис (малые и большие)
Эпохи:
раннее детство, детство, подростничество
периоды:
младенчество, раннее детство
дошкольник, младший школьник
младший подросток, старший подросток
Слободчиков: периодизация должна объяснять и предсказывать
Основные понятия – событийная общность, в ней происходит развитие (канал связи между ребенком и обществом).
Вводит новую характеристику в понятие норма – это высшая характеристика уровня развития в данном возрасте.
Развитие способностей
Ступени развития:
1 – оживление, освоение телесной, психосоматической индивидуальности, вписывает себя в жизнь семьи. Со-бытийную общность составляет родной взрослый.
2 – одушивление, со- общ. Составляет близкий взрослый, с которым происходит общение. Ребенок овладевает речью и ходьбой, культ-гиг навыками, происходит осознание себя, своих собственных хотений и умений.
3 – персонализация, в общность входит учитель, происходит освоение понятий науки, искусства, морали. Ребенок осознает ответственность за свое будущее, проявляет индивидуальность в совместном бытие, способность к саморазвитию.
4 – индивидуализация, (на том стою и не могу иначе) со- общ является человечество, отношения между людьми опосредованы системой общественных ценностей и идеалов.
5 – универсализация, высший уровень духового развития.
Развитие проходит через кризисы рождения и кризисы развития
Каждая ступень включает в себя 2 периода: период становления событийности и период становления самобытности. В период становления событийности субъект в своем развитии проходит сначала кризис рождения, затем стадию принятия, в периоде становления самобытности – кризис развития и стадию освоения.
9. Возрастные периодизации развития личности.
А.В.Петровский рассматривал развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. (считал, что для каждой возрастного периода ведущей деятельностью является не конкретная деятельность, а деятельностно-опосредованный стиль взаимодействия, который складывается у ребенка с наиболее референтной группой для него: семья – группа детского сада – школьный класс и неформальные подростковые объединения. Доя любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения, которые как раз и влияют на формирование его личности).
Существует 3 микрофазы:
-
Когда ребенок входит в новую группу, он прежде всего приспосабливается к ней, принимает нормы, средства деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть такими же как все. Это первая фаза становления личности в социальной группе. – фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. -
Обостряющиеся противоречия между достигнутым результатом адаптации – тем, что он стал таким, как все в группе, - и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном проявлении своих индивидуальных особенностей, порождает вторую фазу – индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. -
Третья фаза состоит в том , что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности.
Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы, и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценке.. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития – коллективе – способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.