Файл: Экономическая теория предмет, метод, функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Экономическая теория: предмет, метод, функции. Экономика – наука об оптимально-эффективном использовании редких ограниченных экономических ресурсов. Функции: Познавательная, Практическая, Воспитательная, Прогностическая, Методологическая. МЕТОДЫ: Эмпирический (Сбор и описание фактов и экономических событий), Статистический (Сбор и обработка количественных данных), Причинно-следственный (Выявление причинно-следственных связей между отдельными явлениями: Анализ, Синтез, Аналогия, Сравнение, Индукция, Редукция), Позитивный и Нормативный (Основан на констатации фактов, Что должно быть?), Научной абстракции (Выработка новых научных категорий, выражающие существенные стороны исследуемых объектов.), Графический (Экономические процессы и явления с помощью экономических схем), Экономично-математический (Построение моделей схожих с реальными объектами на основе регрессивного анализа мат. моделирования.)


2. Стадии становления и развития экономической теории. Меркантилизм (Ранний: Стаффорд,Скаруффи (15-16в.)- Максимальная высокая цена на ввозимый товар. Ограничение импорта. Наказания за вывоз золота, серебра и денег из страны. Поздний:

Серра,Мен(16-17в.) - Отмена ограничений на вывоз денег из страны и ввоз загран товаров. Принцип покупать дешевле в одной стране, продавать дороже в другой.), Физиократизм (Кене, Бюрго, Виктор де Марабо(17-18в.) - Основной источник богатства – сельское хозяйство. Общество делится на 3 класса: фермеры, рабочие, землевладельцы. Особую выгоду имеет земля.), Английская классическая школа (Смит, Рикардо, Милль(17-19в.) - Труд – источник богатства. Богатством являются обычный продукты. Принцип невидимой руки рынка. Невмешательство государства в экономику.), Марксизм (Карл Марк, Плеханов,Ленин(19в.) - Богатство должно доставаться тем, кто его производит, а не тем, кто владеет капиталом. Переход от частного производства к коллективному. Теория прибавочной стоимости.), Маржинализм (Курно,Мизес(19в) - Акцент в экономическом анализе был перемещен с издержек и затрат на результат. Центр экономического анализа – человеческие потребности.), Кейсианское направление (Кейне,Хипс,Шоу(1930-г годы)- Рыночная экономика нестабильна. Рыночная экономика не может справиться с внешними эффектами.), Неолиберализм (Смит, Рикардо, Лист, Фридман( 1 этап – 40-60 19 в, 2 этап -70-90 19 в, 3 этап – первая треть 20в) - Государство может вмешаться в деятельность эконом субъектов на самом низшем уровне. Рынок - сама эффективная форма хозяйствования),
Институциолизм (Веблен, Митил, Гелбрейт (1920-70гг) - Государство должно контролировать экономику. Поведение индивидов может быть иррациональным.Голобальными агентами экономического процесса являются люди, а не фирмы или правительство.)

3.Модели экономических систем: понятие, черты, преимущества и недостатки. Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по двум признакам: По форме собственности на экономические ресурсы,По методу управления экономической деятельности. Традиционная: частная собственность на средства производства, примитивные технолгии.

Плюсы: мастерство передается из поколения в поколение, стабильность и предсказуемость общества, добротность и качество продукции. Минусы: отсталая техника, ручной труд, сельскохозяйственное производство. Командная: гос собственность на все материальные ресурсы, все реешения принимает государство Плюсы: стабильность общества, экономики, возможность быстрого распределения ресурсов. Минусы: одних товаров больше, других меньше, отсталость технического развития, отсутствие мотивации к труду. Рыночная: частная собственность, свобода предпринимательского выбора. Плюсы: большая свобода выбора для производителей и потребителей, широкий выбор товаров, передовые технологии, высокое качество продукции. Минусы: безработица, платность большинства услуг, проблема соц справедливости. Смешанная Плюсы: производители сами решают что производить, а покупатели что и в каком количестве покупать, лицензия предприятия, защита прав потребителей, создание общественных товаров и услуг. Минусы: государство способно подорвать нормальное финансирование рыночного уклада, если будет слишком много вмешиваться в рыночные законы

4.Экономические блага и потребности. Экономические ресурсы. Экономические ресурсы – это все виды источников, средств обеспечивающих производство, которые используются в процессе создания новых материальных благ и услуг.Факторы производства – часть экономических ресурсов, реально вовлеченных в производство экономических благ.Экономические блага – результат экономической деятельности людей, обладают ценой (Материальные блага и Нематериальные блага(услуги).) Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности (Материальные, Духовные, Социальные.)

5. Экономический выбор. Альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей.
Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологий. Кривая производственных возможностей – характеризует возможный выпуск продукции. Обозначает границы максимально возможного одновременного выпуска товара А и В. Альтернативные затраты – количество товаров, которые приходится терять при максимизации производства в условиях неполного использования ресурсов. Экономический выбор – выбор лучшего из альтернативных вариантов.

6.Модель экономического кругооборота (кругооборот ресурсов, продуктов и доходов). Экономический кругооборот - круговая движения реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком денежных поступлений и расходов.

7 .Экономическая сущность рынка. Классификация рынков. Рынок - совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, один из центральных элементов товарно-денежных отношений. Элементы рынка: Спрос(D), Предложение(S), Конкуренция(C), Цена(P). Классификация рынка:По территориальному признаку (местные, национальные, международные.), По степени конкуренции (совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции.), По видам продукции (рынок потребительских товаров, рынок факторов производства, финансовый рынок, рынок инноваций), По характеру продаж (оптовый, розничный).


8.Функции рынка. Инфраструктура рынка. Рыночные институты. Функции рынка: Ценообразующая, Информационная, Регулирующая, Посредническая, Санирующая. Инфраструктура рынка – совокупность связанных между собой институтов, действующих в переделах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Институты: 1.Рынок ресурсов, товаров и услуг: товарные биржи, ярмарки. 2.Денежный рынок, фондовый рынок, инвестиционный: банки, страховая компания, фонды. 3.Рынок труда: фонды занятости.
9 .Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы изменения спроса.
Спрос – потребность в товарах. Закон спроса: количество товара, на который предъявляется спрос, возрастают цены; обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар определенного периода времени. Факторы изменения спроса: цена товара, цены других товаров, доходы потребителей, вкусы и предпочтения потребителей, количество потребителей.
10.Изменение объема спроса и изменение спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса. Спрос-потребность в товаре, подкрепленная наличием платежных средств у потребителя. Объем спроса зависит от: цены товара, цена других товаров, доход потребителя, вкусы и предпочтения, ожидания потребителя, количество потребителей. - функция спроса от цены.

  1. Предложение. Объем (величина) предложения. Закон предложения и его объяснение. Предложение-как могут колебаться месячные объемы предложения товаров на рынке при изменение цены на рынке при изменении цены на данный товар. Величина предложения-показывает, сколько единиц товара продавцы готовы предложить на продажу за месяц при цене равной х рублей. Закон предложения: прямая зависимость между ценой и величиной предложения на товар в течении определенного периода времени.




  1. Изменение объема предложения и изменение предложения. Факторы, влияющие на изменение предложения. Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Факторы: цена товара, издержки производства, налоги, дотации, технологии производства, ожидания производителя.




  1. Рыночное равновесие. Механизмы восстановления равновесия по Маршаллу и по Вальрасу. Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными и такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной. условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения. Условие равновесия по Маршаллу представляет собой равенство цены спроса цене предложения:





  1. Излишек потребителя и производителя. ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ  – разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке. ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке.




  1. Последствия государственного регулирования цен (на примерах установления «потолка» и «пола» цены). В ряде случаев правительство, исходя из определенных политических, экономических или социальных интересов, устанавливает на рынке некоторые ограничения на действия экономических агентов, оказывает на них стимулирующее или сдерживающее воздействие. Действия правительства нарушают механизм рыночных сил, и в результате могут возникнуть ситуации, когда на рынке не будет равновесия




  1. Последствия государственного регулирования рынка с помощью налогов. Налог – это обязательный платеж государству. Налоги не ограничивают свободу действий агентов и не нарушают функционирование рыночных процессов. А) для продавца. Налог – неценовой фактор, он увеличивает расходы производителя, снижая его прибыль, т.е. способствует сокращению объема производства и росту цены. На рынке устанавливается новое равновесие. Б) для покупателя. Введение дополнительного налога для покупателей снизит их реальные доходы, т.е. потребитель почувствует себя беднее.




  1. Последствия государственного регулирования рынка с помощью дотаций Дотация – это отрицательный налог или «налог наоборот». Дотации могут получать как производители , так и потребители. Если дотацию получают производители - кривая предложения смещается вправо вниз, т.е. уменьшается равновесная цена и увеличивается равновесный объем продукции на рынке. Если дотацию получают потребители – кривая спроса сдвигается вправо вверх, т.е. увеличивается и цена и равновесный объем. 




  1. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы ценовой эластичности. Эластичность- это степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменения другой, связанной с первой. Эластичность спроса по цене- это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены на этот товар. Факторы ценовой эластичности:1.ЗАМЕНЯЕМОСТЬ- чем больше заменителей дорогого товара, тем эластичнее спрос на товар.2.УДЕЛЬНЫЙ ВЕС В ДОХОДЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ- чем больший вес продукт имеет в доходе потребителя, тем спрос на него будет эластичнее.3. ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ И БЫТА- спрос на предметы быта- неэластичен, на предмет роскоши- эластичен.4. ФАКТОР ВРЕМЕНИ-спрос тем эластичнее, чем длиннее период времени принятия решения о покупке.