Файл: Экономическая теория предмет, метод, функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Qdi- объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью

Pj- цена конкурента

- коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены. Он изменяется от нуля до единицы.

39.Определение цены и объема производства в в условиях чистой монополии. Оптимальный объем производства фирмы-монополиста будет зависеть от двух факторов – рыночного спроса на ее продукцию и величины и структуры ее издержек. Спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластичным. Низкая степень ценовой эластичности спроса на монопольный продукт, порожден отсутствием товаров-заменителей. Таким образом монополист сам диктует цену и объем производства.

40. Ценовая дискриминация: понятие и виды. Ценовая дискриминация – один из способов ведения бизнеса, при котором товары, одинаковые по уровню издержек для фирмы, продаются по разным ценам различным покупателям. Это приводит к тому, что монополист получает дополнительную выгоду, а часть покупателей больше не может покупать предлагаемый товар. Перераспределение потребительского выигрыша в свою пользу и является целью дискриминационной политики. Так же она может проводиться для расширения собственного рынка сбыта.

Виды ценовой дискриминации: 1)Совершенная цен. дискриминация – Монополия устанавливает каждому покупателю свою цену. Излишек потребителя равен 0 и присваивается фирмой монополистом. 2)Дискриминация 2 степени – выделение нескольких ступеней цены (ночью дешевле, скидки для оптовиков, дневной и ночной тарифы э/э). 3)Дискриминация 3 степени – разные цены для отдельных групп ( для ЮЛ скидки, студентам и школьникам – проезд дешевле, пенсионерам…)

41.Поведение предприятия монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном - На рынке монополист контролирует весь объем выпуска продукции, не имеющие аналога. Покупатели не имеют возможности выбора. Если монополист повышает цену на товар, то он не боится потерять часть рынка( это не означает, что он всегда будет повышать цену своей продукции). В ходе принятия решения о цене монополист учитывает рыночный спрос и свои издержки( кривая спроса на его продукцию совпадает с кривой рыночного спроса). В долгосрочном – решение монополиста об объеме производства с целью получения максимальной прибыли основывается на принципе равенства предельного дохода и предельных издержек. Т.к. монополист представляет отрасль, то снижая цену продукции для увеличения объема продаж, он вынужден снижать цену на все единицы продукции.


42. Характерные черты монополистической конкуренции. Рынок монополистической конкуренции – такая форма организации рынка, при которой на рынке действует большое кол-во мелких фирм, производящее дифференцированные продукты, из-за чего сами могут устанавливать цены. Рынок монополистической конкуренции имеет черты: 1) большая емкость рынка, 2) на рынке действует много фирм, 3)размер каждой фирмы небольшой. 4)Каждая фирма производит свой специфический товар или имеет другое преимущество(географическое размещение), 5)У продукции фирмы существует большое количество товаров заменителей, поэтому спрос на товар эластичен, 6)Фирма сама устанавливает цену на свою продукцию, не учитывая реакцию конкурентов, 7)Вход на рынок и выход свободный, 8)Ведется неценовая конкуренция.

43. Краткосрочное и долгосрочное равновесие предприятия на рынке монополистической конкуренции. Долгосрочное равновесие означает что – Рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек. Цены устанавливаются с предельными издержками. Фирмы не получают экономическую прибыль. Все имеющиеся производственные мощности задействованы.

Краткосрочное равновесие: фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может добиться максимизации прибыли или минимизации потерь если будет производить такой объем продукции, при котором MR=MC. Убытки заставят фирмы покидать отрасль до тех пор, пока не восстановится нормальная прибыль.



44. Характерные черты олигополии. Основные модели олигополии. Варианты ценообразования при олигополии. Черты олигополии – 1)малое число фирм и большое число покупателей, 2)дифференцированная или стандартизированная продукция, 3)наличие существенных препятствий входа на рынок, то есть высокие барьеры входа на рынок, 4) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Модели олигополии: 1)Картель – группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. 2)
Модель ценового лидерства – На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером. 3) Дуополия - это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей. Экономические модели дуополии полезны для того, чтобы показать, как предположение отдельного продавца относительно ответа конкурента влияет на равновесный выпуск.

Варианты ценообразования при олигополии – 1) редкое изменение цен, 2)Цены имеют тенденцию быть жесткими(негибкими). 3)Наличие стимулов и согласованных действий при назначении и изменении цен. 4)В случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также сменят цены.

45. Рынок труда: понятие и основные характеристики. Заработная плата: сущность, виды и формы. Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду.

Субъекты рынка труда: 1)работодатели (собственники средств производства) – формируют спрос, 2)наемные работники (собственники ресурса труда)– формируют предложение, 3)государство в виде работодателя или посредника.

Функции рынка труда: 1. посредническая – соединение продавца и покупателя рабочей силы 2. приведение структуры занятости в соответствие со структурой общественного производства 3. уравновешивание спроса на труд и его предложения, формирование цены труда – заработной платы 4. выявление численности безработных, видов и характеров безработицы.

Основные факторы, влияющие на состояние рынка труда: 1. демографическая ситуация 2. экономическая активность населения 3. процессы миграции 4. рыночная коньюктура, 5. участие государства 6. влияние профсоюзов 7. структура экономики 8. состояние экономики 9. уровень технического развития страны.

Составными компонентами рынка труда являются: 1. Спрос на труд - отражает общий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда. 2.
Предложение труда - общее количество рабочей силы, характеризуемой численностью и составом (пол, возраст, образование, профессия, квалификация и т.д.). 3.Цена рабочей силы (заработная плата). 4.Конкуренция - как между нанимателями за привлечение высокопроизводительной рабочей силы, так и между работниками за замещение вакантных рабочих мест.

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд, получаемое работником в соответствии с затратами и результатами на труд.

Виды з/п – Реальная – товары и услуги, приобретаемые на нормальную заработную плату. Номинальная – сумма благ, которые могут быть приобретены на заработную плату.

Формы з/п – 1)повременная(зависит от количества отработанных часов), 2)сдельная(определяется количеством произведенных работ), 3) смешанная.

46.Безработица: типы, уровень и экономические последствия. Безработица – Это социально-экономическое явление, которое характеризуется наличием лиц, трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих ее. Существует 2 основных типа безработицы: 1)Вынужденная – человек не имеет работы, ищет ее, и готов приступить к работе. 2) Естественная – подразумевается, что трудовая занятость снижается вследствие изменения структуры рынка(старые вакансии исчезают, новые появляются).

Уровень безработицы – основной оценочный фактор безработицы (вычисляется как соотношение количества безработных к общему числу трудоспособных граждан). Существует естественный уровень – ситуация, при которой экономика использует все пригодные производственные ресурсы, обеспечивая занятость всем и так же фактический уровень безработицы.

Последствия безработицы – последствия для человека: Снижение уровня жизни безработного, увеличение стрессовой нагрузки, полная или частичная потеря профпригодности, снижение самооценки, дестабилизация семейных отношений, сокращение материальных сбережений, невозможность обеспечить обучение или лечение родных. Последствия для экономики и других сфер: сокращение доходов в казну государства, рост затрат гос-ва на материальную поддержку безработных, сокращение, ухудшение криминальной обстановки, массовые беспорядки при резком росте безработицы, рост социального расслоения общества, сокращение покупательской способности.

47.Рынок капитала и его структура. Процентная ставка и инвестиции. Рынок капитала – совокупность отношений между продавцами и покупателями капитала, товаром на данном рынке является капитал. Капитал как экономическая категория - это экономические отношения между субъектами экономики, связанные с получением прибыли. В экономике рыночного типа в качестве капитала принято признавать все то, что приносит устойчивый доход (прибыль).


Капитал как фактор производства - это экономический ресурс, вовлеченный в производство, в форме денежного и физического капитала для производства экономических благ с целью получения прибыли.

Физический капитал - совокупность средств производства, имеющих денежную оценку и используемых для производства благ с целью получения прибыли.

Физический капитал имеет две формы:

капитальные блага (блага длительного пользования: здания, сооружения, оборудование и т. д.);

услуги капитала, которые получает арендатор капитальных благ при их эксплуатации.

Денежный капитал — это часть капитала, которая принимает денежную форму в результате: 1) износа основного капитала и формирования амортизационного фонда; 2) создания денежных резервов (страховой фонд, резервный и т. д.); 3) накопления денежных средств для сезонной закупки сырья; 4) формирования минимального фонда для выплаты зарплаты; 5) накопления прибыли для формирования фонда развития производства.

Из этих источников и вкладов населения в коммерческих банках формируется рынок денежного капитала, т. е. денежных средств, которые выдаются взаймы на срок под процент. Эти денежные средства образуют особую форму капитала - ссудный капитал.

Ссудный капитал - это форма денежного капитала, которая выражает кредитные отношения, т. е. долговые денежные отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами на основе срочности, платности и возвратности. Причем надо отличать ссуду капитала и ссуду денег.

Особой формой существования капитала являются ценные бумаги (акции, облигации и др.).

Ценная бумага - кредитный документ, который удостоверяет право его владельца на капитал, отданный взаймы, приносящий доход в виде процента или дивиденда и определяющий взаимоотношения между эмитентом (лицом, выпустившим документ) и его владельцем (лицом, купившим его).

Процентная ставка - цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала.

Инвестиции – обратная функция от процентной ставки.

48.Рынок земли. Рента. Цена земли. Рынок земли – сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Под рынком земли подразумевается оборот земли, включающий в себя как непосредственную ее куплю-продажу, так и иные сделки с землей(аренда).