ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мере усвоения норм и правил поведения они становятся мерками, которые использует ребенок при оценке других людей, но себя оценить не могут. Возможность оценить себя только на основании сравнения с другими становится возможным только к старшему дошкольному возрасту.
Старший дошкольник – достаточно верно осознает свои достоинства и недостатки, использует их (упрямство – это плохо, но мама идет на уступки, при ней можно)
1гж – я есть
2гж – я умею
3гж – я хочу
4гж – я имею, идеализирует себя, половая идентификация
7гж – я школьник
8гж – я товарищ
Самооценка:
Абсолютная (отношение к себе)
Относительная (отношение к себе в сопоставлении с другими, ревность, соревновательный мотив)
На самооценку влияет:
-взрослый
-сверстники
- Успех в деятельности
Уровень притязаний (адекватный, неадекватный) – зависит от самооценки и влияет на нее.
2 вариант ответа на вопрос:
Ребенок, как существо социальное, для которого среда выступает не только как условие развития, на и как источник. С окружающим миром Р входит в бесконечное число отношений, в результате развивается. Эти отношения Р с окр.миром осуществляются через взрослого, как посредника.
Под руководством взр. Р овладевает новыми видами деятельности (игра, продуктивная деятельность), вступает в новые формы общения. Все это имеет важное значение для тех качественных изменений в псих.развитии Р, которое происходит в дошкольный период. В этот период складываются псих.механизмы личностного поведения. Еще в возрасте 2-3 лет Р отделяет себя от других людей, осознает собственные возросшие возможности. Но особенно отчетливо это проявляется к ст.д.возр., когда происходит открытие своей внутренней жизни и развивается самосознание.
3г. – отделяет себя от взр., о себе и своих качествах еще не знает
4г. – слушает мнение других людей, оценивает себя на основе оценок старших.
5-6 – оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя.
7л. – старается оценивать себя более правильно, критично. Самосознание – относительно устойчивое, более или менее осознанная система представлений о самом себе.
В основе С лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.
Представления о себе включают:
-
компоненты: когнитивный, эмоциональный, волевой -
процессы самоутверждения в результате которых рождается знание о себе. -
отношение к себе составляют эмоциональные переживания, в которых отражается отношение личности к тому, что она делает, узнает, понимает.
С-ка включает в себя не только знание о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. С-ка адекватная если человек критически, правильно оценивает свои возможности. Неадекватная – завышает или зинажает.
С-ка формируется с одной стороны под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений результата, с другой – под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые Р переживат в разных видах деятельности.
В разных видах деятельности С-ка разная:
- в рисовании Р оценивает себя правильно
- в грамоте переоценивает
- в пении недооценивает себя.
Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый. Как бы он это ни делал – словом, жестом, мимикой, улыбкой.
Прежде всего осознают дети те качества о особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе.
Критерии С-ки зависят от взрослого, принятой системой воспитательной работы.
Как взрослый оценивает Р и сверстников. Если он равнодушен, не обращает внимания на Р, то у него образ себя становится преимущественно негативным с низкой самооценкой. В результате: усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).
Для формирования С-ки важна та деятельность, в которой включен Р и оценки его достижений взрослыми и сверстниками..
Т.о. дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.
В целом С-ка дошкольника очень важна, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включиться в подготовку к школе
На протяжении дошкольного возраста существенно изменяются мотивы поведения.
- мотив связан с интересом Р к миру взрослого
- мотивы игровые, связанных к процессу игры
- мотив установления и сохранения + отношений со взр. И другими детьми.
- мотив самолюбия, самоутверждения
- познавательные, соревновательные
- нравственные – отношение к другим людям
- общественные – желание сделать что-то для других людей
Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание. Появляется новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение. Соподчинение мотивов – является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Благодаря развитию механизма соподчинение мотивов ст. дошк. Легче ограничивают свои непосредственные желания.
К 6-7 г. Дошкольник может планировать предстоящую деятельность в знакомой для него ситуации. И добивается ее результата. Свои действия сопровождает речью Поведение становится все более управляемо.
15. Психологическая характеристика способностей. Работа практического психолога с одаренными детьми
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые отражают его готовность к овладению конкретной деятельностью и успешному ее осуществлению.
Признаки определения способностей:
-
Под С. понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. -
С. – не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые у него выработаны в течение жизни и деятельности или многих деятельностей. -
С.не сводятся к умениям, навыкам, знаниям человека, которые у него выработаны в течение жизни и деятельности.
У каждого человека при рождении формируются конкретные предпосылки для становления С. – задатки. Это анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития С.
Задатки не специфичны, по отношению к какой-либо деятельности они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные С. в зависимости от характера требований деятельности.
Виды С. (по широте и направленности)
-
Общие С. – благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним. например, относятся умственные С., тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр. -
Специальные С. – определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и пр.
По уровню развития:
-
Одаренность – совокупность общих и специальных способностей, которая обуславливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяют его из других. -
Талант – высокий уровень развития специальных способностей -
Гениальность – высоки уровень развития способностей человека, делающей его незаурядной личностью во многих областях. Ученые подсчитали, что за всю историю человечества гениальных людей было около 400. Среди них, например ломоносов. Леонардо де Винчи и др. Творчество гением имеет для общества обязательно историческое значение.
Структура
Способности человека к определ. виду деятельности имеют опред. структуру, представляющую собой совокупность особенностей психики. Так, например, в структуру муз. способностей включается: муз. слух, способность к слуховым представлениям, муз-ритм чувство. Литературные способности: высокий уровень эстетического чувства, потребности к самовыражению, оригинального совершенного языка, склонности к фантазированию, выс. уровня развития образной памяти.
Успешность выполнения той или иной д-ти зависит от сочетания С. При отсутствии задатков к развитию каких-либо способностей их дефицит можно восполнить за счет развития других способностей, либо ч/з приобретение навыков, либо за счет формирования инд. стиля деятельности.
Развитие способностей
Любые задатки, прежде чем превратиться в С.. должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7л. происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отд. участков коры ГМ, связей м/у ними и органами движения, особенно рук, что является условие для развития общих способностей. Мл. школьный и средний школьный возраст – время ускоренного развития специальных способностей. Необходимыми условиями являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в «зоне ближайшего развития». Кроме того, становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, а также определяется качеством обучения и воспитания.
Признаки наличия способностей к к-л виду деятельности
-
Высокий темп обучения соответствующей деятельности -
Широта переноса навыка, которая состоит в том, что обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях -
Энергетическая экономность выполнения данной деятельности -
Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности -
Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам.
Одаренные дети – это дети. значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные и др.)