ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К 4-5 годам складывается произвольная П (запоминание с помощью воли).
Благоприятные условия для ее развития создает игра (нужно запоминание для успешного выполнения роли) – ребенок ставит цель запомнить, осознает ее, самостоятельно выделяет.
Особое значение имеет образная память. Конкретные, наглядные образы предметов, их свойств, действий – т.е. представления составляют основное содержание детской памяти.
С осознанием цели – находит способ приемов запоминания
1. повторение за взрослым, проговаривание шепотом, прикосновение к картинкам.
2. в дальнейшем появляются сложные приемы запоминания: применяются вспомогательные средства – модели, символы, слова, картинки. Начинается развитие произвольной логической памяти.
-
Внимание и его развитие в раннем и дошкольном возрасте.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности при отвлечении от всего остального.
Физиолог.основой внимания – это механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга.
Большое значение для физиолог. Основ внимания имеет принцип доминанты (А.А.Ухтомский) В мозгу имеется доминирующий господствующий очаг возбуждения, обладающий повышенной устойчивостью, это позволяет понять степень сосредоточения на чем-либо, когда посторонние раздражители не отвлекают и остаются незамеченными.
Термин «В»
Ланг: внимание как результат двигательного приспособления(«В» невозможно без мускульных движений)
И.Герберт, У.Гамильтон: «В» как результат ограниченности объема и сознания.
Дж.Миль: «В» как результат эмоций.
Отечественный психолог Гальперин: 1. «В» является одним из моментов ориентировано-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа мысли.
2. по своим функциям внимание представляет контроль за этим содержанием.
3. все конкретные акты «В» (произвольное и непроизвольное) являются результатом новых умственных действий.
Виды внимания:
-
Произвольное (есть цель, есть волевые усилия) -
Непроизвольное – возникает без участия воли, без цели) -
Послепроизвольное – возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его значимости, интереса для личности)
Свойства внимания:
-
Объем – это количество воспринимаемых объектов. -
Устойчивость – длительность удержания «В» к одному и тому же предмету. -
Интенсивность – характеризуется относительно большой затратой нервной энергии. -
Концентрация – степень сосредоточения -
Распределение – способность удерживать в центре внимания определенное число объектов -
Переключение – с одного объекта на другой. -
Колебания – выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается.
Развитие внимания в раннем и дошкольном возрасте:
Условия развития жизни ребенка оказывают большое внимание на формирование внимания.
У ребенка внимание не устойчивое. В младшем дошкольном возрасте дети могут сосредоточить внимание на 2-3 минуты. Интересует все яркое, интересное (непроизвольное внимание).
Произвольность внимания начинает развиваться с помощью речи, дети начинают управлять своим вниманием, сознательно напрвлять его на отдельные предметы.
Условия для развития внимания:
-
Организованное обучение (занятия) -
Упражнения (игровые действия) -
Продуктивные виды деятельности -
Создание специальных ситуаций. -
Работа с родителями. -
Смешание видов деятельности. -
Учет индивидуальных способностей. -
Связь с другими психическими процессами
12. Внимание и его развитие в раннем и дошкольном возрасте (2 вариант)
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Т.О. этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней. А его продуктом – ее качественное выполнение.
В совей элементарной форме В выступает как рефлекс «что такое?», выполняя биологически защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его + и – значение.
В имеет внешние и внутренние проявления:
Напряженная поза, сосредоточенный взгляд
Изменения в организме, учащенное сердцебиение, выделение адреналина в крови и т.д.
Виды В:
1.непроизвольное – вызывается особенностями раздражителя, деятельности с объектом, связано с интересами и потребностями.
2. произвольное – предполагает сознательно поставленную цель быть внимательным и использование волевых усилий для его поддержания.
3. послепроизвольное – наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.
Об уровне развития В говорит сформированность его свойств:
- концентрации – насколько человек углублен в работу
- устойчивости – время сосредоточения на объекте и количество отвлечения от него.
- переключение – проявляется в переходе от 1 объекта или деятельности к другому.
- распределении – имеет место тогда когда человек одновременно выполняет несколько действий.
В в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций:
- активизирует нужные, тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы
- способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с его актуальными потребностями
- обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на 1 объекте или виде деятельности.
В раннем детстве развитие В происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Ребенок способен выполнять интересную деятельность 8-10 минут, но:
- испытывает трудности в переключении и распределении В(малыш так погружен в работу что не слышит взрослого)
- В очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво, скользит по поверхности, не проникая внутрь.
- способность концентрации В выражается в том, что ребенок фиксирует незначительные, но наиболее яркие признаки объектов.
Особенности:
Расширяется круг предметов, их признаков, действий с ними.
- малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи
- под влиянием речи у ребенка начинается складываться предпосылки для развития произвольного внимания
- В слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения.
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств В.
- увеличивается В – дошкольник может действовать с 2-3 предметами
- возрастает возможность распределения В в связи с автоматизацией многих действий ребенка.
- В более устойчивое.(В связи с этим развитие любознательности, познавательных процессов)
- устойчивость В зависит от характера действующего раздражителя
На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, т.е. возрастает устойчивость В.
Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Развитие В дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, осваивает новые виды деятельности (игровая, трудовая, продуктивная). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого.
Развитие произвольности В связано с освоением средств управления им.
-
внешние средства слово взрослого, указательный жест. -
в старшем возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию.
Т.о. развитие произвольного В тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, освоением ее цели. Развитие этого вида В также связано с освоением норм и правил поведения, становления волевого действия. (дежурный)
Развитие послепроизвольного В происходит через становление производного, связано м привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Используемые на занятиях элементы игры, продуктивных видов деятельности, частая смена деятельности позволяет поддерживать сосредоточение внимания детей.
13. Потребности и мотивы. Развитие мотивационной сферы дошкольников.
Потребность- объективная необходимость субъекта в чем-то, стимулирует поведение.
Мотив – устойчивое личностное качество, побуждающее к совершению определенных действий.
Потребности по Маслоу: физиологические потребности, безопасность, любовь, уважение, познание, эстетика, самоактуализация.
Мотивы поведения ребенка существенно меняются на протяжении дошкольного детства.
Младший дошкольный возраст и раннее детство – действуют под влиянием чувств и желаний.
В дошкольном возрасте могут быть:
1. мотивы связанные с интересом к миру взрослых (большие не плачут)
2. игровые мотивы
3. мотивы установок и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми (выполнение установленных правил)
4. мотив самолюбования и самоутверждения (приписывание себе «+» качеств)
5. соревновательный мотив
6. познавательный мотив
7. нравственный мотив
8. общественные мотивы
В старшем возрасте возникает иерархия мотивов (соподчинение)
Более подробно: по Леонтьеву
В отеч пс формирование мотивационной сферы рассматривается в рамках психологической теории деятельности предложенной Леонтьевым. Автор описал лишь один механизм образование мотива, который получил название механизма сдвига мотива на цель. Его суть – в процессе деятельность цель, к которой стремился человек, становится самостоятельной побудительной силой, т.е. мотивом.
Дети 1гж – характерная черта – неустойчивость к восприятию, ребенок интересуется тем, что воспринимает в данный момент.
По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше и больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает.
С развитием речи и общения с окружающими, значительно расширяются его познавательные интересы. Ярким проявления – разнообразные вопросы детей.
Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста возникает интерес к игре, которая является ведущим видом деятельности, в ней развиваются разнообразные стороны психической жизни ребенка, формируются важнейшие психологические качества личности.
Конец дошкольного периода – появление новых интересов у ребенка – к учению, школе. Но этот интерес носит недифференцированный характер. Ему нравится все: он охотно рисует, пишет, выполняет поручения.
14. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.
Самосознание – уровень сознания, на котором осуществляется осознание человеком своих потребностей, способностей, качеств.
Самооценка – оценивание своих достижений, качеств и возможностей.
Предпосылки развития самосознания – отделять себя от других людей, происходит в конце раннего детства (я есть, о себе ничего не знаю), качеств (хорошо видно в кризисе 3х лет – хочу быть как взрослый, но не знаю своих возможностей ).
В младшем возрасте- приписывание себе положительных качеств, одобрение взрослого (но часто не знает их значения)
!!! Чтобы научиться оценивать себя, ребенок должен научиться оценивать других. Самостоятельная оценка ребенком других людей зависит в начале от его отношения к ним (се плохие герои плохо поступают), как следствие постепенно оценка отделяется от отношения (теремок, медведь плохо поступи, но я люблю мишек).