ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зигмунт Фрейд считал главным источником бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуально развитие определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.
Стадии:
Оральная 0-1 – эрогенная зона – слизистая рта и губ, удовольствие от сосания, от бессознательного к инстинктивному, инстанция их «Оно» в «Я».
Анальная 1-3 – слизистая кишечника, приучают к опрятности, , много требований и запретов, формируется инстанция «Сверх Я».
Фаллическая 3-5 – высшая ступень детской сексуальности, гениталии, привязанность к взрослым людям («Эдипов комплекс», «комплекс Электры»), интенсивно формируется «Сверх Я».
Латентная 5-12 – детские сексуальные переживания вытесняются, интересы ребенка направлены на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
Генитальная 12-18 – соответствует половому развитию ребенка, объединяются все эрогенные зоны, стремлеие к сексуальному общению.
Эрик Эриксон – последователь З.Фрейда, расширившийся психоаналитическую теорию, он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.
В основе теории 2 понятия:
Групповая идентичность (требования общества в которые ребенок попадает)
Идентичность личности (формирование второго Я)
Стадии:
Младенческий возраст – выделяет доверие и недоверие к миру
Ранний возраст – самостоятельность и независимость
Возраст игры (дошкольный) – осознание половой принадлежности, познание мира через вообр. Ситуации, инициативность – чувство вины, а тормозится инициативность – развивается пассивность.
Школьный возраст – развиваются трудолюбие, овладевает новыми знаниями и умениями, это помогает ребенку получить признание окружающих, если же достижения невелики – чувство неполноценности.
Подростковый возраст – период самого глубокого кризиса. Формирование идентичности.
10. Культурно-историческая концепция Выготского. Развитие идей Выготского в современных психологических теориях
Лев Семенович Выготский является основателем культурно-исторической психологии. Ему принадлежит идея знакового опосредования сознания человека, которая дает ответы на вечные вопросы о развитии психики ребенка.
Знаки – особые предметы, обладающие двойной (материальной и идеальной) природой. С одной стороны, знаки имеют внешнюю форму (зрительную, слуховую), а с другой стороны – знак несет в себе значение, которое вбирает в себя идеальное представление (образ) некоторого предмета, процесса или явления. Таким образом, знак является заместителем реальности и позволяет перевести эту реальность в идеальную форму.
Гениальная мысль В. заключается в том, что знаки – не только заместители других предметов, но и средства, орудия внутренней психической жизни человека. По аналогии с орудиями труда знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими. Согласно концепции В. человеческое поведение осуществляется посредством знаков, т.е. оно опосредовано знаками. Функция знаковых средств – объективация собственного поведения собственного поведения, превращение его в особый предмет, отдельный от человека. Это поведение перестает «совпадать» с субъектом активности, в результате чего становится возможным отношение к нему и его осознание.
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития сознания ребенка, по В., является развитие речевого опосредования. Универсальное значение речи состоит в том, что она освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным. Сказав (вслух или про себя), что и для чего мы делаем, мы можем осознать свое поведение и оценить его.
Однако речь не является единственным средством осознания своего поведения и овладения им. В качестве таких средств могут выступать различные образцы, правила или способы действий. Ученик и последователь В. Д.Б. Эльконин связывал становление произвольного осознанного поведения ребенка со способностью действовать по образцу. Действия ребенка становятся осознанными и произвольными, когда они опосредованы представлением о том, как «нужно действовать». Этот образ поведения может быть задан в форме обобщенного правила, игровой роли или поведения конкретного человека. Важно, чтобы этот образ выступал как регулятор поведения, чтобы он стал образцом, с которым ребенок сравнивает свое поведение. Это сравнение с образцом и есть осознание своего поведения или отношения к нему.
Психика человека, с позиции КИК, имеет опосредованный, или опосредствованный характер. Она опосредована достижениями культуры, в которую ребенок попадает с первых дней своей жизни. Способы человеческой деятельности, произведения искусства, правила социального поведения, научные понятия и пр. являются своеобразными средствами, с помощью которых человек строит себя, свой внутренний мир, свои способности.
2 вида психических функций:
-
Функции низшие (природные натуральные – и у человека, и у животных – условные и безусловные рефлексы, непроизвольное внимание, память, защитные, пищевые реакции). Являются предпосылками развития психики. -
Высшие функции (логическое мышление, наблюдение, овладение счетом, письмом) – имеют не натуральную, а культурную основу.
Их характеристика:
- только у человека;
- формируются прижизненно;
- общение – условие псих. развития.
З признака ВПФ: 1) произвольны; 2) социальны (во взаимодействии с другим человеком); 3) опосредованы знаками.
Исходя из этого, психическое развитие ребенка можно представить как процесс освоения и присвоения культурно заданных средств овладения собой или как становление ВПФ.
Психическое развитие человека есть прежде всего культурное развитие. Носителями этой культуры для ребенка могут быть только взрослые, и только они могут передать ее ребенку. Важнейший закон развития ВПФ: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослым и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, т.е. становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для дет. психологии.
Интериоризация проход 3 этапа:
-
взрослый, используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждает его что-то сделать, обращает внимание на что-то или просто обращается к нему. -
ребенок, перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого -
ребенок обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, т.е. обращается к себе во внутреннем плане.
Передача человеческой культуры от взрослых к детям происходит в процессе обучения. обучение в широком смысле можно определить как взаимодействие ребенка с идеальной культурной формой, опосредованной взрослым (Д.Б.Эльконин). Согласно представлениям В. обучение не должно приспосабливаться к развитию и «плестись у него в хвосте». Обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой. Внутреннюю связь обучения и развития и ведущую роль обучения В. отразил в понятии Зона ближайшего развития. Овладевая каким-либо новым действием, ребенок сначала выполняет его вместе со взрослым и с его помощью, а потом самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может со взрослым (при его показе, руководстве, указаниях) и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, и образует ЗБР. Величина ЗБР – важный показатель обучаемости ребенка, «запаса развития», который он имеет в настоящее время.
Между обучением и развитием предполагается собственная деятельность ребенка. В деятельности выражается и осуществляется отношение человека к миру. Психологическая теория деятельности наиболее полно и конкретно была разработана А.Н.Леонтьевым. Согласно этой теории каждая стадия детского развития характеризуется определенным, ведущим типом деятельности, которая обусловливает главнейшие изменения отдельных психических процессов и личности ребенка в целом, и в которой зарождаются новые формы деятельности. Структура деятельности включает 3 уровня: деятельность – действия - операция. Этим уровням соответствует психологический ряд: мотив - цель-задача.
Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Общение со взрослым на протяжении детского возраста развивается и принимает различные формы. М.И.Лисина – концепция генезиса общения – развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных его форм, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, основными средствами общения.
Систему отношений с другими людьми, характерную для конкретного этапа онтогенеза, называют социальной ситуацией развития, рассматривают как важнейшую характеристику возрастного периода.
Разработка проблемы возрастной периодизации развития Д.Б.Элькониным. Исследования А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Л.А.Венгера о зависимости развития психических процессов от предметной деятельности (развитие восприятия, усвоение сенсорных эталонов). П.Я.Гальперин о поэтапном формировании умственных действий на основе интериоризации. В.В.Давыдов о развивающем обучении. Л.И.Божович о развитии мотивационной сферы детей, о становлении потребности в общении детей со взрослыми.
11. Общая характеристика памяти. Развитие памяти в раннем и дошкольном возрасте.
Память – психический процесс отражения прошлого опыта через запоминание, сохранение, воспроизведение.
Теории памяти: ассоциативное направление (в основе памяти лежат ассоциации), гештальтизм (…..)……
Количественные характеристики памяти: скорость, прочность, длительность, точность, объем запоминания.
П рассматривается на основе ассоциаций (3 вида):
- по сложности (то что рядом – свой дом, поезд)
- по сходству
- по контрасту (я вчера купила сапоги, а сегодня нет; вчера было хорошее настроение, сегодня нет)
Виды памяти:
1. По характеру активной деятельности человека (двигательная, эмоциональная, образная, смысловая).
2. По анализаторам (зрительным, слуховым, вкусовым, обонятельным, осязательным)
3. По участию воли (произвольная, непроизвольная)
4. По времени (кратковременная, долговременная)
5. По способу запоминания (зубрежка, смысловая)
Процессы П:
- запоминание – это закрепление в сознании информации полученной через ощущения и восприятия: непроизвольное (без цели, связано с интересным); произвольное (с целью, с помощью различных действий).
Механизмы запоминания: механическое (зубрежка), смысловое (логическое)
- сохранение – удержание информации в памяти на определенное время.
Качество сохранение зависит:
от установки личности,
от условий запоминания,
от организации запоминания
- воспроизведение – извлечение из памяти сохраненной информации.
Бывает:
Произвольным (узнать при повторном воспроизведении)
Непроизвольным (образ сам собой всплывает)
Припоминание (требует усилий)
Успешность воспроизведений
Зависит от:
Четкого осознания содержания
От приемов припоминания
Ассоциации
Мотивация (нужно ли мне это припомнить)
Память – это не только дар природы, но к результат целенаправлен восп…с помощью тренировки развивают память.
Развитие памяти в раннем и дошкольном возрасте
В раннем возрасте до 4 лет у детей доминирует непроизвольная память. На ранних этапах П слита с ощущением и восприятием, с деятельностью ребенка. Ребенок запечатляет яркие краски, движущиеся предметы, качество непроизвольного запоминания зависит от содержания материала (запоминается легче, что наглядно или тот материал, который он ощупывал, вырезал и т.д.). Лучше запоминаются слова, если ребенок их произносит (ребенок не ставит цель запомнить или припомнить).
В раннем возрасте развивает двигательная П (схватывает руками, учится ползать). Эмоциональная П – отношение об контактах, предотвращение опасности (тронул утюг – помнит горячо).