Файл: Экономическая теория предмет, метод, функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу Перекрёстная эластичность спроса — показатель процентного изменения в количестве купленного товара в ответ на изменение в цене другого товара . Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эл-ти. Ed=  % ∆спроса/ % ∆ цены. Эластичность спроса по доходу -Ei=  % ∆ кол-ва спрашиваемой продукции/ % ∆ дохода. Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:- Значимость товара для бюджета семьи.- Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.- Консерватизм во вкусах. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. 




  1. Ценовая эластичность предложения. Факторы эластичности предложения. Эластичность предложения– это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Факторы, влияющие на эластичность предложения:1. Мобильность экономических ресурсов: чем быстрее может производитель организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение.2. Время.  три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. 3. Структура издержек. 4. Степень загрузки производственных мощностей,5. Наличие свободной рабочей силы.6. Быстрота перелива капитала из одной отрасли в другую.




  1. П одходы в теории потребительского выбора. 1. КАРДИНАЛИСТИЧЕСКИЙ подход к анализу и полезности и спроса Законы Госсена: 1.При увеличении объема потребляемого продукта добавочная полезность каждой последующей порции продукта убывает.2.Рациональный потребитель максимизирует общую полезность, если каждая последующая денежная единица приносит одинаковую полезность.(Предполагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности).2. ОРДИНАЛИСТСКИЙ подход ( Порядковый) Полезность – субъективное восприятие потребителем блага. Кривая безразличия – множество точек, каждая из которых представляет собой набор двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих товаров выбрать. U=f(Q(x),Q(y), Q(z)) – функция полезности. TU – общая полезность MU – предельная полезность.





  1. Полезность, её определение, виды. Закон убывающей предельной полезности. Полезность- субъективное восприятие потребителем блага, т.е. его ценности для него (Маршал; Госсен)1) Потребитель ведет себя рационально, а значит стремиться извлечь мах полезности.2) Потребитель четко представляет, какую полезность несет ему каждая единица блага.3) Доходы потребителя ограничены. Юпиль- искусственная( гипотетическая) единица измерения полезности. Закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемых благ их предельная полезность снижается; рациональный потребитель максимизирует общую полезность, если каждая последующая денежная единица, затрачиваемая на приобретение продуктов или услуг приносит одинаковую полезность




  1. Выбор потребителя в кардиналистском подходе. Равновесие потребителя. потребительское равновесие – это ситуация, когда потребитель не может увеличить общую полезность при заданном бюджете. Рациональный потребитель максимизирует общую полезность, если каждая последующая денежная единица, затрачиваемая на приобретение продуктов или услуг приносит одинаковую полезность




  1. Выбор потребителя в ординалистском подходе. Кривые безразличия, их свойства и виды. Слуцкий и Хикс считали, что полезность отдельных продуктов измерить нельзя, но можно расставить приоритеты, то есть построить шкалу предпочтений и безразличия. Кривая Безразличия- множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор двух товаров, что безразлично какой набор из них выбрать. Свойства: 1)Кривая безр, лежащая выше и правее прямой содержит в себе более предпочтительные товары-наборы.2)Имеет отриц наклон. 3)Не пересекаются 4)Вогнута к началу координат.5) может быть проведена через любую точку пространства товаров.




  1. Выбор потребителя в ординалистском подходе. Учет бюджетных ограничений. Условие максимизации полезности. Бюджетная линия(BL) — это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат. Уравнение бюджетного ограничения будет иметь вид: I=PX·X+PY·Y. Бюджетное ограничение имеет достаточно простой смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и Y. Правило мах полезности MU А / Цена А = MU Б / Цена Б





  1. Эффект замещения и эффект дохода: экономический смысл. эффект дохода представляет собой количественное изменение структуры спроса покупателей как следствие динамики их доходов и платежеспособности. эффект замещения представляет собой зависимость потребительского спроса от динамики уровня цен без влияния структуры доходов. Эф дохода: IE=K(P1I)-K(P1I1) Эф замещения:SE=K(P1I1)-K(PI)




  1. Базовые понятия в теории производства. Процесс производства-это процесс использования ресурсов для изготовления товаров, услуг, информации. Функция производства:  Q = F (L,K). Производство можно представить как систему, которая на входе потребляет данный ресурсы, а на выходе а выходе выдает готовые продукты. Различают производство материальное (МП), нематериальное (НМП), массивное(МП)-выпуск благ в больших размерах с применением капиталоемких способов изг, мелко-серийное (МСП)- в небольших объемах и с использованием трудоемких способов.




  1. Производство в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности. . Краткосрочный период — это период времени в течение которого фирма может изменить объём производства. Для анализа изменения объема выпускаемой продукции при изменении переменных факторов производства используются следующие показатели: совокупный продукт, средний продукт, предельный продукт труда. Закон убывающей предельной производительности: Применение одного нового производственного фактора со временем приводит к снижению объемов выпускаемой продукции.




  1. Производство в долгосрочном периоде. Изокванта- кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Карта изокванта – график, показывающий несколько изоквант, отображающих различный выпуск продукции при разных комбинациях ФП.Свойства: Вогнуты, Не пересекаются, Отрицательный наклон, Изокванта, которая расположена дальше от начала координат, показывает больший объем выпуска.




  1. Оптимальная комбинация ресурсов производителя. Отдача от масштаба производства: понятие, виды. Оптимальная комбинация ресурсов - комбинация ресурсов, обеспечивающая минимальный уровень совокупных издержек фирмы. Эффект масштаба – изменение долгосрочных средних издержек предприятия при увеличении объемов производства: Положительный (При увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются.), Отрицательный (При увеличении размеров предприятия средние издержки возрастают.), Постоянный (При увеличении размеров предприятия средние издержки не изменяются.)

  2. Понятие издержек. Экономические и бухгалтерские издержки. Издержки – выплаты фирмы за ресурсы. Явные издержки – денежные выплаты поставщикам факторов производства. Неявные издержки – альтернативные издержки ресурсов, принадлежащих самому производителю. Бухгалтерские издержки – явные издержки. Экономические издержки – явно-неявные издержки.

  3. П остоянные, переменные и общие издержки. Средние и предельные издержки. Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы. Средние издержки : AC = TC/Q Предельные издержки – дополнительные издержки, связанные с производством дополнительное единицы продукта наиболее дешевым способом.MC=TC(n)-TC(n-1)

  4. Средние и предельные издержки : понятие, формулы, графики. Средние издержки – общие затраты фирмы, деленные на объем ее продукции или равные сумме средних и переменных издержек. При анализе издержек для предприятия важны показатели уровня в расчете на единицу продукции, то есть средние издержки.AFC=FC/Q – средние постоянные издержки. AVC=VC/Q - средние переменные издержки. ATC=AVC+AFC=TC/Q – Средние издержки.




Предельные издержки – Отношение приращения общих издержек, связанных с выпуском дополнительной продукции(дополнительные, добавочные издержки на производство доп. Продукции). MC=∆TC/∆Q=TC’(Q)=∆VC/∆Q.



34. Основные модели рыночных структур: сравнительная характеристика. Выделяют 4 основных типа рыночной структуры: 1) Совершенная конкуренция – множество продавцов, производящих одинаковую продукцию. Такого типа конкуренции практически не существует, это своеобразный “Идеал”. 2)Монополистическая конкуренция – также много продавцов, но производящих уже продукцию с некоторыми различиями. 3) Олигополия – несколько фирм на рынке того или иного товара. 4)Монополия – на рынке существует только одна фирма, производящая данную продукцию.

35. Общая характеристика совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция – экономическая модель , идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют ее своим вкладом спроса и предложения. Признаки – 1) бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей. 2) однородность и делимость продаваемой продукции. 3)отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка. 4)Высокая мобильность факторов производства. 5) равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров). ЕСЛИ хоть ОДИН признак отсутствует, то конкуренция несовершенная.

36. Особенности спроса, предложении и дохода на рынке совершенной конкуренции.

37.Подходы к определению оптимального объема выпуска на рынке совершенной конкуренции. Различают два подхода.1) Совокупный подход состоит в сравнении общего (совокупного) дохода с общими (совокупными) издержками. К примеру, предприятие сравнивает полученный им общий доход при различных объемах выпуска с общими издержками и выбирает такой вариант, при котором разница между общим доходом и общими издержками максимальна. 2) Предельный подход состоит в сравнении предельного дохода с предельными издержками. Если в результате выпуска доп. единицы продукции общий доход увеличивается в большей степени, чем общие издержки производства, то следует наращивать производство(MR> MC), а если же доп. единица продукции приводит к большему росту издержек, чем дохода, то производить ее не стоит (MC>MR).


38. Характерные черты чистой монополии. Показатели монополии власти. Монополия – крайний случай несовершенной конкуренции. Чистой монополии характерны черты: 1)Единственный продавец - Одна фирма производит данный товар или услугу, понятие фирма и отрасль совпадает. 2) Нет близких заменителей – Фирма производит такой уникальный продукт, который не имеет заменителей. 3)Установление цены – чистый монополист диктует цены. При нисходящей кривой спроса на свой продукт фирма повышает или понижает цены, изменяя объем производимого продукта. 4)Барьер для вступления в отрасль – Вступление в отрасль новых производителей заблокировано юридически или экономически.

Показатели монопольной власти - Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для этой оценки используют следующие показатели: 1) норму экономической прибыли – 1)Коэффициент (индекс) Бейна

Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала.



2) Индекс (коэффициент) Лернера как показатель степени конкурентности рынка позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом нормы до­ходности.Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно эластичен, то цена будет близка к предельным издержкам, и следовательно монополизированный рынок будет похож на рынок совершенной конкуренции. Исходя из этого, положения А. Лернер предложил в 1934 году индекс, определяющий монопольную власть:



3) Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:



P- рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций)

С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

4) Коэффициент монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низ­кое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязан­ных рынках или сегментах одного и того же рынка. Папандреу в 1949 году предло­жил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент. Формула коэффициента проникновения (показателя монопольной власти Папандреу) выглядит так: