Файл: 1. Мышление и речь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К 4-5 годам складывается произвольная П (запоминание с помощью воли).

Благоприятные условия для ее развития создает игра (нужно запоминание для успешного выполнения роли) – ребенок ставит цель запомнить, осознает ее, самостоятельно выделяет.

Особое значение имеет образная память. Конкретные, наглядные образы предметов, их свойств, действий – т.е. представления составляют основное содержание детской памяти.

С осознанием цели – находит способ приемов запоминания

1. повторение за взрослым, проговаривание шепотом, прикосновение к картинкам.

2. в дальнейшем появляются сложные приемы запоминания: применяются вспомогательные средства – модели, символы, слова, картинки. Начинается развитие произвольной логической памяти.


  1. Внимание и его развитие в раннем и дошкольном возрасте.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности при отвлечении от всего остального.

Физиолог.основой внимания – это механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга.

Большое значение для физиолог. Основ внимания имеет принцип доминанты (А.А.Ухтомский) В мозгу имеется доминирующий господствующий очаг возбуждения, обладающий повышенной устойчивостью, это позволяет понять степень сосредоточения на чем-либо, когда посторонние раздражители не отвлекают и остаются незамеченными.

Термин «В»

Ланг: внимание как результат двигательного приспособления(«В» невозможно без мускульных движений)

И.Герберт, У.Гамильтон: «В» как результат ограниченности объема и сознания.

Дж.Миль: «В» как результат эмоций.

Отечественный психолог Гальперин: 1. «В» является одним из моментов ориентировано-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа мысли.

2. по своим функциям внимание представляет контроль за этим содержанием.

3. все конкретные акты «В» (произвольное и непроизвольное) являются результатом новых умственных действий.

Виды внимания:

  1. Произвольное (есть цель, есть волевые усилия)

  2. Непроизвольное – возникает без участия воли, без цели)

  3. Послепроизвольное – возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его значимости, интереса для личности)


Свойства внимания:

  1. Объем – это количество воспринимаемых объектов.

  2. Устойчивость – длительность удержания «В» к одному и тому же предмету.

  3. Интенсивность – характеризуется относительно большой затратой нервной энергии.

  4. Концентрация – степень сосредоточения

  5. Распределение – способность удерживать в центре внимания определенное число объектов

  6. Переключение – с одного объекта на другой.

  7. Колебания – выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается.

Развитие внимания в раннем и дошкольном возрасте:

Условия развития жизни ребенка оказывают большое внимание на формирование внимания.

У ребенка внимание не устойчивое. В младшем дошкольном возрасте дети могут сосредоточить внимание на 2-3 минуты. Интересует все яркое, интересное (непроизвольное внимание).

Произвольность внимания начинает развиваться с помощью речи, дети начинают управлять своим вниманием, сознательно напрвлять его на отдельные предметы.

Условия для развития внимания:

  1. Организованное обучение (занятия)

  2. Упражнения (игровые действия)

  3. Продуктивные виды деятельности

  4. Создание специальных ситуаций.

  5. Работа с родителями.

  6. Смешание видов деятельности.

  7. Учет индивидуальных способностей.

  8. Связь с другими психическими процессами


12. Внимание и его развитие в раннем и дошкольном возрасте (2 вариант)

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Т.О. этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней. А его продуктом – ее качественное выполнение.

В совей элементарной форме В выступает как рефлекс «что такое?», выполняя биологически защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его + и – значение.

В имеет внешние и внутренние проявления:

Напряженная поза, сосредоточенный взгляд

Изменения в организме, учащенное сердцебиение, выделение адреналина в крови и т.д.

Виды В:

1.непроизвольное – вызывается особенностями раздражителя, деятельности с объектом, связано с интересами и потребностями.



2. произвольное – предполагает сознательно поставленную цель быть внимательным и использование волевых усилий для его поддержания.

3. послепроизвольное – наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.

Об уровне развития В говорит сформированность его свойств:

- концентрации – насколько человек углублен в работу

- устойчивости – время сосредоточения на объекте и количество отвлечения от него.

- переключение – проявляется в переходе от 1 объекта или деятельности к другому.

- распределении – имеет место тогда когда человек одновременно выполняет несколько действий.

В в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций:

- активизирует нужные, тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы

- способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с его актуальными потребностями

- обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на 1 объекте или виде деятельности.

В раннем детстве развитие В происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Ребенок способен выполнять интересную деятельность 8-10 минут, но:

- испытывает трудности в переключении и распределении В(малыш так погружен в работу что не слышит взрослого)

- В очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво, скользит по поверхности, не проникая внутрь.

- способность концентрации В выражается в том, что ребенок фиксирует незначительные, но наиболее яркие признаки объектов.

Особенности:

Расширяется круг предметов, их признаков, действий с ними.

- малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи

- под влиянием речи у ребенка начинается складываться предпосылки для развития произвольного внимания

- В слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств В.

- увеличивается В – дошкольник может действовать с 2-3 предметами

- возрастает возможность распределения В в связи с автоматизацией многих действий ребенка.

- В более устойчивое.(В связи с этим развитие любознательности, познавательных процессов)


- устойчивость В зависит от характера действующего раздражителя

На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, т.е. возрастает устойчивость В.

Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие В дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, осваивает новые виды деятельности (игровая, трудовая, продуктивная). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого.

Развитие произвольности В связано с освоением средств управления им.

  1. внешние средства слово взрослого, указательный жест.

  2. в старшем возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию.

Т.о. развитие произвольного В тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, освоением ее цели. Развитие этого вида В также связано с освоением норм и правил поведения, становления волевого действия. (дежурный)

Развитие послепроизвольного В происходит через становление производного, связано м привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Используемые на занятиях элементы игры, продуктивных видов деятельности, частая смена деятельности позволяет поддерживать сосредоточение внимания детей.

13. Потребности и мотивы. Развитие мотивационной сферы дошкольников.

Потребность- объективная необходимость субъекта в чем-то, стимулирует поведение.

Мотив – устойчивое личностное качество, побуждающее к совершению определенных действий.

Потребности по Маслоу: физиологические потребности, безопасность, любовь, уважение, познание, эстетика, самоактуализация.

Мотивы поведения ребенка существенно меняются на протяжении дошкольного детства.

Младший дошкольный возраст и раннее детство – действуют под влиянием чувств и желаний.

В дошкольном возрасте могут быть:

1. мотивы связанные с интересом к миру взрослых (большие не плачут)

2. игровые мотивы

3. мотивы установок и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми (выполнение установленных правил)

4. мотив самолюбования и самоутверждения (приписывание себе «+» качеств)


5. соревновательный мотив

6. познавательный мотив

7. нравственный мотив

8. общественные мотивы

В старшем возрасте возникает иерархия мотивов (соподчинение)

Более подробно: по Леонтьеву

В отеч пс формирование мотивационной сферы рассматривается в рамках психологической теории деятельности предложенной Леонтьевым. Автор описал лишь один механизм образование мотива, который получил название механизма сдвига мотива на цель. Его суть – в процессе деятельность цель, к которой стремился человек, становится самостоятельной побудительной силой, т.е. мотивом.

Дети 1гж – характерная черта – неустойчивость к восприятию, ребенок интересуется тем, что воспринимает в данный момент.

По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше и больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает.

С развитием речи и общения с окружающими, значительно расширяются его познавательные интересы. Ярким проявления – разнообразные вопросы детей.

Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста возникает интерес к игре, которая является ведущим видом деятельности, в ней развиваются разнообразные стороны психической жизни ребенка, формируются важнейшие психологические качества личности.

Конец дошкольного периода – появление новых интересов у ребенка – к учению, школе. Но этот интерес носит недифференцированный характер. Ему нравится все: он охотно рисует, пишет, выполняет поручения.

14. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.

Самосознание – уровень сознания, на котором осуществляется осознание человеком своих потребностей, способностей, качеств.

Самооценка – оценивание своих достижений, качеств и возможностей.

Предпосылки развития самосознания – отделять себя от других людей, происходит в конце раннего детства (я есть, о себе ничего не знаю), качеств (хорошо видно в кризисе 3х лет – хочу быть как взрослый, но не знаю своих возможностей ).

В младшем возрасте- приписывание себе положительных качеств, одобрение взрослого (но часто не знает их значения)

!!! Чтобы научиться оценивать себя, ребенок должен научиться оценивать других. Самостоятельная оценка ребенком других людей зависит в начале от его отношения к ним (се плохие герои плохо поступают), как следствие постепенно оценка отделяется от отношения (теремок, медведь плохо поступи, но я люблю мишек).